Быкова Жанна Евгеньевна. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.

Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.

Быкова Ж. Е. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» города Новосибирска

Начиная с дошкольного возраста, ребёнок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Известно, что дошкольный период является сензитивным в становлении и развитии всех психических процессов, а также воображении, фантазии, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей в изготовлении поделок, игрушек, панно, поздравительных открыток и т.д.

В конструировании из бумаги, природного и бросового материалов у дошкольников формируются многочисленные представления о качествах материалов, о пространственных отношениях и преобразованиях, происходит экспериментирование с данными материалами, что неоднократно подтверждается исследованиями многих педагогов и психологов, например: А. В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В. В. Давыдова и т. д.

 

Кроме этого в конструировании из выше сказанных материалов происходит формирование таких важных качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство, при достижении цели, организованность, первоначальные навыки работы в коллективе.

Используя и анализируя многолетнюю практику работы воспитателем в ДОУ и опираясь на государственную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу, то есть, выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность дошкольников с бумагой, природным и бросовым материалами является одним из эффективных средств, всестороннего развития детей, а значит и актуальной.

Прежде чем обозначить этапы работы с данными материалами, мы с детьми обобщили знания о том, что относиться к понятию: бумага:

  • белая и цветная
  • бархатная
  • гафрированная
  • меломная

к природному материалу:

  • шишки, желуди, мох, кора, мелкие веточки, камушки, ракушки
  • засушенные листья, цветы, семена
  • различные крупы

к бросовому материалу:

  • белые, цветные, с рисунком салфетки, коробочки пластмассовые и картонные, крышки
  • спички, картон, леска, цветная проволока и т. д.
  • кусочки, ткани, шерсть, нитки, бисер, пуговицы, катушки и т. д.

Вся работа выстраивалась поэтапно:

1этап: создание необходимых условий:

  • создан и оформлен художественно-творческий уголок
  • были прослушаны курсы повышения квалификации воспитателями, педагоги занимались самообразованием

2 этап: процесс реализации:

  • использованы разные формы взаимодействия с детьми: НОД, наглядные, словесные, практические, игровые, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, репродуктивный.

Целенаправленную работу по данному направлению мы начали со средней группы.

Задачи по конструированию в средней группе:

  • знакомим детей со структурой бумаги на практике через совместное экспериментирование, игры, показ плоскостного театра, совместное с воспитанниками создание сказок с использованием героев (оригами)
  • формируем умение детей работать с бумагой: сгибать прямоугольный и квадратный лист пополам, совмещая углы и стороны. приклеивать к основной форме детали
  • сбор природного и бросового материалов, обогащение знаний дошкольников для практического изготовления поделок из них, умения использовать для соединения частей клей ПВА, пластилин и другой материал
  • создаём условия для возникновения у дошкольников к работе с данными материалами, стремимся вызвать у детей удивление, восторг от конечного результата.

Задачи по конструированию в старшей группе:

  • совершенствуем умение воспитанников сгибать бумагу в разных направлениях: диагональ, сгиб 4 раза, работать по готовой выкройке, формируем умение сравнивать между собой структуру некоторых видов разноцветной бумаги
  • продолжать обогащать знания дошкольников о свойствах природного и бросового материалов, продолжать поддерживать интерес к изготовлению поделок с использованием сюрпризного момента, но в незаконченном варианте, для частичной самостоятельности детей.

Задачи в подготовительной к школе группе:

  • расширять основные способы и приёмы построения образа
  • формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая:

а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;

б) специфику природного и бросового материалов и бумаги;

  • привлекать детей к изготовлению пособий для совместной деятельности.

Во всех возрастных группах стремимся создавать необходимые условия для развития речи: расскажи о внешнем виде, свойствах, практическом применении того или иного материалов. Обязательно используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку. При организации деятельности учитываем характер отношения ребёнка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того одному ребёнку достаточно мотивировать задание, другой наоборот нуждается в постоянной поддержке.

Кроме выше сказанного осуществляются следующие формы работы с родителями, важная часть совместной работы, для более успешного развития воспитанников:

  • привлечение родителей к сбору материалов для создания уголка для творчества
  • индивидуальные и информационные консультации
  • проведение мастер-класса
  • поручения
  • индивидуальные беседы
  • выставки совместных работ детей и родителей
  • анкетирование

Предполагаемый итог развития конструктивных способностей у дошкольников на наш взгляд:

  • дети знают качество бумаги, её рациональное применение в изготовлении поделок, игрушек, панно, пособий, умеют скручивать (квилинг), сгибать бумагу в разных направлениях (оригами) по памяти и словесной инструкции педагога
  • знают название природного и бросового материалов, способы работы, соединения и сочетания между собой, сбора и хранения их, безопасное использование орудий труда
  • у воспитанников сформировался интерес к работе с разнообразными материалами, который выражается в творчестве, инициативе, самостоятельном изготовлении поделок, игрушек, коллажей и т. д.
  • воспитанники ДОУ поступят в школы, лицеи.

Предполагаемая нами, поэтапная работа с дошкольниками, по развитию конструктивных способностей с помощью бумаги, природного и бросового материалов, может быть использована не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также родителями для совместных с детьми игр в домашних условиях.

Просмотров: 725
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Наталья Шишигина. Консультация для родителей 'Аранжировки из природного и бросового материалов'
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Белова Тамара Дмитриевна. Консультация из опыта работы. Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов
  • Ярыгина Наталия Анатольевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Конструирование из природного и бросового материала «Животные холодных и жарких стран. Путешествие в Антарктиду»
  • Жантимирова Динара Кинесовна. «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Скрипник Лилия Владимировна. «Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
  • Красненко Евгения Викторовна. Сборник материалов по теме 'Правовое воспитание дошкольников'
  • Воробьева Ольга Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Математика вокруг нас» с использованием материалов о родном крае
  • Якунина Елена Николаевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Сафронова Анна Николаевна. Применение дидактических материалов в деятельности педагога ДОО
  • Воронина Ирина Ивановна. Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов.
  • Наумова Вера Николаевна, Наумова Марина Валерьевна. Статья: «Художественное – эстетическое развитие детей, через изготовление поделок из бросового материала»
  • Наумова Вера Николаевна, Наумова Марина Валерьевна. Статья: «Художественное – эстетическое развитие детей, через изготовление поделок из бросового материала»
  • Полупан Светлана Александровна. Партнерское взаимодействие воспитателя и родителей посредством Интернет-ресурсов: изготовление и использование аналогов Монтессори-материалов
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Лапухина Наталья Александровна. Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»
  • Казакова Лариса Евгеньевна. Аппликация из природных материалов (солома)
  • Рычкова Ирина Борисовна. Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской
  • Троцкая Марина Владимировна. Конкурс осенних поделок из природного материала
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Зимфира Ахмадулловна Шишвалеева. Конкурс поделок из природного материала 'Осенний вернисаж'
  • Суворова Нелли Анатольевна. «Волшебные превращения бумаги посредством оригами» (из опыта работы)
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала для детей 1,5 – 2 лет «Спрячь фигурку»
  • Редактор. Методика изготовления игрушек из природного материала
  • Гусева Валентина Ивановна. Активизация речи у детей-мигрантов в процессе работы с пластическими материалами.
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна, Григорьева Ирина Николаевна. Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь