Никитина Анна Валерьевна. Ассоциация техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста

Ассоциация техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района

Часто педагоги в профессиональной деятельности, при подготовке ребенка старшего дошкольного возраста к посещению школьного образовательного учреждения, сталкиваются с тем, что воспитанник не достаточно владеет необходимыми знаниями об окружающем мире.

Известно, что в ряде психологических методик авторов Е.А. Стребелевой, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, др., используемых для диагностики готовности ребенка к школе и усвоению новых знаний, интеллекта, мотивационной и эмоциональной сфер, имеется стандартизированный блок вопросов, направленный на осведомленность о временах года и месяцах.

 

Скачать конспект

В целях решения возникшей проблемы, автором описывается собственная методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста с целью формирования и развития у них временных представлений: понимания и ориентации в месяцах и временах года, на основе ассоциативного заучивания.

Психологи под термином «Ассоциация» понимают закономерно возникшую связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями «A» и «B» возникновение в сознании человека явления «A» закономерным образом влечёт появление в сознании явления «B».

Методика в течение прошлого года апробирована на воспитанниках подготовительной группы детского сада. В тестировании на усвоение материала приняли участие, в том числе, дети с задержкой психического развития и двуязычные дети. Воспитанники, с которыми работал специалист, показали положительную динамику запоминания полученного материала. Использование методики доступно и для воспитанников старшей группы, а также, для обучающихся начальных классов средней общеобразовательной школы.

У старших дошкольников активно продолжает развиваться воображение, поэтому необходимо использовать обучающие материалы, ориентированные на содействие проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Дети старшего дошкольного возраста, как правило, имеют желание познавать окружающий мир и немалый уровень знаний о предметах и явлениях. Тем не менее, незнакомые слова, или выражения, которым они не придают особого значения, достаточно трудно запоминаются. К такой теме обычно относятся названия месяцев года. Допустив ошибки в их последовательности, испытав при этом определенные внутренние эмоции, ребенок впоследствии будет ошибаться на том же месте вновь. Для решения этой проблемы предлагается технология применения ассоциаций по разделению месяцев с привязкой их к соответствующим временам года.

Работу желательно проводить в индивидуальном порядке с каждым ребенком, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

1 этап работы. Изучаем времена года:

Времена года с ребенком заучиваются по иллюстрациям (прим. — стимульный материал в методических пособиях, дидактические игры, собственные представления о явлениях природы и наблюдения). Подключается зрительное восприятие и эмоционально значимые события для конкретного человека. Например:

  1. Зима – время, когда празднуют новый год, когда приходит Дед мороз и дарит подарки. Все вокруг покрывается снегом.
  2. Весна – «нарядная», красивая, в это время года деревья одеваются в листочки, снег тает и на улице становится теплее.
  3. Лето – самое жаркое время года, люди отдыхают и загорают.
  4. Осень – время года, когда дети идут в школу, падают листья (листопад), идут дожди и природа готовится к холодам.

Обучающемуся показываются карточки с изображением времен года. А, ребенок должен назвать, где какое время года представлено, обосную ответ. Подключается припоминание, которое впоследствии из кратковременной переходит в долговременную память. На такой вид работы отводится 30 минут – 1 занятие. Для детей с ОВЗ, работа может производиться в течение нескольких занятий по 10-15 минут.

2 этап работы. Запоминаем месяцы года:

Работа строится на том, что информация проходит путь от кратковременного запоминания (материал на конкретном занятии), через ассоциативную память и переходит долговременную память. Ассоциативная память — это связь представлений и обстоятельств друг с другом. Понятие тесно связано с эмоциональным интеллектом (способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией).

После того, как ребенок самостоятельно станет называть времена года, в верной последовательности, приступают ко 2 части занятия, к изучению месяцев. На данном этапе его знакомят с тем, что в каждом времени года существует закономерность распределения месяцев, которых везде по 3.

Так, например, время года «Весна» имеет 3 месяца – март, апрель и май. Опираясь на первые буквы можно выложить слово «М. А. М.». Так ребенок обычно подзывает маму, когда ему что-то нужно получить или сделать. Получается реализация техники своеобразного «навешивания» слов.

Лето, в свою очередь, легко запоминается по мультфильму «Винни-Пух», где одним из героев является ослик Иа. Детям он известен. Так, согласно этой аббревиатуре получается следующая последовательность «июнь, июль (2 месяца года, которые начинаются на букву «И»), август».

Осень же, время, когда выпускники МДОУ идут в школу. Многим этот праздник известен, как «День знаний». Исходя из аббревиатур месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) получается — «С. О. Н.». Осень — пасмурное время года, когда многим хочется спать. Следовательно, эти месяцы тоже легко запоминаются.

Зима запоминается сложнее, но здесь существует закономерность. Дети знают, что в гости приходит Дед мороз. Слово «Дед» начинается на первые 2 буквы «Де», аналогичные первому слогу в слове «Декабрь», обозначающем первый месяц самого холодного времени года. Затем, развивая логику детей, педагог проговаривает с ними: «Кто получает подарки от Деда мороза?», они отвечают «Я» и, это является первой буквой второго месяца года ( «январь»), который начинается на букву «Я». Февраль ассоциативно запоминается, как месяц, буква «Ф» в котором похожа на своеобразную упаковку с подарком.

Весна — это М А М (а) Лето – это ослик и И А

Осень – это С О Н ДЕд мороз, Я, Подарок

(Фантик от конфеты)

Визуальное представление методики запоминания месяцев года

Количество занятий, необходимое для работы – 8 (прим. – в отдельных случаях, с целью дополнительного повторения, объяснения, проигрывания ситуации — 10).

На 1-ом занятии педагогом объясняются правила игровой терапии, проговаривается цель будущих встреч, формируется интерес. На 2 и 3 занятиях с ребенком заучиваются времена года. На 4-7 занятии начинается изучение месяцев, по одному занятию на каждое время года. На 8 занятии повторяется весь изученный материал. В обучении применяется песочная терапия, арт-терапия и музыкальное сопровождение (спокойные мелодии), используются методические пособия.

Данная разработка помогает легко и интересно сформировать представления детей о временах года и месяцах, содействовать повышению их общего интеллектуального уровня.

Просмотров: 612
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Кандаурова Анна Александровна. Картотека дидактических игр по временам года «Времена года»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Иващенко Людмила Петровна. Новогодний сценарий «ВРЕМЕНА ГОДА» по мотивам сказки С.Я. Маршака «12 МЕСЯЦЕВ» для старших дошкольни
  • Гетманец Светлана Михайловна. Картотека прогулок 'ВРЕМЕНА ГОДА' на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер – класс по оформлению стенгазеты «Начало войны 1941 года – Победа 1945 года»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Курлапова Е.П.. Наглядный материал по ознакомлению детей с темой «Времена года».
  • Ного Ирина Владимировна. Информационно-творческий экологический проект «Времена года» для старшего дошкольного возраста
  • Середкина Наталья Викторовна. Конспект занятия по развитию речи по теме «Времена года. Зима» подготовительной группы.
  • Киреева Мария Александровна. Дидактический материал для ДОУ: дерево 'Времена года'
  • Миняйло Эльвира Николаевна. Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски»
  • Екатерина Валентиновна Кириленко. КОНСПЕКТ Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима».
  • Шестова Оксана Владимировна. Итоговое занятие 'Времена года' группа общеобразовательной направленности детей 3-4 лет
  • Ульянич Елена Владимировна. Конспект занятия для детей средней группы с учетом ФГОС «Времена года»
  • Темирбаева Индира Ильфатовна. Развивающий коврик «Времена года» для детей раннего возраста
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Копылова Юлия Сергеевна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
  • Рыкова Ирина. Праздник «Времена года»
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Дидактическое пособие «Времена года» для детей 2-5 лет
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Останина Елена Юрьевна. Комплексное развивающее занятие для детей раннего возраста 1-3 года. ТЕМА: Осень.
  • Цыхоцкая Ирина Юрьевна Малыхина Наталья Михайловна Алексеева Валентина Сергеевна. Цикл тематических встреч в музыкальной гостиной «Времена года». Музыкальная гостиная «Идёт волшебная Весна…»
  • Максютова Альмира Алямовна. Проект 'Времена года'
  • Тархова Наталия Анатольевна. Презентация 'Времена года'
  • Терехина Светлана Александровна. Экологическая сказка о временах года



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь