Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»

Выполнила: Елпашева Татьяна Николаевна воспитатель высшей категории МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»

Пояснительная записка:

Детский сад — это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. И смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду. Адаптация, в переводе от лат. adapto — приспособляю, означает «приспособление». В этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых: педагогов, родителей. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка.

 

Скачать конспект

Детский сад, конечно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением, новыми отношениями, новыми правилами поведения, новым ритмом. Детский сад — первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Поскольку в условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним, что впоследствии вырабатывается в привычку. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Все это приводит к изменению ребенка: изменяется его аппетит, сон, эмоциональное состояние.

Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро и в таком состоянии его оставлять один на один с такими изменениями нельзя, обязательно нужна помощь, как родителей, так и воспитателей. По мнению психологов, период адаптации к новым условиям длится два-три месяца. Педагоги ищут эффективные методы для безболезненной адаптации ребенка. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед взрослыми в период адаптации ребёнка к условиям детского сада. Кинетический песок — один из инструментов, который поможет в этом педагогам.

Я предлагаю семинар-практикум для работы с родителями (законными представителями) детей раннего дошкольного возраста по теме «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»

В ходе семинара-практикума участникам будет предоставлена возможность:

  • изучить разработки по теме семинара — практикума
  • поучаствовать в обсуждении полученных результатов
  • задать вопросы и получить консультации
  • предложить для обсуждения собственные проблемы, вопросы по теме семинара — практикума
  • высказать свои предложения по решению обсуждаемой проблемы.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области использования различных методов работы с кинетическим песком.

Задачи:

  • дать возможность родителям (законным представителям) воспитанников получить информационно – практическую помощь по использованию кинетического песка в период адаптации детей к условиям детского сада;
  • обучить родителей (законных представителей) работе с кинетическом песком, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
  • привлечь родителей (законных представителей) к воспитательно-образовательному процессу;
  • закрепить умения участников семинара — практикума применять полученные знания в практике.

Предварительная работа:

  • подбор пособий, материала, литературы по заданной теме;
  • оформление наглядного материала, практических рекомендаций для родителей (законных представителей);

Организация мероприятия: родители (законные представители) располагаются за столами. Столы стоят полукругом.

Оборудование: мультимедийное оборудование, столы и стулья.

Материал: кинетический песок, мелкие игрушки, ёмкости для кинетического песка (дощечки), влажные салфетки для рук.

Вступление.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии.

В раннем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра. Поэтому в оказании помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптации к условиям детского сада необходимо делать акцент на игру. Игра может складываться с разными предметами: мячом, пластмассовыми и деревянными игрушками, куклами, машинками, кубиками, пирамидками. Но, введение новых методов работы с детьми является всегда интересным. Поэтому использование игр с кинетическим песком в качестве помощи в адаптации детям раннего дошкольного возраста к условиям детского сада будет очень занимательным и новым.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность.

У кинетического песка есть много положительных характеристик, которые отличают его от пластилина, глины, соленого теста: песок не прилипает к рукам и одежде, со временем он не высыхает, а остается «влажным на ощупь», он не имеет запаха и не токсичен, при проглатывании не вызывает дискомфорта в кишечнике и естественным путём выходит из организма ребёнка, не требует специального хранения.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми раннего дошкольного возраста даёт возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, а, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей.

Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость.

Игры с песком разнообразны:

-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

-Коррекционно — развивающие игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Для помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптации к условиям детского сада можно проводить такие игры с кинетическим песком, как: «Знакомство с песком», «Готовим печенья и кексики», «Волшебные отпечатки на песке», «Чья горка выше», «Угадай-ка», «Заборчики». Игры с кинетическим песком могут развивать осязательные чувства, способствовать развитию концентрации внимания, сосредоточенности, творческого мышления. Одновременно с этим при лепке ребенок может создавать свою сказку, вербально описывая свои действия.

Кинетический песок может быть разных цветов, что способствует развитию сенсорного поля ребенка. Постепенно деятельность по изготовлению простых фигур из песка (куличей, горок) может перейти к более сложным играм, которые становятся развивающими.

Например, игра «Угадай кто это?», где взрослый делает из песка силуэт геометрической фигуры, животного, посуды…, а ребёнок отгадывает, что это может быть. В дальнейшем дети уже могут сами лепить силуэт и загадывать предметы.

Игра «Найди отличие» позволяет развить наблюдательность детей. Игра состоит в том, что взрослый лепит фигуру или предмет, когда дети отворачиваются, взрослый добавляет какую-либо деталь и ребёнок, повернувшись, должен отгадать отличие. В более взрослом возрасте ведущим игры так же может стать ребенок.

Лепка пластилином может варьироваться лепкой кинетическим песком, так как у детей раннего дошкольного возраста не в полной мере развита мелкая моторика, то им бывает сложно размять пластилин или его скатать. Такой вид деятельности даёт возможность ребенку исправить ошибки или устранить недоработки и стать при этом успешным. У кинетического песка так же есть функция снятия психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя, поэтому работа с песком будет иметь положительное воздействие на детей, имеющих нарушения эмоционального состояния.

Практическая часть.

Уважаемые родители, пришло время, перейти к практической части нашего мероприятия. Сегодня вы будете не только в роли родителей, вам ещё предстоит примерить на себя роль ребёнка.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с песком – с песком не простым, а волшебным. Потрогайте песок, положите на него ладони, погладьте его. Скажите, какой он — мягкий или жесткий, сухой или влажный. (Ответы родителей). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!». Слышите, он вам ответил? Песок говорит, что ему грустно и одиноко. Давайте попробуем его развеселить. Пощекочите его пальцами одной руки, теперь другой. Я думаю, ему стало веселее. Как вы думаете, что можно делать с песком? А чего делать нельзя, когда мы играем с волшебным песком? (Ответы родителей). Это упражнение поможет вам познакомить ваших детей с кинетическим песком и правилами обращения с ним.

А сейчас, я предлагаю вам закрыть глаза. Сегодня к нам в гости заглянул солнечный зайчик. Он светит вам прямо в глаза. Чувствуете? Теперь он движется по лбу, щекам, губам. Чтобы он не испугался, погладьте его на лбу, щеках. Вот он перебрался на макушку, руки. Солнечный зайчик пробежал по всему вашему телу- с головы до пяток — и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принёс, остались с вами. Откройте глаза. Ощупайте песок. Какой он? (Ответы родителей). Возьмите его в руку и сожмите, а теперь расплющьте его на доске и оставьте на песке следы своих ладоней и кулачков (родители выполняют задание). Эта расслабляющая игра «Солнечный зайчик» способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Следующая игра «Необыкновенные следы» поможет сымитировать следы животных, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Давайте надавим на наш песок ладошками, а теперь кулачками. Можно перемещать кисти рук в разных направлениях, ударять кончиками пальцев по поверхности материала, а также двигать пальцами одновременно.

Игра «Заборчики». Сегодня к нам в гости пришёл зайка. Предлагаю построить заборчик для нашего друга, вот так (Педагог лепит заборчик по кругу). От кого может спрятаться зайка за заборчиком? (Ответы родителей)

Игра «Я пеку, пеку». К нам в гости пришла кукла Катя. Давайте угостим её пирожками. Для этого из песка «напечём» разнообразные изделия (булочки, пирожки). В работе можно использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую.

Игры с кинетическим пеком помогут детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в детском саду, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми; способствовать устойчивости эмоционально- положительного самочувствия и активности каждого ребёнка; развитию познавательной активности детей и любознательности. А также способствовать творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности, обеспечивать комфортные условия пребывания в детском саду.

Наше мероприятие окончено.

-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?

-Что для вас было самым трудным?

-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?

Рефлексия.

Нам, очень важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося мероприятия. Поэтому я попрошу вас записать свой вариант окончания предложения и отметить его на смайлике.

«Работая с группой, я понял (а) …»:

-красный «Семинар – практикум понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию».

-желтый «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне».

-зеленый «Жалею, что принял (а) участие в семинаре – практикуме».

Спасибо, что вы все пришли на наше мероприятие. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения.

Пусть дети радуют вас!

Список источников:

  1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 48-50.
  2. Бутывченко А. В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческийнаучный форум -2015».
  3. Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 48-50. — URL
  4. Яковлева Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — 125 с.

Интерне-ресурсы:

  1. https: //www. scienceforum. ru/2015/1199/11602
  2. http: //s018. radikal. ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca. png
  3. http: //i022. radikal. ru/1304/0b/005110753ae9. png
  4. http: //img-fotki. yandex. ru/get/4126/981986. 29/0_833e9_d1cacb4b_orig
Просмотров: 849
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шрайнер Александра Ивановна Колесникова Виктория Олеговна. Использование игр с кинетическим песком и водой в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Мягкова Елена Юрьевна. Проект «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Черепанова Екатерина Викторовна. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Дрига Ольга Владимировна. Использование методического пособия «Сарафан Матрена», как средство облегчения адаптации детей к условиям детского сада
  • Берестова Наталья Сергеевна. Кинетический песок
  • Татарчук Татьяна Александровна. Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся играя»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Никонорова Наталья Валерьевна Козырева Ирина Леонидовна. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь