Цель: знакомство детей с нетрадиционным методом рисования – оттиском скомканной бумаги в ходе опытно-экспериментальной деятельности, направленной на закрепление представлений о свойствах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей о свойствах бумаги;
- познакомить с нетрадиционным приемом рисования – оттиском скомканной бумаги;
- учить создавать рисунок нестандартным способом.
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- развивать мелкую моторику рук, связную речь, воображение,
творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в желании радовать своим творчеством окружающих;
- воспитывать эстетический вкус.
Виды детской деятельности: игровая, опытно-экспериментальная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Форма организации: фронтальная работа, групповая и индивидуальная.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический, исследовательский, самостоятельная работа.
Словарная работа: активизировать употребление детьми в речи слов: скомканная, штамп, оттиск, отпечаток.
Материалы и оборудование:
- технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук;
- демонстрационный материал: шкатулка с цветной бумагой и цветным картоном;
- раздаточный материал: альбомные листы, листы цветной бумаги и цветного картона, тарелочки с красками, влажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Виды бумаги» и иллюстраций с изображением цветов.
Форма организованной образовательной деятельности
Интеграция опытно-экспериментальной и художественно-эстетической деятельности с использованием нестандартных методов рисования.
Ход деятельности
I. Вводная часть
Эмоциональный настрой. Метод: элементы игры
Игра «Улыбнись друг другу»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель предлагает детям улыбнуться и пожелать друг другу хорошего настроения.
II. Основная часть
1. Создание проблемно-игровой ситуации для введения в тему занятия и стимулирования познавательной мотивации
Методы: игра, наблюдение, беседа, наглядность
Воспитатель вносит в группу шкатулку и предлагает детям через отгадывание загадок назвать, что в ней находится.
1. Всех листов плотнее он,
Белый и цветной... (картон)
2. Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов... (цветной бумаги)
Дети определяют по свойствам бумаги ее вид и назначение.
2. Закрепление знаний по теме «Свойства бумаги» с использованием
электронной презентации (слайды 2-6). С помощью схем дети вспоминают и называют свойства бумаги.
Методы: применение ИКТ, беседа
Воспитатель сообщает детям, что в шкатулке ещё что-то лежит, а чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
– Какой становится бумага после этого?
(Скомканной)
Воспитатель показывает слайд № 8. С помощью схемы дети называют ещё одно свойство бумаги: бумага мнётся.
3. Инструктаж воспитателя по технике безопасности: картинка-подсказка напоминает детям правила поведения в лаборатории (слайд № 9).
Методы: применение ИКТ, словесный (рассказ воспитателя, беседа)
4. Экспериментальная деятельность: опыт «Поющая бумага»
(слайд №10).
Методы: практический опыт, исследование на основе наблюдений, беседа по результатам исследования.
Воспитатель предлагает пройти в лабораторию для дальнейшей работы.
На столах лежат листы цветной бумаги и листы цветного картона.
Воспитатель предлагает детям смять цветную бумагу.
– Легко ли вы её смяли?
– Вы когда мяли бумагу, что она издавала?
– Какой звук: звонкий или нет?
– Какой стала бумага? (Скомканная)
Воспитатель предлагает смять цветной картон.
– Легко ли вы его смяли?
– Когда вы мяли бумагу, она что-то издавала?
– Какой это звук: звонкий или нет?
Воспитатель предлагает подумать над тем, почему цветная бумага мялась легко и издавала звонкий звук, а цветной картон – нет. Дети высказывают свои предположения. После чего воспитатель обобщает ответы детей и называет ещё одно свойство бумаги: чем тоньше бумага, тем легче она мнётся и тем звонче «голосок». А плотную бумагу смять труднее и «голос» тише или его практически нет.
5. Физкультминутка (слайд №10)
Методы: словесные инструкции с показом движений
Воспитатель предлагает отдохнуть под песню «Мы цветочки в руки взяли». Дети выполняют движения с цветами под текст песни.
6. Рисование оттиском скомканной бумаги
Методы: декламация стихотворения (межпредметная связь), демонстрация техники нового способа рисования), беседа в целях формирования мотивации к изобразительной деятельности с использованием нового способа
Воспитатель читает стихотворение А.Росина и просит подумать, о каком секретике идёт речь.
Я для мамы соберу Вот обрадуется Мама,
Из цветов букетик — Скажет мне: «Спасибо».
Только это всё пока Я букет поставлю в вазу -
Маленький секретик. На окне красиво.
После прочитанного дети высказывают свои предположения.
Воспитатель читает ещё раз загадку про скомканную бумагу, но уже до конца.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
(слайд №11)
Воспитатель предлагает детям тоже сделать «секретик» для мам в виде букета цветов, но изготовить его необычным способом: напечатать кусочком скомканной бумаги.
Воспитатель демонстрирует технику нового приёма и комментирует свои действия, употребляя новые слова (кусочек бумаги нужно смять и получившийся «штамп» окунуть в краску и приложить его к бумаге; на листе останется «отпечаток», или «оттиск»).
Воспитатель обращает внимания детей на то, чтобы работы были аккуратными и неповторимыми.
Если у ребёнка не получается, воспитатель работает индивидуально, даёт словесные инструкции, демонстрирует приём ещё раз. Поощряет детей.
По окончании деятельности дети вывешивают свои работы на доску.
Воспитатель читает продолжение стихотворения А. Росина.
Смотрит солнце на цветы
С улицы, в окошко —
И от лучиков его
Всем теплей немножко.
Каждый день теперь на маму
Смотрит мой букетик -
От меня передаёт
«Солнечный» приветик.
III. Заключительная часть
Рефлексия. Анализ продуктов детской деятельности
Методы: элементы игры, мотивирующей на составление связного высказывания детьми, беседа для определения перспективы полученных умений, для эмоциональной мотивации в стремлении сделать приятное своим близким
Воспитатель предлагает детям проанализировать свои работы, поиграв в игру «Если бы я был художником…». Ребятам предлагается продолжить предложение «Если бы я был художником, то я бы…» (исправил, сделал, добавил, похвалил).
Заключительная беседа:
– Вам понравилось рисовать скомканной бумагой?
- Что можно еще нарисовать таким способом?
– Вы дома попробуете сделать такие рисунки?
- Кому вы их подарите?
Позитивная оценка деятельности детей
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014год.
2. Программа по дополнительному образования «Любознайки» творческо-исследовательской деятельности детей в старшей группе. Составитель: Ефремова Е. А., воспитатель Старожиловского детского сада № 3 «Солнышко». – р. п. Старожилово, 2017 год
3. И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» в контексте ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2017 год – 64 с.
|