Валиуллина Гульнара Римовна – воспитатель ЛГ МАДОУ «ДСКВ№8 «Рябинка», город Лангепас, ХМАО – Югра, Тюменская область
Подготовительной группы (6-7 лет).
Программное содержание:
Учить ориентироваться в исторических знаниях, получать конкретные знания через личное ощущение;
Развивать познавательную мотивацию через обыгрывание игровых сюжетов;
Воспитывать интерес к окружающему миру, уважение к истории народов мира.
Материал:
Сундук, камень, молоток, зубило, широкие листья растения, глина, дощечки, заостренные палочки, береста, пергаментная бумага, бумага, конверты, тушь, ручки с перьями, проектор, документальные материалы о возникновении писчего материала, мультфильмы «Древний Египет», «Древний Вавилон»
Словарь:
обогащение словаря; телепортация, предки, папирус, пергамент, тушь.
Ход мероприятия:
Дети свободно играют в групповой комнате, воспитатель ведет индивидуальную работу по закреплению свойств и качеств бумаги. Заинтересованные дети потихоньку собираются вокруг.
Воспитатель: Ой, как интересно узнать, откуда появилась бумага? Ребята, а как можно узнать какие — нибудь открытия о бумаге?
Дети: Прочитать книги. Энциклопедии.
Воспитатель: А еще, ребята, можно отправиться в далекое прошлое.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в путешествие в далекое прошлое? Узнать некоторые секреты о бумаге.
Дети: Давайте отправимся.
Воспитатель: А на чем быстрее всего добраться до мира, где жили наши предки?
Дети: На космическом корабле (и так далее…)
Воспитатель:
Вот вам время (1мин. песочных часов) для постройки летательных аппаратов, самолетов для телепортации в прошлое. Дети строят. (Можно использовать любые предметы: мебель, строительный материал, модули и т.д.)
Давайте сядем все в свои реактивные, сверхсветовые аппараты, самолеты и окажемся там, где нам надо, в далеком прошлом, у наших предков.
(Имитируем движения одевания шлемов, полета на самолете).
Взлетаем! (Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Даю команду! Приземляемся!
Вот мы и в далеком прошлом. Тихо, никого нет. Наши предки, наверное, на охоте.
Ребята, посмотрите, здесь нас ждет сюрприз. (Подходим к сундуку. Открываем)
Воспитатель достает из сундука: камень, молоток, зубило, листья растения (можно использовать широкие листья комнатных растений), глину, дощечки, заостренные палочки, бересту, пергаментную бумагу, бумагу)
Воспитатель: Ребята, да это наши предки хотят вам передать знания о происхождении бумаги. Посмотрите и послушайте.
(Дети могут присесть или свободно расположиться вокруг объектов. Текст рассказа воспитатель должен выучить.)
«Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что когда-то ее не было совсем, не говоря уже о том разнообразии видов, цветов и размеров, какое выпускает современная бумажная промышленность. Но, ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал».
Первоначально люди применяли природный материал, например, камень (показ). Использовали не только каменные плиты или куски камня, но и высекались надписи прямо на скалах. На камне писали практически все древние народы.
Любой твердый материал не только прочный, но и тяжелый. Да и писать на нем не так просто. Каждый штрих, сделанный при помощи резца и молотка, требовал больших усилий и времени. Конечно, люди стремились найти другие материалы.
Древние египтяне изобрели один из первых специально изготовляемых мягких материалов папирус. В Египте папирус считался царским растением, по толщине папирус приблизительно был равен бумаге. Вновь изготовленный он имел белый или почти белый цвет, но со временем желтел.
Жители, живущие у рек стали использовать для письма глину (показ), имевшуюся на этой территории в огромном количестве. Писали они на глиняных табличках (таблетках, как их называют ученые). Когда таблетка была готова, писец брал острую палочку и писал по сырой глине. Палочку он держал наклонно, нажимы на глину делал слегка. Угол палочки оставлял соответствующий след, черточку, которая очень напоминала клин. Отсюда появилось название такого письма клинопись. Затем таблетку обжигали, и она становилась долговечной.
Так поступали многие народы, писали на том, что «было под рукой» и в большом количестве. В Древней Индии писали на камне и листьях пальмы. Листья пальмы высушивали и нарезали длинными, узкими пластинами. Надпись наносили тушью (показ). Если для записи использовалось более одного листа, то все написанные листы соединяли бечевкой, концы которой прикреплялись к хорошо обструганным деревянным дощечкам. Пальмовые листы находились между двумя дощечками, как книга в переплете.
Среди древних специально изготовляемых мягких материалов для письма одним из самых распространенных был пергамен (или пергамент).
Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.
Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году. (Показ с икт эпизодов последовательности изобретения писчего материала)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем поработать с этими материалами.
(Дети делятся на подгруппы и пробуют писать на предложенных материалах).
Вот видите как здорово, что сейчас у нас есть бумага. Ну, что ж, нам пора в детский сад. Скоро закроется вход в портал, и мы не сможем вернуться. Садимся снова в свои самолеты и улетаем. (Имитируем движения одевания шлемов, полета на самолете). Звучит космическая музыка
Воспитатель: Вот и прилетели. Чудесное изобретение бумага! Сейчас я вам предлагаю нарисовать своим родителям удивительные письма. Письма, о нашем путешествие. Мы запечатаем их в настоящие конверты, вы вместе со мной напишете свой адрес, мы опустим эти письма в почтовый ящик. Когда родители получат ваши письма, они будут приятно удивлены, согласны?
А вы увидите, какой путь прошло ваше письмо и как долго оно добирается до адресата.
(Дети работают). После окончания вашей работы я приглашаю вас посмотреть познавательный мультфильм о древних цивилизациях.
|