- Истомина Татьяна Владимировна, воспитатель
- Зарубина Наталья Владимировна, педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад №35», Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
Самые лучшие дети – у счастливых родителей.
Для нас очень важно доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Работа с мамами и папами — это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с ними. Сначала, изучить семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОУ и при этом вести педагогическое просвещение родителей. Родители должны твердо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребенку. Поэтому важна компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное это его личностные качества. Такое доверие само собой не происходит: педагог завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением раскрыть в нем хорошее, великодушие и милосердие. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии будет достаточно полной.
При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу, могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей и педагога-психолога по интересующим их проблемам. Таким образом, и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника.
Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ, применяются, как правило, три формы сотрудничества это: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а педагоги являются помощниками родителей и вот тогда, дети становятся любознательными, активными, творческими.
В своей практике мы нашли интересный способ взаимодействия с семьями наших воспитанников – это арт-терапевтический приём рисование мандалы. Но, мандала обязательно должна быть семейной!
Это не только приятное времяпровождение со своими близкими, этот приём имеет потрясающий диагностический, информативный результат для специалистов, работающих вместе с семьёй.
Еще это упражнение можно предлагать на встречах с родителями – может оказаться, что представление о том, как устроена семья, у них существенно различается. И эти разные представления, например, у мужа и жены, могут оказаться причиной конфликтов и недопонимания друг друга. Тогда можно предложить, после того, как каждый из них нарисовал свою собственную мандалу, нарисовать им совместную мандалу, а как бы они хотели, чтобы выглядела их «семейная мандала»?
Думаю, в процессе работы, вы найдете еще различные творческие варианты использования этого упражнения в процессе психологической помощи. А мы обратим ваше внимание на методическую составляющую этого метода.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать внутренний мир или ситуацию. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности и умиротворению.
«Мандала» в переводе означает «круг», «диск». В сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др Содержание мандал – это сильная система преображения личности. Раскрашивание мандал помогает установить контакт с функциями правого полушария головного мозга (отвечающее за образное мышление), а также с бессознательным. Рисование мандал способствует развитию целостной перцепции, дедукции, фиксации эмоций и чувств, снятию стресса, а также развитию креативного мышления. Этот арт-терапевтический приём позволяет выявить определенную стадию психического развития человека, как отражение внутреннего. Приём похож на проявление негативов фотоплёнки. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.
Работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом диагностико-коррекционном занятии.
Будем благодарны обратным отзывам и предложениям по усовершенствованию работы!
|