Содержание работы педагога-психолога в период адаптации
Содержание работы с детьми в период адаптации (вновь поступившие дети и дети, снова оказавшиеся в процессе адаптации в связи с новыми условиями: новая группа, новые дети, новые воспитатели)
Актуальность. Период адаптации для детей бывает непрост. Привыкая к новым условиям, многие из них первое время испытывают психоэмоциональное напряжение, неуверенность, тревогу. В это время игры-забавы с песком становятся эффективным средством оптимизации эмоционального состояния дошкольников.
Изучение процесса адаптации проводится методом наблюдения, результаты которого отражаются в адаптационном листе. В конце учебного года подводится итог в виде заключения по уровням адаптации.
Для родителей организованы консультации по вопросам адаптации.
Памятки для родителей «Адаптационный период в детском саду» раздаются родителям при поступлении ребенка в детский сад.
По заключениям результатов наблюдений за детьми в период адаптации наибольшие психологические трудности испытывают дети раннего и младшего дошкольного возраста. Как средство профилактики психоэмоционального напряжения для детей младших, средних групп и групп раннего развития проводится цикл из игровых сеансов, объединенных одним сказочным сюжетом, например «Песочные зайчики». Для детей старшего возраста подходит методика «Построение миров».
Основные задачи работы с детьми: снижение тревожности, перепадов настроения; создание положительного эмоционального микроклимата.
Периодичность и время проведения:
- 2 раза в неделю по 15-20 мин. (10 игровых сеансов) для детей групп раннего развития, младших и средних групп
- 2 раза в неделю по 20-30 мин. (6-8 игровых сеансов) для детей старших и подготовительных групп.
Количество детей в одном игровом сеансе от 2 до 4.
Структура игрового сеанса «Песочные зайчики»:
- Тактильная разминка.
- Создание сказочной ситуации.
- Практическое задание по сюжету.
- Обмен впечатлениями.
Структура игрового сеанса «Песочные миры»:
- Ритуал «входа» в игру.
- Построение миров.
- «Оживление» миров.
- Контакты между мирами.
- Ритуал «выхода» из игры.
Место проведения: игровые сеансы можно проводить в кабинете педагога-психолога с соответствующим оборудованием; в групповой комнате – если в ней предусмотрен уголок для игр с песком и водой; в теплый период сеансы можно проводить во время прогулки – на веранде детского сада.
Оборудование:
- песочница с песком, разделенная на 2или 4 части
- пластмассовые совочки, ложечки, формочки, грабельки, леечки, сито, палочки, кисточки
- природный материал – ракушки, камешки; декоративный материал – бусинки, пуговицы и пр.
- фигурки животных, людей, сказочных героев, растений, строений.
Пример игрового сеанса на основе простого сказочного сюжета «Песочные зайчики».
История первая. «Зайчики заблудились»
Ход игрового сеанса
1. Тактильная разминка
Инструкция. Дети располагаются вокруг песочницы. Педагог-психолог (приговаривая и показывая, что надо делать): «Любят зайчики скакать и в песочек поиграть. Вот так. Вот так и в песочек поиграть».
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: пересыпают песок из ладошки в ладошку; зарывают поочередно ладошки в песок; берут щепоткой песок и как бы «солят»; возят ладошками по песку; растирают песочек между ладошками. На следующих сеансах дети могут играть в песок без показа.
2. Создание сказочной ситуации
Инструкция. Педагог-психолог знакомит детей с песочными зайчиками: «Жили-были необыкновенные зайчики. Необыкновенные: не простые, не солнечные, а песочные – самых разных цветов. Они живут в песочнице, поэтому их песочными и зовут. Каждый раз с ними случаются необычные истории. Они очень любят приглашать с собой друзей в разные песочные приключения. Давайте и мы с вами поиграем с песочными зайчиками. Для этого каждому из вас понадобится фантазия и хорошее настроение».
3. Практическое задание по сюжету
Инструкция. Педагог-психолог зарывает зайчиков в песок для каждого ребенка. «Зайчики песочные играли, резвились и в песочке заблудились. Будем зайчиков искать и с зайчатами играть. Песочек пальчиками шевелите, озорных зайчат найдите». Детям необходимо пальчиками аккуратно, не высыпая песок, откопать заблудившегося зайчика, поставить его на любое место в своей части песочницы. Можно предложить сделать для зайчиков песочные домики и нарисовать пальчиком дорожку, по которой зайчик сможет найти свой дом.
Примечание. Малышам следует показать, как надо пальчиками аккуратно разгребать песочек. Детям среднего возраста достаточно сказать, что это надо делать аккуратно и осторожно.
Детям дается возможность рассмотреть своего зайчика и ответить на вопросы: какой это зайчик? что он любит? С кем дружит? Вопросы могут быть разнообразные, важно, чтобы они побуждали детей к действию с песком и стимулировали желание создавать пространство для песочного зайчика.
4. Обмен впечатлениями
Инструкция. В конце сеанса ребенок рассказывает о своих впечатлениях – понравилось ли помогать зайчику или нет. Педагог психолог просит детей попрощаться с зайчиками и желает всем хорошего настроения.
Пример игрового сеанса «Построение миров».
Ход игрового сеанса
1. Ритуал «входа» в игру
Инструкция. Дети располагаются вокруг песочницы. Для создания у ребят настроя на совместную игровую деятельность педагог-психолог предлагает выполнить коллективное упражнение или «сплачивающее» действие. Например, дети произносят следующие строки, выполняя указанные в них действия:
Мы собрались в дружный круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Скажем дружное: «Ура!»,
Начинается игра!
2. Построение миров
Инструкция. В разделенной на части песочнице педагог-психолог предлагает детям построить свой волшебный мир, используя фигурки, природный и декоративный материалы.
3. «Оживление» миров
Инструкция. Педагог-психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми песочные миры, углубляет представление ребят о собственных мирах, озадачивает, задает вопросы для размышления: как называется мир? как живется обитателям этого мира? какие правила и законы существуют в мире? кто правит миром? есть ли кто-то в мире похожий на тебя?
4. Контакты между мирами
Инструкция. Детям предлагается обсудить возможные взаимодействия миров и проиграть сюжет в песочнице. Дети предлагают разные варианты: совместный праздник, построение дорог и мостов, жители миров ходят в гости друг к другу и т. д. Если ребятам трудно придумать вариант взаимодействия, на помощь приходит педагог-психолог. Затем помогает детям обнаружить связь придуманных ими сюжетов игры с реальностью, задает вопросы: будете ли вы поступать как герои ваших миров? если да, то почему? если нет, то почему?
5. Ритуал «выхода» из игры
Инструкция. В конце сеанса ребенок рассказывает о своих впечатлениях – понравилось или нет. Педагог-психолог желает всем хорошего настроения, просит детей разобрать свои миры и попрощаться. Дети произносят ритуальную фразу, взявшись за руки: «Вот и кончилась игра, собираться нам пора».
Литература.
- Агошкова М. Д. Забавы с песком – средство профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Цикл игровых сеансов «Песочные зайчики»: организация работы, конспекты // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013, №11.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2010.
|