Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрастеПоказатели развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста
К четырем годам складывается ситуативно-деловая форма общения сверстников, она  остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они согласовывают свои действия и учитывают  активность своего партнер для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям: 1) увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других; 2) образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы .
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей:
1. Яркая эмоциональная насыщенность. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
2. Нестандартность и нерегламентированность общения. При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д.
3. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Речь ребенка исследуется по следующим направлениям
- плавность/ прерывистость;
- строение предложений (хорошо структурированные предложения, используются разнообразные соединительные союзы; простые распространенные предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз; одни простые нераспространенные предложения, которые могут быть соединены повторяющимся союзом; преимущественно неполные предложения; полностью нарушенное строение предложений);
- речевые навыки, артикуляция (четкость/нечеткость произнесения звуков).
Р. А. Кирьянова  предлагает исследовать общение дошкольников со сверстниками по следующим показателям:
- степень осознанности ребенком отношения к нему сверстника;
-  тип общения со сверстниками;
- отношение к сверстникам;
- развитие коммуникативных способностей в процессе общения со сверстниками (социометрия межличностных отношений, выбор и критерии выбора партнера для общения, коммуникативных умений).
Среди показателей развития общения следует отметить большое количество контактов за единицу времени в ходе игрового взаимодействия. Контакты могут разли­чаться как по своему содержанию, так и по функциям. В качестве содержательных основных типов мы рассматриваем деловые, позна­вательные  и  личностные   контакты.   При  этом  наиболее высокий  уровень развития общения характеризуется преобладанием личностных контактов (самых сложных для дошкольников).
По функциональному составу сформированное общение должно включать в себя информативные, побудительные, контролирующие, оценочные и другие типы контактов. При оценке способности к контактам необходимо учитывать, насколько разнообразны обраще­ния ребенка к партнеру и какие именно функции выполняют различ­ные контакты.
Избирательность общения повышается от среднего к старшему дошкольному возрасту. Формирование дружбы способствует повышению избирательности. Соотношение чистых и смешанных по половому составу групп также изменяется в пользу чистых групп. Для старшего дошкольного возраста характерна консолидация по половому признаку, но к подготовительной группе  эти показатели начинают снижаются, поскольку ценность общения с представителями противоположного пола важна для дальнейшего формирования самосознания.
М. И. Лисина предлагает рассматривать в качестве особенностей развития общения в старшем дошкольном возрасте высокую способность ребенка к диалогу, как к средству коммуникации, сформированному ранее, чем монолог.  Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте предполагает развитие информационного диалога, как  обмена информацией самого различного свойства между детьми. Одним из важнейших и только формирующихся новообразований старшего дошкольного возрасте является дискуссионный  диалог, который  возникает при столкновении различных точек зрения на предмет разговора. Таким образом, средства коммуникации (диалог и монолог) сформированы достаточно для свободного общения со сверстниками, увеличения количества контактов за единицу времени.
Заинтересованность в контакте и умение ориентироваться в ситуации общения взаимосвязаны. Заинтересованность в контакте отражает степень потребности в общении и выражается в его эмоциональной окрашенности, в активности субъекта, в удов­летворенности ребенка контактами с партнером, в стремлении про­должить взаимодействие. Поскольку общение — осо­бая деятельность, направленная на другого человека, необходимой характеристикой ее целостной картины должна быть степень учета партнерами друг друга и их способность адаптировать свои ини­циативные акты к нуждам сверстника (умение ориентироваться в ситуации общения), которая выявляет меру ориентации и направленности на партнера и определяется соотношением конструктивных и негативных контактов. Умение ориентироваться в ситуации общения становится синонимом гибкости в общении и является залогом успешности коммуникации дошкольников.
Старшими  дошкольниками освоены такие средства общения, как экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. До 5 лет речевые средства общения подкрепляются зрительными и экспрессивно-мимическими контактами, а также предметными действиями. Так, старшие дошкольники используют разнообразные средства общения (речевые, экспрессивно-мимические, предметно-действенные).
Таким образом, необходимо особо отметить следующие показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте:
- большое количество контактов;
- сформированность средств коммуникации (диалог и монолог);
- заинтересованность в контакте, ориентировка в ситуации общения;
-  разнообразие речевых средств в общении;
- повышение избирательности общения, преобладание чистых по половому признаку групп.

Просмотров: 986
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие диалогического общения у дошкольников
  • Квасова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей в процессе повседневного общения»
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных навыков общения старших дошкольников
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Мякишева Инна Николаевна. Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом
  • Менщикова Марина Александровна. Обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогического общения у дошкольников»
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Светлана Сачкова. Аспекты общения воспитателя с детьми.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь