- Никонорова Наталья Валерьевна учитель-дефектолог
- Козырева Ирина Леонидовна социальный педагог
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1596" г. Москва
Практическая копилка.
Подборка коррекционных игр, заданий и упражнений по работе с песком с детьми дошкольного возраста.
Тема: «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком».
Скачать конспект
Вводная часть
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения, рисовать, раскрашивать, копировать. Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению.
Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, знает какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют выраженные нарушения в области психомоторного развития. Недостаточно развитые двигательные функции рук, отсутствие оформленной техники движений, вызывают у детей трудности, которые порой заставляют отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Данная разработка представляет собой комплекс коррекционно-обучающих практических игр, заданий и упражнений по развитию двигательных и познавательных способностей и не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму.
Цели:
- Формировать графомоторные навыки у детей дошкольного возраста
- Знакомить детей с правилами при работе с песком;
- Знакомить детей с материалом;
- Вызвать у детей интерес к занятию;
- Учить формулировать вербально свои ощущения;
- Развивать мелкую моторику;
- Формировать пинцетный захват;
- Развивать умения действовать по показу, по образцу, по речевой инструкции;
- Развивать внимание;
- Развивать тонкие тактильные ощущения, накопление сенсорного опыта;
- Формировать звукоподражание;
- Автоматизировать звуки;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать внимание на выполнение задания;
- Развивать пространственную ориентацию;
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;
- Развивать сенсорно — перцептивную сферу;
- Учить проводить прямые линии по образцу, по показу, по речевой инструкции до определенной точки в направлении: сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа налево;
- Учить проводить волнистые линии по образцу, по показу, по речевой инструкции: сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа налево;
Задачи:
Обучающие
- Формировать у детей интерес к работе с песком;
- Помочь детям овладеть техникой работы на песке;
- Знакомить детей с основными формами в ходе работы с песком, с использованием различных предметов.
- Знакомить детей с понятиями размера в ходе рисования на песке;
- Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
- Развивать двигательную активность ребёнка.
- Развивать пространственную ориентацию на плоскости и в окружающем пространстве.
Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к песочной деятельности;
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
- Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.
Оборудование: песочный стол с подсветкой, 1 кг. песка тонкозернистого, инструмент для выравнивания.
Противопоказания:
- аллергические реакции, астма на пыль; — кожные заболевания, порезы на руках.
Обработка песка: очищают песок путем просеивания, прокаливания при температуре 120 градусов в течение 1-1. 5ч.
Техника рисования песком (основные приёмы):
- Рисование одним пальцем, двумя, всеми пальцами, ребром ладони;
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
«Ладошки» «Отпечаток»
Описание:
На ровной поверхности ребенок делает отпечаток своих кистей (внутренней, внешней стороной, ребром ладони). Педагог рассказывает ребенку о своих ощущениях (песок мягкий, холодный, сухой, мокрый) затем спрашивает о его ощущениях. Когда ребенок получил образец устного описания ощущения, он пробует сам рассказать о том, что чувствует.
«Разноцветные ладошки»
Описание:
На ровной поверхности ребенок делает отпечаток своих ладошек и выкладываетс помощью декоративного материала (пуговицы, разноцветные шарики), не нарушая оттиск.
«Следы медвежат» «Заячьи следы»
Описание:
На ровной поверхности ребенок делает отпечаток пальцев (сначала только указательным, потом средним, затем безымянным, большим и мизинцем). Это же упражнение можно выполнить пальцами обеих рук одновременно.
Упражнение «Заячьи следы», «Следы медвежат» выполняются правой рукой, затем левой рукой, обеими руками и попеременно с продвижением вперед.
Упражнения «Машинка», «Змейка», «Санки» направлены на звукоподражание, автоматизацию звука. Выполняется упражнение приемом скольжения по поверхности песка (ладонью, кулаком, ребром ладони).
Упражнение «Пианино» выполняется пальцами по поверхности песка, для сравнения тактильных ощущений ребенку предлагается «поиграть» на поверхности стола.
- «Соедини точки»
- "Линии"
- «Дорога»
- «Волна»
Описание:
Дошкольникам, у которых еще недостаточно четкие горизонтальные и вертикальные линии, предлагаем упражнение "Соедини точки". Упражнение выполняется подушечкой указательного пальца, большого пальца, далее по очередности, в направлении сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа налево, также можно проводить по диагонали или с каким-либо наклоном. На этом же этапе предлагаем упражнение "Дорога", "Волна".
«Штриховка»
Описание:
Упражнение «Штриховка»: детям предлагается выполнить различные виды штриховок (вертикальные, горизонтальные, наклонные) не выходя за контур фигуры. Линии должны выполняться одним движением кисти руки, соблюдая параллельность линий, соблюдая расстояние.
«Продолжи узор»
Описание:
Упражнение «Продолжи узор»: детям предлагается продолжить начатый узор по образцу.
"Пружинка"
«Спираль»
Описание:
Упражнение «Пружинка» и "Спираль" выполняется несколькими способами: направление к центру или направление наружу, можно предложить нарисовать и более сложные вариант – раскручивающаяся наружу спираль переходит в спираль, закручивающуюся внутрь, в результате чего образуется двойная спираль.
«Мишень»
Описание:
Упражнение «Мишень» детям предлагается начать рисование с самого маленького круга в центре или, наоборот, двигаться от внешней окружности к центру, рисовать радиальные и концентрические формы. На этом же этапе можно предложить нарисовать солнышко, проводя лучи как от центра наружу, так и наоборот, снаружи к центру.
«Треугольник»
Описание:
Упражнение «Треугольник»: детям предлагается нарисовать треугольник с вершиной, направленной вверх, вниз, направо, налево, а также нарисовать ряд треугольников, вершины которых будут попеременно направлены вверх и вниз.
«Геометрические фигуры»
«Дорисуй фигуру»
Описание:
Упражнение «Геометрические фигуры», «Дорисуй»: детям предлагается нарисовать квадрат в круге, треугольник в круге, треугольник в квадрате и т.д., также дорисовать половинки квадратов и окружностей, эти упражнения позволят закрепить название геометрических фигур и развить пространственную ориентацию.
Развитие графомоторных навыков имеет значительную роль при подготовке детей к школе, и наилучшее время – это дошкольное. Следовательно, одним из важнейших в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие моторной координации. Хорошо развитые графомоторные навыки способствуют дальнейшему совершенствованию навыков письма, будут включены в учебную деятельностью, и станут опорой при усвоении новых знаний.
|