Куприянова Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 125» г. Нижний Новгород
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в образовательную область и включает владение речью как средством общения и культуры. Задача формирования диалогической речи становится актуальной как никогда.
Диалог это первичная форма общения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
В диалогическое общение ребенок вступает естественным образом. Диалог предшествует монологу и, казалось бы в процессе общения он будет развиваться самостоятельно. Однако и на этапе завершения дошкольного детства большинство детей не могут логично и последовательно изложить свои мысли, затрудняются в высказывании своей точки зрения, её аргументировании. Если рассмотреть задачи развития речи в большинстве программ дошкольного образования, то мы увидим, что есть задачи развития речи, отдельных её сторон, а задачи развития речевой деятельности отсутствуют. Вот поэтому дети не стремятся инициативно высказываться, предпочитают не участвовать в диалоге. Диалогу необходимо учить. Диалогу как средству общения. Необходимо учить задавать вопросы, поддерживать инициативу в высказываниях, учить поддерживать содержательный разговор, установлению друг с другом эмоционально-положительных контактов.
Скачать конспект
Прежде всего, нам, педагогам, необходимо обратить внимание на постулаты великих ученых, которые занимались изучением диалога, и начать менять свое педагогическое общение с детьми. Педагог, который работает на основах доверительного, развивающего диалогического общения значительно повышает уровень инициативных высказываний детей, поддерживает их речевую активность. Важна заинтересованность самого педагога в изменении стиля своего общения. М. М. Бахтин говорил, что диалог не терпит насилия, нажима, любопытного вторжения в мир Собеседника. Диалог там, где самоотречение, это способ пробуждения в самом себе и в собеседнике духовного «Я». В ФГОС ДО говорится, что педагог при организации образовательного процесса должен занимать партнерскую позицию. Он должен быть не «над», а «рядом» с ребенком. Педагог должен отойти от авторитарной модели взаимодействия. Речь педагога не должна преобладать над речью детей. Педагог вступает в общение с детьми как старший товарищ, в позиции на равных. И преподносит первый урок ведения диалога.
Обучение культуре диалога можно условно разделить на два этапа:
- создание атмосферы доверия и освоение норм этикета ведения беседы
- перевод отношений личной симпатии-антипатии в план содержательных предметных отношений.
Первый этап больше связан с отношениями ребенок-взрослый.
Второй этап с отношениями ребенок-сверстник.
В методике развития речи очень мало уделено внимания развитию речевого взаимодействия детей друг с другом. Диалог противопоставляется монологу. А диалог строят искусственными способами, которые противоречат живому природному языку. В ряде работ описаны наблюдения, свидетельствующие о том, что в старшем дошкольном возрасте достигает достаточной зрелости, так называемая интерактивная форма диалога. Ж. Пиаже выделил в диалоге три взаимосвязанных компонента: инициативное высказывание, ответ на него и встречная ответная реакция.
Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной были выделены показатели интерактивного диалога: • эмоциональная экспрессивность; • эмоциональное принятие-непринятие партнера; • коммуникативная активность; • уровень ролевой активности; • интенсивность обмена диалогическими репликами; • развернутость диалогических реплик; • преобладающие типы речевых актов.
Один из ведущих специалистов в области изучения диалогической речи дошкольников А.Г. Арушанова считает необходимым создание ситуаций сотрудничества детей. Обучение по её мнению должно проходить в косвенной форме, должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи. Она предлагает технологию «Игры парами» В процессе игровой деятельности дети учатся выстраивать взаимодействие, учитывать позицию партнера, убеждать, выслушивать, договариваться.
А.Г. Арушановой были выделены следующие педагогические условия формирования диалога:
- Развивающая педагогическая среда, пространство общения (комнаты для занятий воспитателя с подгруппами детей, для игр и занятий детей по собственному выбору);
- организация жизни детей посредством побуждения самостоятельно использовать кабинеты, игровые зоны — во время инсценировок, игр на свежем воздухе и в зале;
- неурочные формы организации обучения как по одному языку, так и по другим разделам программы;
- обогащение содержания речевых занятий посредством включения сценариев развивающего общения и упражнений на развитие диалогической речи в ходе игр, кооперированных видов деятельности; изобразительной деятельности; совместного сочинения детей по серии картин, набору игрушек, по потешкам; дидактических и словесно-дидактических игр; так называемых полиграфических игр.
