Першина Екатерина Валентиновна. Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»

Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок» «Песочные чудеса»

Першина Екатерина Валентиновна учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Процесс информатизации затрагивает и дошкольное образование. Интерактивные программы для дошкольников дают большие возможности для развития речи.

Использование интерактивной песочницы «Островок» в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более интересным и результативным.

Интерактивная песочница позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется.

Занятия по песочной игротерапии очень полезны в дошкольном возрасте. Игры с песком позволяют не только развить мелкую моторику и снять психоэмоциональное напряжение, но также способствуют речевому развитию.

Понимая важность и значение использования игр с песком, я разработала программу «Песочные чудеса» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием интерактивной песочницы «Островок».

 

Скачать конспект

Игры, представленные в Программе, имеют тематическую направленность и подходят как для занятий в подгрупповом, так и в индивидуальном формате.

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Цель Программы – создание условий для развития связной речи старших дошкольников с ОНР средствами песочной терапии.

Задачи Программы:

  • способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка
  • активизировать словарный запас детей
  • создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру
  • развивать моторику, память, мышление, воображение, фантазию детей
  • развивать связную речь
  • воспитывать любовь природе и животным, умение видеть красоту окружающего мира
  • воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.

Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов, которые при работе с детьми с ТНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Программа создавалась для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы с третьим уровнем речевого развития при ОНР.

Срок реализации данной Программы рассчитан на один учебный год.

Представленные в Программе игры проводятся как занятие или часть занятия один раз в две недели.

Планируемые результаты:

  • гармонизация психоэмоционального состояния детей
  • повышение уровня развития творческих способностей
  • обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • формирование и развитие познавательного интереса, способности к логическому мышлению
  • формирование психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых функций
  • развитие сенсомоторных функций.

Учебно-тематический план

Дата

Тема

Содержание (игры)

Задачи

Сентябрь

2 неделя

«Здравствуй, Волшебная песочница!»

Игра «Правила Волшебной песочницы»

Игра «Чувствительные ладошки»

Игра «Отпечатки наших рук»

Релаксация «Песочная магия»

(Режим «Природа», «Цветной песок»)

- познакомить детей с интерактивной песочницей «Островок»;

- познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка;

-  научить навыкам прикосновения к песку разными способами;

- закрепить и систематизировать знания о природном материале – песке;

- развивать интерес к играм с песком;

- создать у детей радостное настроение;

- развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, воображение.

4 неделя

«Осень»

Игра «Осень в песочной стране»

Игра «Дождь на песке»

Игра «Осенняя прогулка»

(Режим «Времена года»)

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию;

- воспитывать у детей интерес и любовь к природе;

- развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание, мышление.

Октябрь

2 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Игра «Что справа, слева, сверху, снизу?»

Игра «Найди и опиши»

Пересказ рассказа «Как яблоки собирают»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей об овощах и фруктах;

- закреплять умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по заданному плану;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- развивать умение последовательно и выразительно   передавать небольшой по объему литературный текст;

- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

«Лес. Дары леса»

Игра «На неизведанных дорожках ...»

Игра «Лесное царство»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о деревьях, грибах, ягодах;

- упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;

- закреплять использование в речи предлогов;

- развивать мелкую моторику, наблюдательность;

- воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Ноябрь

2 неделя

«Моя страна»

Игра «Широка страна моя родная»

Пересказ текста «Наше Отечество»

(Режим «Город», «Природа»)

- закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами;

- учить составлять коллективный рассказ по коллективно составленному плану, давать ему название;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту произведения;

- закреплять навык пересказа небольшого рассказа;

- воспитывать у детей чувство гордости, любви к Родине.

4 неделя

«Осень провожаем, зиму встречаем»

Игра «Путешествие в царство зимы»

Пересказ рассказа «Летят снежные пушинки»

(Режим «Времена года»)

- систематизировать знания детей о зиме;

-закреплять умение составлять предложения по предложенной схеме;

- продолжать учить составлять небольшие рассказы связно и образно, отмечая черты зимней природы;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять навык пересказа рассказа;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику;

- воспитывать любовь к родной природе.

Декабрь

2 неделя

«Дикие и домашние животные»

Игра «Животные»

Игра «Необыкновенные следы»

Пересказ сказки «Как оленёнку маму искали»

(Режим «Животные», «Природа»)

- закреплять знания детей о диких и домашних животных;

- продолжать учить детей составлять загадки-описания о животных по заданному плану;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- закреплять навык пересказа сказки;

- научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы;

- воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение, внимание.

4 неделя

«Птицы»

Игра «Где сидят птицы?»

Игра «Сравни»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о птицах;

-закреплять умение составлять предложения со сложными предлогами;

- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- продолжать учить составлять сравнительные рассказы-описания о птицах;

- развивать память, мышление, воображение, внимание.

- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.

Январь

2 неделя

«Животные Севера»

Игра «Прятки»

Игра «Приключения Умки»

(Режим «Природа», «Времена года», «Прятки»)

- закреплять знания детей о животных Севера;

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных по плану;

- продолжать учить детей составлять рассказ творческого характера;

- воспитывать у детей интерес и любовь к природе, к диким животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.

4 неделя

«Животные жарких стран»

Игра «Путешествие в Африку»

Игра «Проделки песчаной бури»

(Режим «Сахара», «Природа»)

- закреплять знания детей о животных жарких стран;

- продолжать учить детей придумывать загадки-описания о животных;

- закреплять навык коллективного составления небольшой сказки;

- воспитывать интерес и любовь к природе;

- воспитывать у детей интерес к диким животным, желание больше знать о них;

- развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, мышление, воображение.

