Зрячих Ирина Александровна. Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»

Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Зрячих И.А. Балашиха 2017 – 2018 учебный год

Актуальность проекта.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, чьё психическое развитие отстаёт в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстаёт словесно-логическое мышление, значительно отстаёт от нормы речь. Как следствие — интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют синдромы гиперреактивности, расторможенность и др. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.

 

В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребёнка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребёнок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребёнок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твёрдую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребёнку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный.

Основные преимущества этого проекта:

Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Данный проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания усидчивости, развивается воображение.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.

По содержанию: психолого-педагогический.

По времени проведения: долгосрочный (с 01. 12. 2017 г. по 30. 04. 2018 г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель проекта: создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении, которые тормозят дальнейшее развитие ребёнка.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи), учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, выдержку, внимание; создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия); развивать мелкую моторику рук детей; развивать самопринятие и принятие других; повышать личностную саморегуляцию.

Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Подготовительный этап

  • Изучение литературы;
  • Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
  • Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
  • Подбор видеороликов, составление презентаций;
  • Изготовление воспитателями образцов обрядовых кукол;
  • Подбор материала для мастер-классов;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор сказок, рассказов, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Привлечение родителей к подбору материалов к мастер-классам;
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность (мастер-классы «Снежные ангелы», «Изготовление куклы Кубышки — Травницы», постановка музыкального этюда «Когда куклы оживают»);
  • Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.

Реализация проекта:

Декабрь.

  • Беседы «Как появилась игрушка», «Первая игрушка – кукла».
  • Художественное творчество «Моя любимая игрушка».
  • Консультация для родителей «Игрушки наших детей», «Учите детей играть в куклы!»
  • Мастер-класс для родителей «Снежные ангелы».
  • Просмотр видеороликов «Куклы разных времен и народов», «Любимые куклы разных стран».
  • Рассматривание альбомов «Дамы эпохи».
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.

Январь.

  • Беседа «Мир кукол».
  • Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников».
  • Просмотр презентации «Русская народная кукла» – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
  • Рассматривание альбома «История русского костюма», «Куклы в народных костюмах».
  • Знакомство с бытом и традициями русского народа. Участие в обрядовых праздниках «Святочные колядки», «Зимние посиделки».
  • Изготовление детьми игровой куклы «Пеленашка» по схеме.

Февраль.

  • Консультация для родителей «История народной куклы».
  • Знакомство с русской матрешкой. Просмотр презентации «Русская матрешка».
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление матрешки (конструирование из бумаги).
  • Знакомство с частной коллекцией кукол семьи Виноградовых. (Серия «Русские народные куклы» автор – Галина Масленникова).
  • Игры детей с народными куклами (лоскутные, обрядовые, игровые).
  • Художественное творчество: раскрашивание шаблонов народных кукол.

Март

  • Чтение народных и авторских сказок, рассказов и стихов о куклах.
  • Конструктивно-модельная деятельность – изготовление куклы из ниток «Мартинички».
  • Мастер-класс для родителей «Изготовление лоскутной куклы «Кубышка – Травница».
  • Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с элементами квест-игры «Народная кукла. Изготовление лоскутной куклы «Закрутки» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Трансляция опыта работы «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» в рамках муниципального семинара для педагогических работников «Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с патологией речевого и психического развития с использованием нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий».

Апрель

  • Знакомство с куклами разных народов. Просмотр видеоролика «Куклы народов мира».
  • Рассматривание альбома «Такие разные куклы».
  • Игры с куклами «Мы разные, но мы вместе!».
  • Разучивание музыкального этюда «Когда куклы оживают» (совместно с родителями).
  • Художественное творчество «Игрушка для моего друга».
  • Составление творческих рассказов «История одной куклы».
  • Создание альбома с рисунками, авторскими рассказами и стихами;

Ожидаемый результат

Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения. Те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.

По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Используемая литература:

  1. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.
  2. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008
  3. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004
  4. Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
  5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
  6. Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016
Просмотров: 409
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Жаркова Нина Анатольевна. Консультация для родителей и воспитателей 'Куклы для мальчиков'
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Швалева Татьяна Николаевна. Мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки «Страусёнок Эму» из бросового материала
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Чаусова О.А. Згурськая Е.А. Фролова Е.В.. Проектная деятельность в старшей группе «Куклы прошлых лет»
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Рогулина Нина Анатольевна. Презентация 'КУКЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРА'
  • Андреева Лидия Константиновна, Почкай Елена Александровна. Проект «История куклы»
  • Прудникова Светлана Николаевна. Образовательно–познавательная деятельность: «Необычные куклы из соломы».
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по аппликации на тему: «Пальто для куклы».
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Власова Галина Ивановна. 'Картотека: куклы-обереги своими руками'
  • Кудинова Татьяна Александровна. Куклы из бросового материала
  • Лайшева София Саитовна. Познавательно – творческий проект; «Куклы из бабушкиного сундучка»
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Романович Марина Анатольевна. Проект Тема: «Секреты бабушкиного сундука» (куклы-обереги)
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Исмагилова Ольга Александровна. Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группы «День рождения куклы Маши»
  • Ольга Федосова. 'КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА'
  • Главный Редактор. Куклы из соленого Теста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь