Быкова Ж. Е. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» города Новосибирска
Начиная с дошкольного возраста, ребёнок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Известно, что дошкольный период является сензитивным в становлении и развитии всех психических процессов, а также воображении, фантазии, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей в изготовлении поделок, игрушек, панно, поздравительных открыток и т.д.
В конструировании из бумаги, природного и бросового материалов у дошкольников формируются многочисленные представления о качествах материалов, о пространственных отношениях и преобразованиях, происходит экспериментирование с данными материалами, что неоднократно подтверждается исследованиями многих педагогов и психологов, например: А. В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В. В. Давыдова и т. д.
Кроме этого в конструировании из выше сказанных материалов происходит формирование таких важных качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство, при достижении цели, организованность, первоначальные навыки работы в коллективе.
Используя и анализируя многолетнюю практику работы воспитателем в ДОУ и опираясь на государственную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу, то есть, выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность дошкольников с бумагой, природным и бросовым материалами является одним из эффективных средств, всестороннего развития детей, а значит и актуальной.
Прежде чем обозначить этапы работы с данными материалами, мы с детьми обобщили знания о том, что относиться к понятию: бумага:
- белая и цветная
- бархатная
- гафрированная
- меломная
к природному материалу:
- шишки, желуди, мох, кора, мелкие веточки, камушки, ракушки
- засушенные листья, цветы, семена
- различные крупы
к бросовому материалу:
- белые, цветные, с рисунком салфетки, коробочки пластмассовые и картонные, крышки
- спички, картон, леска, цветная проволока и т. д.
- кусочки, ткани, шерсть, нитки, бисер, пуговицы, катушки и т. д.
Вся работа выстраивалась поэтапно:
1этап: создание необходимых условий:
- создан и оформлен художественно-творческий уголок
- были прослушаны курсы повышения квалификации воспитателями, педагоги занимались самообразованием
2 этап: процесс реализации:
- использованы разные формы взаимодействия с детьми: НОД, наглядные, словесные, практические, игровые, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, репродуктивный.
Целенаправленную работу по данному направлению мы начали со средней группы.
Задачи по конструированию в средней группе:
- знакомим детей со структурой бумаги на практике через совместное экспериментирование, игры, показ плоскостного театра, совместное с воспитанниками создание сказок с использованием героев (оригами)
- формируем умение детей работать с бумагой: сгибать прямоугольный и квадратный лист пополам, совмещая углы и стороны. приклеивать к основной форме детали
- сбор природного и бросового материалов, обогащение знаний дошкольников для практического изготовления поделок из них, умения использовать для соединения частей клей ПВА, пластилин и другой материал
- создаём условия для возникновения у дошкольников к работе с данными материалами, стремимся вызвать у детей удивление, восторг от конечного результата.
Задачи по конструированию в старшей группе:
- совершенствуем умение воспитанников сгибать бумагу в разных направлениях: диагональ, сгиб 4 раза, работать по готовой выкройке, формируем умение сравнивать между собой структуру некоторых видов разноцветной бумаги
- продолжать обогащать знания дошкольников о свойствах природного и бросового материалов, продолжать поддерживать интерес к изготовлению поделок с использованием сюрпризного момента, но в незаконченном варианте, для частичной самостоятельности детей.
Задачи в подготовительной к школе группе:
- расширять основные способы и приёмы построения образа
- формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая:
а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;
б) специфику природного и бросового материалов и бумаги;
- привлекать детей к изготовлению пособий для совместной деятельности.
Во всех возрастных группах стремимся создавать необходимые условия для развития речи: расскажи о внешнем виде, свойствах, практическом применении того или иного материалов. Обязательно используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку. При организации деятельности учитываем характер отношения ребёнка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того одному ребёнку достаточно мотивировать задание, другой наоборот нуждается в постоянной поддержке.
Кроме выше сказанного осуществляются следующие формы работы с родителями, важная часть совместной работы, для более успешного развития воспитанников:
- привлечение родителей к сбору материалов для создания уголка для творчества
- индивидуальные и информационные консультации
- проведение мастер-класса
- поручения
- индивидуальные беседы
- выставки совместных работ детей и родителей
- анкетирование
Предполагаемый итог развития конструктивных способностей у дошкольников на наш взгляд:
- дети знают качество бумаги, её рациональное применение в изготовлении поделок, игрушек, панно, пособий, умеют скручивать (квилинг), сгибать бумагу в разных направлениях (оригами) по памяти и словесной инструкции педагога
- знают название природного и бросового материалов, способы работы, соединения и сочетания между собой, сбора и хранения их, безопасное использование орудий труда
- у воспитанников сформировался интерес к работе с разнообразными материалами, который выражается в творчестве, инициативе, самостоятельном изготовлении поделок, игрушек, коллажей и т. д.
- воспитанники ДОУ поступят в школы, лицеи.
Предполагаемая нами, поэтапная работа с дошкольниками, по развитию конструктивных способностей с помощью бумаги, природного и бросового материалов, может быть использована не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также родителями для совместных с детьми игр в домашних условиях.
|