Мастер-класс для педагогов дошкольного образовательного учреждения с использованием технологии художественно-творческого моделирования из бумаги Подарок маме своими руками»
Градобитова Евгения Петровна воспитатель МБДОУ №3 "Тополёк" ст. Фастовецкой
План проведения:
- Из истории бумаги.
- Основные свойства бумаги и картона.
- Выставка детских работ.
- Мастер-класс «Подарок для мамы своими руками»
- Просмотр мультимедийной презентации «Образ матери в искусстве».
- Подведение итогов мероприятия.
Ход мастер-класса:
1. Из истории бумаги. «Открытие бумаги по праву считалось выдающимся событием, и долгое время хранилось в строгой тайне. Никто не догадывался, что технология изготовления этого чудесного материала была достаточно простой. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали раствором гашеной извести, разбивали деревянными молотками и разбавляли водой. Полученную бумажную массу зачерпывали натянутой на раму сеткой. Вода стекала через ее ячейки, а на поверхности оставались влажные листы, которые затем спрессовывали и сушили. Торговцы из Китая, путешествуя с этим бесценным грузом, пришли в город Самарканд. Здесь арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Скачать: Мастер-класс для педагогов дошкольного образовательного учреждения с использованием технологии художественно-творческого моделирования из бумаги Подарок маме своими руками» (полный конспект)
В Европе бумагу стали изготовлять в X-XI веках, а в России первые бумажные мельницы появились в XVI в. На них выполняли в основном оберточную бумагу и некоторые виды печатной и писчей бумаги Русские мастера внесли значительный вклад в развитие бумажной промышленности, например, стали использовать в качестве сырья солому, предложили способ отбеливания бумаги на снегу. Потребление бумаги росло, и постепенно стали появляться бумажные предприятия. Они обычно строились на берегах рек. Энергия падающей воды использовалась для приведения в действие бумажной мельницы. Были открыты всевозможные методы и созданы разнообразные машины для выпуска бумаги. Одним из важных открытий считается создание станка, позволяющего делать длинные и очень тонкие листы. Его изобрели во Франции в 1798 году.
Для изготовления бумаги в наши дни целлюлозу (а это множество тонких волокон, их которых состоит бумага) получают обычно из древесины».
2. Основные свойства бумаги и картона. Знакомство со свойствами бумаги поможет детям при выполнении самых разнообразных изделий. Знание свойств дает возможность подобрать для изделия нужный материал, а это, в свою очередь, значительно повышает качество работы и ее оформление.
При выборе бумаги необходимо учитывать её качества и свойства. Бумага имеет волокнистое строение. При отливке бумаги часть волокон идет вдоль машины — продольные, а часть- поперечные. Разное расположение волокон влияет на свойства бумаги. Например, разрыв вдоль волокон более ровный, чем поперек, вдоль волокна полоска прогибается меньше, чем такая же, вырезанная поперек.
А сейчас я предлагаю Вам вспомнить и назвать свойства бумаги и картона:
Гладкость – состояние поверхности бумаги (ровная, гладкая, шероховатая)
Пористость влияет на состояние поверхности бумаги. Чем меньше пористость, тем ровнее поверхность.
Водонепроницаемость определяется степенью противостоянию и пропускания воды. Например, салфетки хорошо пропускают воду, а парафинированная бумага не пропускает.
Способность бумаги изменяться: изгибаться, уплотняться при нагрузке, сминаться и восстанавливать первоначальную форму после нагрузки – называется упругость.
Прочность – сопротивление бумаги на разрыв, проверяется опытным путем. Сухая бумага прочнее мокрой, в продольном направлении прочнее, чем в поперечном.
К оптическим свойствам относятся: цвет, белизна, прозрачность, светонепроницаемость и др.
Бумага может обладать и специальными свойствами: жиронепроницаемостью, воздухонепроницаемостью, способностью в горении и др.
3. Выставка детских работ. Уважаемые коллеги! А сейчас предлагаю Вам посмотреть на работы моих воспитанников.
4. Мастер-класс «Подарок для мамы своими руками. Вы посмотрели на творчество малышей. Вам я предлагаю попробовать себя в этом виде творчества.
5. Просмотр мультимедийной презентации «Образ матери в искусстве» (картины известных художников, на которых изображены женщины с детьми).
Воспитатель читает стихотворение:
Наперекор изменчивой молве
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершенна:
В ней нет еще душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна…
Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем. Предлагаю Вам посмотреть картины известных художников, на которых изображены прекрасные образы матери и ребенка.
Просмотр мультимедийной презентации на фоне песни «Мама – первое слово» из к/фильма «Мама».
6. Подведение итогов мероприятия.
Подводя итог нашей сегодняшней встрече я хочу сказать о том, что творческий процесс работы с бумагой:
- развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Развивает внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует овладению детьми различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
- способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
- развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку;
- способствует созданию игровых ситуаций. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство конструирования из бумаги.
И немаловажное значение имеют систематические занятия с ребенком «бумажным творчеством» для его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
|