Челнокова Юлия Олеговна. Психолого — педагогическая сущность развития коммуникативной культуры старших дошкольников через игровую деятельность

Психолого — педагогическая сущность развития коммуникативной культуры старших дошкольников через игровую деятельность

Коммуникативная личность формируется в общении с окружающими людьми. Речевое общение включает в себя коммуникативную функцию – сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонимания, экспрессивную (выразительную) и воздейственную (побудительную) (С. Л. Рубинштейн).

По мнению Л.С. Выготского, “первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих, как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка”.

По Р.О. Якобсону, коммуникативная функция речи включает шесть функций речевых коммуникаций: контактоустанавливающую (фактическую), референтивную (когнитивную), эмотивную (экспрессивную), конативную (апелятивную), метаязыковую (функцию толкования) и поэтическую.

В философии общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Л. П. Буева). Общение направлено на организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

 

Г. М. Андреева предлагает наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [5, С.98].

В общении выделяют такие аспекты как: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

По содержательно — формальным характеристикам речевых высказываний выделяются: информация, вопрос, просьба (Т. Н. Ушакова), или циклы: сообщение – отношение к нему; вопрос – ответ; побуждение к действию — выполнение (Б. Ф. Ломов).

Задачи речевого воспитания детей были выделены в самостоятельную образовательную область “Речевое развитие” согласно вышедшим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Определено, что речевое воспитание, обучение родной речи – важная сторона развития ребенка, имеющая специфические задачи, связанные с освоением языка (произносительной стороны, словаря, грамматики) и форм речи (диалог, монолог) [26, С.87].

Коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью [11, С.48].

Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра. Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.

В общении со сверстником вербальные средства коммуникации имеют больший удельный вес (по сравнению с невербальными), чем в общении со взрослыми. Начиная с 3 лет, сфера общения со сверстниками более вербализована или скорее стимулирует к использованию речи, чем коммуникации со взрослыми. К 6-7 годам резко возрастает возможность дошкольников к чисто речевому взаимодействию.

Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.

В исследовании М.А. Степановой выделены такие функциональные типы высказываний в игре:

  • комментирующая речь
  • речь от лица игрушки в режиссерских играх

- оценивающая, корректирующая, планирующая и резюмирующая речь [31, С. 218].

Разные функциональные типы высказываний обслуживают разные типы отношений в игре: при сюжетно – ролевых отношениях используется ролевая и комментирующая речь; в отношениях по поводу игры – регулирующая (оценивающая, корректирующая и планирующая).

Существует двусторонняя зависимость между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. Чтобы начать игру, необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие способствует совершенствованию игры. Повышение уровня развития игрового поведения, в свою очередь, стимулирует усвоение новых навыков речевого общения.

Общение в игре – важнейшее условие проявления и формирования ролевых и реальных отношений.

В становлении игрового общения со сверстниками особое значение имеет пятый и шестой годы жизни – период, когда бурно растут контакты со сверстниками, возрастают широта, избирательность и половая дифференциация общения.

В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра – фантазирование, полностью осуществляющаяся в речевом плане в форме совместного сочинения сказки (Н. А. Короткова). Формирование способов согласования замыслов в такой игре связано с отделение “сюжетной” стороны от игровых действий. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен “подхватить” фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Такое совместное творчество рассматривается как содержательное общение.

Театрализованные игры могут разворачиваться как инсценировки с использованием игрушек (или плоскостных изображений) и как костюмированные игры- драматизации, могут иметь вид спектакля для зрителей или совершаться в форме сюжетно- ролевой игры- импровизации по мотивам литературного произведения (Д. В. Менджерицкая). Именно последний тип игры близок игре – фантазированию [25, С.108].

Игра — драматизация представляет интерес в плане формирования диалогического общения не только по тому, что строится на основе литературного (фольклорного) текста как игровое и речевое взаимодействие партнеров, но еще и в связи с тем, что, как отмечал А.В. Запорожец, соучастие в разыгрывании сказки позволяет ребенку преодолеть центрированность на собственных интересах (эгоцентрическую позицию) и встать на позицию персонажа сказки, начать думать и действовать применительно к нему, а не к себе. Игра по мотивам сказки, игра- драматизация, театр имеют особое значение в плане языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции [41, С.27].

Таким образом коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью.

Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.

Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра.

Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.

Просмотров: 449
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Фокина Мария Сергеевна. Овладение детьми преддошкольного возраста речью как средством общения и культуры
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие диалогического общения у дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Менщикова Марина Александровна. Обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогического общения у дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Хобта Наталья Анатольевна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: Жесты как средство игрового общения в театрализованной деятельности «В ГОСТИ К ИГРУШКАМ»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Меттик Светлана. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Методическая разработка. Консультация «Игра средство общения детей».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь