Королева Ирина Викторовна Воспитатель МАДОУ детский сад №4, г. Балаково Саратовской области
Бумага — один из самых простых, доступных материалов для детского творчества. Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Мне нравиться делать с детьми оригинальные открытки к праздникам.
Издавна считается, что один из самых лучших подарков – это подарок, сделанный свои руками. Созданные руками детей открытки, всегда доставляли большую радость родителям, ведь они дарятся от чистого сердца. Мы с детьми делали их в разных техниках (аппликация из бумаги, поделки из салфеток, квилинг, оригами) Однажды, я увидела красивую работу из цветной бумаги, где рисунок закручивался спиралью. Мне захотелось узнать, что это за техника.
Скачать конспект
На помощь пришел интернет. Так я познакомилась с iris folding (айрис фолдинг), Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Айрис фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения.
Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок. Мастера этой страны накладывали полосы разноцветной бумаги под строгим определенным углом с помощью специальных шаблонов. Готовые работы выглядят ярко и восхитительно. Кажется, что повторить такое просто невозможно. Мой выбор остановился на этой художественной технике потому, что при выполнении работы в технике «айрис фолдинг» любой ребенок может быть успешен, независимо от наличия или отсутствия художественных способностей. Задания понятны для восприятия, занимательны и имеют окончательный результат, как правило, уже на самом занятии. И еще один плюс в пользу айрис фолдинг: она не требует никаких особых условий деятельности. Для работы в этой технике используется стандартная материальная база: цветная бумага, цветной картон, клей или скотч. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов и многое другое. Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка.
В ДОУ эта техника может использоваться работе с детьми старшего дошкольного возраста. Работа в этой технике развивает мелкую моторику, формирует воображение, раскрывает творческий потенциал. Ребенок учится аккуратности в работе и становится более усидчивым. В действительности техника айрис-фолдинга не так сложна, как кажется на первый взгляд
Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники — работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.
При знакомстве с этой новой для нас художественной техникой мы начали работать по готовым схемам. Работа по готовой схеме не представляет для детей сложности. На первых порах выбирались достаточно простые схемы. (галстук, лист дерева, безрукавка, где цветная бумага складывалась вертикально, горизонтально, диагонально.. Затем перешли на схему на основе треугольника В этом случае в работе использовались только 1-3 цвета полосок. В качестве примера приведу те схемы, которые были использованы мной на самых первых занятиях при знакомстве с новой художественной техникой. Причем, для упрощения объяснения, всей группе детей предлагалось выполнить работу по одной и той же схеме.
Схема (шаблон) заполняется либо в соответствии с цветовой гаммой, либо в произвольном порядке. Если вы выбрали строгое цветовое решение, то предварительно стоит сделать на схеме подсказку, закрасив её выбранными цветами. Эту операцию можно провести в виде математической игры ещё до занятия, предложив детям закрасить полоски на схеме: определённые номера полосок соответствуют определённому цвету. Например, 1,4, 7, 10, 13, 16, 19-красные; 2,5, 8, 11, 14, 17, 20-жёлтые, 3,6, 9, 12, 15, 18-зелёные.
Заполнение схемы в произвольном порядке способствует развивать чувство цвета, умению детей подбирать цвета для композиции. В таких работах ребёнок подбирает и располагает цвета самостоятельно.
Планируя работу с клеем, необходимо обратить внимание на то, что клей может попасть на схему и готовую работу. Сама схема приклеится к полоскам бумаги и её трудно будет снять. Эту проблему можно решить, заменив клей малярным скотчем. С его помощью полоски держаться крепко, при необходимости можно отклеить и исправить ошибки в работе. Используя узкий малярный скотч, дети с удовольствием сами его нарезали. В зависимости от сложности выполняемого задания процесс нарезания скотча может осуществляться как на самом занятии, так и во время предварительной работы. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки скотча не заходили на схему. В противном случае скотч будет виден на готовом изображении.
В заключении хочется отметить, что детям очень понравилась эта техника. Она позволяет поддерживать интерес дошкольника, развивает стремление довести начатое до конца. А также работа в технике «радужное складывание» развивает внимание, воображение, пространственное мышление, самостоятельность, ручную умелость; воспитывает аккуратность и точность. Так же систематизируются и закрепляются знания о цвете, форме, величине предмета, т. е. происходит сенсорное развитие детей.
Родители нашей группы так же увлеклись техникой Айрис Фолдинг Работы можно увидеть в презентации.
|