Также А.Г Арушанова считает основным направлением диалога с дошкольником воспитание толерантности (в широком смысле этого слова — как терпимости во взаимоотношениях с социумом и различными культурами). В любом случае, две личности сами по себе не составляют диалога. Необходимо содержание: в педагогике (особенно в дошкольной) содержанием является многообразие окружающего мира, систематизированное в рамках той или иной методики воспитания, а еще это могут быть разнообразные игры. Мы в своей работе широко используем систему игр с песком. Игры с песком в младшем и старшем возрасте отличаются. Для младших дошкольников это решение задач познавательного характера, развитие сенсорных представлений, элементарное экспериментирование. Для старших дошкольников они являются и средством развития мелкой моторики, и возможностью снять психологическое напряжение и средством развития воображения, а еще эффективным условием развития речевой активности.
Начинаются игры с повторения игр младших групп «Найди клад», «Сырой-мокрый», «Сюрприз». Но постепенно игры с песком усложняются «Угадай по части», «Составь план», «Проектировщики», «Волшебные превращения». Так же песок используется для развития разнообразных режиссерских игр. В процессе создания построек дети учатся договариваться, обсуждать, планировать. И все сопровождать речевыми высказываниями. В играх с песком дети раскрепощаются. Они начинают более свободно фантазировать. И свои фантазии озвучивать.
Если сначала воспитатель играет вместе с детьми, берет на себя ведущую роль, но выступает не как учитель, а как партнер по деятельности. Он является образцом для подражания, дает правильные образцы речевых высказываний, побуждает детей проговаривать отдельные слова, предложения, побуждает инициативно высказываться, не дает оценок.
Для развития высказываний используется игра: «Кто спрятался». Ребенок прячет игрушку в песке, воспитатель по наводящим вопросам старается отгадать кто спрятан. При этом прямые вопросы задавать нельзя. Используются вопросы описательного характера. Потом они меняются местами. В дальнейшем дети организуют эту игру парой.
Следующая игра «Кто позвал и что сказал» В песке спрятано несколько игрушек изображающих животных. Ребенок от лица одной завет партнера по игре издавая характерные для этого животного звуки. Второй ребенок должен правильно назвать животное и спросить, что тот хочет ему сказать. Ребенок, говорящий за животное должен придумать сообщение и вопрос. Если ребенок отвечает на вопрос, то он становится ведущим и теперь он говорит за животное и будет задавать свой вопрос.
Очень хорошо использовать игру «План», когда один ребенок с помощью речевых высказываний помогает другому пройти до определенного места и не встретиться с опасностями по пути в виде ямы в которую можно провалиться, спрятавшегося крокодила и т.п.
Множество игр можно придумать с песком. Использование световых столов и интерактивных песочниц делают этот процесс еще более увлекательным и развивающим. Только не забудьте обсуждать все с детьми. Проговаривать с ними все действия, поддерживать инициативу в высказываниях, хвалить за подобранные определения, точные слова-характеристики, интересные вопросы и тогда результаты не заставят себя ждать. Диалог войдет в речь дошкольников и будет средством выражения отношения к окружающему, средством коммуникации, средством выражения отношения к этому миру.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Психология человека. Санкт-Петербург 1997 г.
- Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. — 1998 — №6, с. 86-89
- Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. -1998 — №7, с. 100-105
- Арушанова А. Г. Сверстники: обучение диалогу// Дошкольное воспитание. — 1999 — №5, с. 68-105
- Бартош Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 737-739.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997 г.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М.: Школа-пресс, 1997
- Телегин М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста М. МГППУ 2006 г.
- Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста М. МГППУ 2006 г.
- Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М. АЛЕВИАН 2009 г
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: 1998, 150 с.
|