Разработал воспитатель I квалификационной категории Воробьева О. В. Приобье
Цель. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Первый десяток» с использованием материалов о природе и коренных жителях ХМАО-Югра.
Задачи.
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Закрепить и обобщить знания о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, конус);
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- Продолжать учить решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
- Воспитывать у детей любовь к элементам математики, развивать сообразительность, внимание, воображение;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.
Скачать конспект
Предварительная работа:
- Изготовление дидактических игр;
- Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: “Северный край”;
- Чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»;
- Дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?».
Демонстрационный материал:
- Карта ХМАО-Югра, иллюстрации с изображением животных и растений ХМАО-Югра;
- Наборы цифр, геометрические фигуры, картинки чума и предметов быта коренных народов Севера,;
Образцы орнамента коренных народов Севера.
Раздаточный материал:
- Игра «Геометрическая мозаика», «Узоры Севера»;
- Сигнальные круги синего цвета;
- Простые карандаши;
- Полоски бумаги разного цвета и размера;
- Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка; размер клетки 10см х 13 см.)
1. Организационный момент.
(Дети заходят группу, здороваются с гостями и выбирают себе квадрат)
Задание 1.
Воспитатель. Сосчитайте количество кружков на вашем квадрате и поместите его на место цифры расположенной в таблице.
(на магнитной доске расположены цифры от 1 до 10)
- Что получилось? (Карта ХМАО-Югра).
- Ребята, кто коренные жители нашего округа.
- На чем передвигаются коренные жители Севера «Ранней весной, когда еще лежит в лесу глубокий снег, а на реках лед? (Лыжи и нарты).
А вот и они, и олени в них молодые да резвые.
Давайте прокатимся, и выполняя задания будем узнавать интересные сведения о нашем крае.
Ребята, а в нарды войдут только 10 детей. Остальным придется остаться. Давайте я вас посчитаю. Вы мне помогайте. С кого начать счет?
Сколько вас? (десять). Всем хватит места или кто-то нас подождет здесь?
Задание 2. Количественный и порядковый счет
Воспитатель. Пока наши нарты быстро летят по снежной дороге мы рассмотрим животных нашего края.
- В лесах округа можно встретить (ребенок расставляет на доске животных) зайца, волка, лису, белку, лося, соболя, росомаха и редко встречаются бурый медведь и речной бобр. Почему редко?
- Кто первый? Какой по счету соболь? За кем лось? Кто последний? То между рысью и бобром?
- Почему рядом с волком цифра два (волк второй при счете)
- Что получилось? (числовой ряд). Какое число при счете идет за числом 7, перед числом 2, назовите смежные числа с числом 5?
Игра «Так бывает» Игровое задание. Отвечать на вопросы с помощью условного сигнала- поднятия вверх синего круга (это означает, что ребенок согласен с утверждением «Так бывает»).
Вопросы: бывает, что хвост зайца длиннее лисьего?
- Что лось ниже волка?
- Что медведица -бабушка старше своей внучки?
Задание 3. Решение задач на сложение и вычитание.
Рассмотрите картинку. Что изображено на картинке? (две берлоги медведей)
Зимой у медведицы в первой берлоге появились 3 медвежонка, а в другой медведицы- только два. Сколько всего медвежат появилось в двух берлогах?
- О чем говориться в задаче?
- Сколько медвежат в первой берлоге?
- Сколько во второй?
- Что надо узнать в задаче?
-Что надо сделать, чтобы решить задачу?
- Больше или меньше станет предметов?
Запись решения задачи на доске 3+2=5
- Какой ответ у задачи?
Задание 5. Решение арифметических примеров
У коренных народов Севера есть животные, которым они поклоняются. Про них слагают легенды, поют песни и рассказывают сказки.
Решив цепочку примеров, вы узнаете, какие животные считаются священными у ханты и манси.
9-1= +2= — 3= — 2= +5 =
Дети поочередно у доски решают арифметические примеры и выставляют ответы (животных).
Медведь — человек, пришедший из леса.
Лось — достаток и благополучие.
Лягушка — дарит мир в семью.
Ворона — дарит здоровье детям и их мама. (росомаха, олень, собака)
Физминутка
Задание 6. Ориентировка на листе бумаги.
У хантов и манси есть праздник, посвященный вороне. Вороний день называется. Он отмечается 7 апреля. На нем отмечают прилет вороны. Накануне праздника взрослые делают из сена гнезда, которые прячут в неприметных местах. Наутро дети должны отыскать как можно больше гнезд. Эта забава помогает детям весной находить много утиных гнезд с яйцами.
Давайте и мы потренируемся.
Задание. Воспитатель диктует направление движения от данной точки до задуманного места (2 клеточки вниз, 2 – вправо, 3-вниз, 2- влево, 1- вниз, 6- вправо, 4- вверх, 2 – вправо, 5- вниз, 1- вправо). Разверните лист. Если ваша дорожка начерчена правильно, то вы у гнезда.
Дети разгибают лист и сверяют результат.
Линия сгиба
Задание 7. Геометрические фигуры.
Посуду и одежду женщины ханты и манси украшали волшебным орнаментом с помощью аппликации или вышивки. В нем они рассказывали о том, что видели, кого почитают и кого хотят защитить.
- Какие орнаменты известны вам? (лягушки, бобра, выдры, оленьих рогов, заячьих ушек, соболя, белки, ветки березы, жука).
- Рассмотрите орнаменты у себя на столе. ор
- Какие геометрические фигуры используются в этих орнаментах? (треугольники и квадраты)
-Почему Треугольник? (три угла и три стороны, три вершины)
- Если у фигуры четыре стороны и четыре прямых угла, то как называется эта фигура? (квадрат)
Перед вами набор геометрических фигур.
Сейчас девочки выберут себе один орнамент и повторят его на листе в клеточку, точно по образцу.
Так как украшением одежды и посуды занимаются только девочки с мамами, то мальчики отцами ходят на охоту. Мальчикам предлагаю собрать из геометрических фигур картину охоты на дикого зверя по образцам.
Нам пора отпускать оленей и прощаться с гостями.
Но на память об этой поездке я раздаю вам мордочки оленей.
Вот так олень порадуется вместе с тобой, если ты оказался молодцом, на все вопросы ответил, задание выполнил правильно, проявил самостоятельность. (Дорисуй улыбку на портрете оленя).
Если все задания выполнил, но все-таки пока получилось не очень хорошо, то олень будет серьезным — он думает, как тебе помочь.
Литература
- Е.В. Колесникова. Программа «Математические ступеньки» — М.: Т. Ц Сфера», 2008. -64 с.
- В.П. Новикова «Математика в детском саду» — М.: Мозаика — синтез – 2008 г.
|