Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Зрячих И.А. Балашиха 2017 – 2018 учебный год
Актуальность проекта.
В настоящее время наблюдается рост числа детей, чьё психическое развитие отстаёт в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстаёт словесно-логическое мышление, значительно отстаёт от нормы речь. Как следствие — интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют синдромы гиперреактивности, расторможенность и др. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.
В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребёнка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребёнок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребёнок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твёрдую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребёнку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный.
Основные преимущества этого проекта:
Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Данный проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории.
Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции или психопрофилактики.
Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения.
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания усидчивости, развивается воображение.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
По содержанию: психолого-педагогический.
По времени проведения: долгосрочный (с 01. 12. 2017 г. по 30. 04. 2018 г.).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта: создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении, которые тормозят дальнейшее развитие ребёнка.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи), учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, выдержку, внимание; создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия); развивать мелкую моторику рук детей; развивать самопринятие и принятие других; повышать личностную саморегуляцию.
Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.
Подготовительный этап
- Изучение литературы;
- Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;
- Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;
- Подбор видеороликов, составление презентаций;
- Изготовление воспитателями образцов обрядовых кукол;
- Подбор материала для мастер-классов;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор сказок, рассказов, стихов, загадок о кукле.
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
- Анкетирование по теме;
- Привлечение родителей к подбору материалов к мастер-классам;
- Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность (мастер-классы «Снежные ангелы», «Изготовление куклы Кубышки — Травницы», постановка музыкального этюда «Когда куклы оживают»);
- Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
Реализация проекта:
Декабрь.
- Беседы «Как появилась игрушка», «Первая игрушка – кукла».
- Художественное творчество «Моя любимая игрушка».
- Консультация для родителей «Игрушки наших детей», «Учите детей играть в куклы!»
- Мастер-класс для родителей «Снежные ангелы».
- Просмотр видеороликов «Куклы разных времен и народов», «Любимые куклы разных стран».
- Рассматривание альбомов «Дамы эпохи».
- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева.
Январь.
- Беседа «Мир кукол».
- Консультация для родителей «Роль куклы в воспитании дошкольников».
- Просмотр презентации «Русская народная кукла» – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).
- Рассматривание альбома «История русского костюма», «Куклы в народных костюмах».
- Знакомство с бытом и традициями русского народа. Участие в обрядовых праздниках «Святочные колядки», «Зимние посиделки».
- Изготовление детьми игровой куклы «Пеленашка» по схеме.
Февраль.
- Консультация для родителей «История народной куклы».
- Знакомство с русской матрешкой. Просмотр презентации «Русская матрешка».
- Конструктивно-модельная деятельность – изготовление матрешки (конструирование из бумаги).
- Знакомство с частной коллекцией кукол семьи Виноградовых. (Серия «Русские народные куклы» автор – Галина Масленникова).
- Игры детей с народными куклами (лоскутные, обрядовые, игровые).
- Художественное творчество: раскрашивание шаблонов народных кукол.
Март
- Чтение народных и авторских сказок, рассказов и стихов о куклах.
- Конструктивно-модельная деятельность – изготовление куклы из ниток «Мартинички».
- Мастер-класс для родителей «Изготовление лоскутной куклы «Кубышка – Травница».
- Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с элементами квест-игры «Народная кукла. Изготовление лоскутной куклы «Закрутки» для детей старшего дошкольного возраста.
- Трансляция опыта работы «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» в рамках муниципального семинара для педагогических работников «Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с патологией речевого и психического развития с использованием нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий».
Апрель
- Знакомство с куклами разных народов. Просмотр видеоролика «Куклы народов мира».
- Рассматривание альбома «Такие разные куклы».
- Игры с куклами «Мы разные, но мы вместе!».
- Разучивание музыкального этюда «Когда куклы оживают» (совместно с родителями).
- Художественное творчество «Игрушка для моего друга».
- Составление творческих рассказов «История одной куклы».
- Создание альбома с рисунками, авторскими рассказами и стихами;
Ожидаемый результат
Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения. Те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне.
По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Используемая литература:
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. — СПб.: Речь, 2008г. — 218с.
- Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. — 2008. — №5-С. 100-107-с. 2008
- Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). — 2004. — №12-с. 54-56. — с. 2004
- Гребенщикова Л. Г., Основы куклотерапии. Галерея кукол., Издательство: Речь, 2007
- Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012
- Дворецкая Г. Играйте в куклы — на здоровье. Мурманский вестник. 2016
|