Февраль

2 неделя

«Транспорт»

Игра «Транспорт»

Игра «Опиши транспорт по схеме»

Игра «Случай на улице»

(Режим «Город»)

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о транспорте по предложенной схеме;

- развивать умение рассказывать связно, чётко выстраивать композицию рассказа;

- развивать умение самостоятельно продумывать событие;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять использование в речи предлогов;

- совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;

- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

4 неделя

«Жили-были …»

Игра «Угадай мультфильм»

Игра «Сказочники Песчаной страны»

(Режим «Мультфильм», по выбору ребёнка)

- закреплять навыки моделирования из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов на свободную тему;

- продолжать закреплять умение инсценировать любимые фрагменты произведений;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику;

- воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Март

2 неделя

«Весна»

Игра «Весенняя сказка»

Игра «Угадай время года»

(Режим «Времена года»)

- закреплять знания детей об окружающем мире, о временах года;

-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;

- развивать умение отвечать на вопросы, используя в речи разные типы предложений;

- продолжать учить составлять небольшие рассказы, отмечая черты зимней природы;

- воспитывать любовь к родной природе;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, мелкую моторику.

4 неделя

«Животный мир морей и океанов»

Игра «Морские жители»

Игра «Путешествие золотой рыбки»

Игра «Что скрывает песок?»

(Режим «Подводный мир»)

- закреплять знания детей о животных морей и океанов;

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных;

- закреплять навык коллективного составления небольшого рассказа;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, внимание, память, воображение.

Апрель

2 неделя

«В далёком космосе»

Игра «Космические путешествия»

Игра «Встреча с инопланетянами»

(Режим «Космос»)

- закреплять знания детей о космосе;

- учить детей развивать сюжет предложенный логопедом;

- упражнять детей связно, последовательно, выразительно составлять небольшой рассказ;

- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы, отвечать на вопросы кратко и полно;

- воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность;

- развивать мелкую моторику, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;

- воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

4 неделя

«Насекомые»

Игра «Время дня»

Игра «Раскраска»

Пересказсказки«Как кузнечик помогал слабым»

(Режим «Природа»)

- закреплять знания детей о насекомых;

- активизировать словарь по теме;

- составление описательно рассказа о бабочке с опорой на схему;

- совершенствовать навык пересказа сказки со зрительной опорой и помощью логопеда;

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, представления детей о времени.

Май

2 неделя

«Мой город»

Игра «Прогулка по городу»

(Режим «Город», «Цветы»)

-закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;

- воспитывать любовь к родному городу.

4 неделя

«Весну провожаем, лето встречаем!»

Игра «Бабочка и цветы»

Игра «Лето в песочной стране»

Игра «Летние приключения»

(Режим «Природа», «Времена года»)

- закреплять умение различать приметы лета и других времен года;

-закреплять умение составлять предложения по предложенным схемам;

- закреплять использование в речи простых и сложных предлогов;

- закреплять умение составлять рассказ из личного опыта;

- развивать наблюдательность, мелкую моторику, внимание, память, воображение, воспитывать любовь к родной природе.

 

Материально-техническое обеспечение программы

1.Интерактивная песочница «Островок» 1 шт.

2.Деревянный конструктор "Африка"1 шт.

3.Деревянный конструктор "Зоопарк" 1 шт.

4.Деревянный конструктор "Цветной городок" большой 1 шт.

5.Деревянный конструктор «Ферма» 1 шт.

6.Деревянный конструктор "Веселый городок"1 шт.

7.Деревянный конструктор "Транспорт" 1 шт.

8.Деревянный конструктор 3 в 1 "Лесные сказки" 1 шт.

9.Набор животных "Морские жители" 1 шт.

10.Набор фигурок "Мир насекомых" 1 шт.

11.Набор фигурок "Деревья" 2 шт.

12.Набор фигурок обучающий "Солнечная система" 1 шт.

13.Набор фигурок "Космическое пространство" 1 шт.

14.Игровой набор "Овощи" 1 шт.

15.Игровой набор "Фрукты" 1 шт.

16.Набор фигурок "Дикие животные леса" 1 шт.

17.Набор домашних животных 1 шт.

18.Набор из 12-и птиц 1 шт.

19.Декоративные камушки

20.Мелкие игрушки от Киндер – Сюрприза

21. Совочки, грабельки, стаканчики, сито.

22. Природный материал (камни, шишки, каштаны и т.д.).

 

Список литературы

1.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2004

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

3.Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие. – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2016.

Просмотров: 354
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Арутюнян Зоя. Семинар для родителей на тему: «Развивая мелкую моторику рук – развиваем речь».
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Шуваева Оксана Анатольевна Попова Елена Владимировна Марченко Марина Владимровна Федосеева Любовь Анатольевна. Учимся составлять синквейн
  • Голубкова Любовь Витальевна. Многофункциональная дидактическая игра для детей дошкольного возраста
  • Кусукпаева Копей Кабиденовна Ефимова Любовь Александровна. Дидактическая игра «Времена года»
  • Петухова Любовь Васильевна. Дидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для детей старшего дошкольного возраста
  • Любовь С. Занятие-игра по развитию речи «Разноцветное настроение»
  • Любовь Рвачева. Народная подвижная игра - средство развития физических качеств у детей
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Кривошеина Ольга Викторовна. Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Любовь Гаричкина. Познавательная игра для детей второй младшей группы «В гостях у Степашки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь