УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
«МИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ»
Цель: тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз.
Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивлённо («не ожидала»), вопросительно («что – нибудь случилось»), радостно («наконец – то!»).
Вы решили посетить внезапно заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивлённая мать. Покажите, как вы успокоите её.
Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите своё удивление.
«ОКНО»
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.
«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»
Цель: осознание личной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель: «Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь». Отец ребёнка: «Извините, мы вынуждены были задержаться».
Воспитатель: «Могли бы вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей во время еды»? Мать: «Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу».
«ТРЕНИРОВКА ИНТОНАЦИИ»
Произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произнесения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия.
«ИЗМЕНЯЕМ РОЛЕВУЮ ПОЗИЦИЮ
В ОБЩЕНИИ»
Объяснение: «Я» в роли «дитя» - позиция подчёркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчинённости. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчёркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трёх ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда – нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы»; «Если вас не затруднит… мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании»… (участники упражнения без труда могут использовать собственные фразы).
Изменение задания: каждая фраза произносится во всех трёх ролевых позициях по заказу одного из партнёров по упражнению. Если второму произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу ещё и ещё раз.
«ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Нужно сформулировать форму открытой коммуникации в ответ на следующую фразу матери играющим детям: «Перенесите все свои игрушки на стол и там играйте». Воспитатели предлагают свои варианты ответов в форме открытой коммуникации. Затем можно предложить педагогам сравнить две фразы – реакции детей: 1) «Нет, мы уберем, нам нравится играть здесь». 2) «Мама, ты хочешь, чтобы мы прекратили игру?». Какую из фраз можно считать открытой коммуникацией? Почему?
«ДАЙТЕ ОЦЕНКУ РЕАКЦИИ
ПЕДАГОГА НА СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ»
Мать с опозданием привела ребёнка в группу, когда все едят. Слова воспитателя: «Я вижу, вам стоит больших усилий приходить вовремя в детский сад. Чем вам помочь, чтобы Максим мог без спешки включаться в ритм группы?».
Следующие упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.
«ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИИ»
Мать, придя за ребёнком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребёнка.
Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно даёт понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несёт ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», «Что я чувствую к ним и знают ли они об этом?» и т.п.
«РЕШАЕМ ПРОБЛЕМНУЮ ЗАДАЧУ МЕТОДОМ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ КООПЕРАЦИИ»
Цель: обогащение позитивного опыта общения с семьями, способствующего предупреждению ошибок в реальной жизни.
Воспитатель обратился к матери с просьбой на предстоящей встрече поделиться другими родителями опытом физического воспитания своего ребёнка. Она удивилась, смутилась и от выступления отказалась.
Задание. Сначала воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает возможный способ своего поведения, с его точки зрения, наиболее верный. В течение следующих нескольких минут педагоги объединяются парами, пытаясь убедить друг друга в разумности своего варианта действий. Вырабатывается общее мнение в паре. Затем пары объединяются по четыре человека и уже в четвёрках изобретают конструктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действий, не повторяя друг друга.
РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ»
Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликта, находить
и реализовать правильное поведение в сложившейся ситуации.
Ход игры. Группа играющих делится на две команды, каждая из которых заранее (либо экспромтом) готовит и инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав её показ в кульминационный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда – соперница за 3 – 5 минут находит оптимальное решение и показывает развязку ситуации педагогической целесообразности.
При подведении итогов анализируется типичность ситуации для практики общения, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творчество, мастерство инсценировки.
«ВЫБЕРИ АДЕКВАТНЫЙ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ»
Цель: осознание воспитателем ответственности за выбор способа поведения вы конкретной ситуации.
Воспитатель огорчён тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было особенно желательно услышать то, о чём шла речь.
Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов дальнейших действий воспитателя.
1 – вариант. Подготовлю в папку – передвижку все материалы проведённой встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.
2 – вариант. Выскажу свой неодобрение родителям, не пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти…»
3 – вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей своё огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с теми, кто не присутствовал. Надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся тогда.
4 – вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5 – вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать в них или нет – право родителя.
6 – вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись а себе, поделюсь своими переживаниями с каждым непришедшим родителем.
«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителем.
1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - обратился воспитатель к матери одного из воспитанников, увидев её в дверях группы. Мать ответила, что очень торопится, и поспешила уйти. Воспитатель удивлён безразличием матери к ребёнку, чем и поделился с коллегами по работе. Какой будет реакция на сетование педагога?
2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
4. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опозданий ребёнка в детский сад к утренней гимнастике и завтраку… Миша робко появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - подталкивая мальчика в группу, произнесла мать, поспешно исчезая за дверью. Спрогнозируйте возможные варианты вашей реакции на ситуацию, если бы:
а) мать обратилась к вам в категоричной форме;
б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»;
в) воспитанник сообщил вам, что «мама поругалась с папой»;
г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для неё безопасное место».
5. Мать пришла за ребёнком с большим опозданием. Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия:
а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник), это не первый случай её прихода за ребёнком, когда рабочий день уже закончился;
б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребёнка из детского сада. Ребёнок стал реагировать на это с тревогой и беспокойством, наблюдаемыми в течение дня;
в) мать впервые пришла за ребёнком так поздно.
6. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?
7. Воспитатель, изучив книгу по семейной педагогике, предложил родителям прочитать отдельные её статьи. Как вы это сделаете?
8. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как вы начнёте беседу?
9. Несколько дней ребёнка забирает из детского сада двенадцатилетний брат, хотя с родителями не было ни устной, ни письменной договорённости об этом. Воспитатель уже говорил родителям, что не вправе отдавать ребёнка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришёл за младшим братишкой. Какими будут ваши действия?
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАКАЯ ТЕМАТИКА ВСТРЕЧ
АКТУАЛЬНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Цель: овладение методикой проведения фронтальных встреч с родителями, развитие умения определять педагогическую потребность семьи и в соответствии с этим точно формулировать тему встречи для родительской аудитории.
Учебная задача: по высказываниям родителей, полученным в ходе интервьюирования с целью выяснения затруднений в семейном воспитании, сформулировать темы встреч, удовлетворяющие потребность родителей в педагогической помощи.
Ход игры. Педагоги делятся на группы, каждая из которых получает данные интервьюирования родителей с высказываниями по поводу затруднений, желаний, касающихся отношений с детьми и других проблем семейного воспитания. Опираясь на эти ответы, группа педагогов составляет тематику встреч для родителей; выбирает формы проведения каждой встречи; основные методы общения; определяет категории семей, для родителей, воспитывающих только дочь (сына) и др.); решают, кто может быть ответственным за проведение встречи.
Перед началом выполнения заданий между всеми участниками игры согласовывается регламент работы. По истечении времени каждая группа готовит выступление о результатах выполненного задания. Оценивается содержательность тематики, оригинальность формулировок, избранных форм и методов общения, полнота учёта потребностей родителей, представленных в интервью.
«ОПРЕДЕЛИМ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения. Каждый из играющих получает карточку, на которой сформулирован какой – либо из организационных фрагментов проведения или подготовки встречи с родителями. Карточки разделяются участникам игры в произвольном порядке. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие выстраиваются в том порядке, в котором представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Остальные присутствующие педагоги могут возразить, дополнить, оценить выполнение упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА НА КАРТОЧКАХ
1. Определяется тематика и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учётом данных о семьях воспитанников.
2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, медицинский работник и др.
3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
«НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: развитие умения логически последовательно проводить тематические встречи с родителями.
Ход упражнения. Педагоги получают отдельные тексты фрагментов сценария встречи и пытаются выстроить последовательность её проведения. Может быть организована параллельная работа нескольких групп педагогов над одним сценарием.
План подготовки и проведения встречи – диспута
Что помогает взрослым развивать
у дошкольника активную жизненную позицию?
Предложить родителям высказаться о том, что для них означает выражение «активная жизненная позиция». Можно и нужно ли, на их взгляд, воспитывать её у ребёнка дошкольного возраста?
Обсудить две точки зрения на роль знаний в развитии активной жизненной позиции у ребёнка. Первая: абсолютно все знания об окружающей жизни помогают формированию собственной позиции. Вторая: на жизненную позицию больше всего влияют те знания, которые активизируют деятельность и чувственные переживания ребёнка.
Предложить высказать своё мнение по поводу слов А.Л. Барто: «Мы слишком боимся разволновать наших ребят, закрываем от них неприятности нашей жизни, лишая их высших чувств, сильных эмоциональных состояний, тем самым мы развиваем в них эгоизм и равнодушие».
Сделать небольшое резюме о том, что, воспитывая активную жизненную позицию у ребёнка, важно воздействовать на его эмоционально – чувственную сферу. Предложить нескольким родителям поделиться собственным опытом общения с ребёнком, обогащающим его чувства, знания об окружающей действительности.
Предложить послушать магнитофонную запись детских ответов на вопрос: «Что ты знаешь о Москве? Откуда ты это знаешь?»
Предложить решить следующую проблемную педагогическую задачу: «Ваш ребёнок во время просмотра кинофильма вдруг заплакал, расстроился оттого, что ему кого – то стало жалко (например, герой фильма погибает). Как вы отреагируете на это?»
Предложить родителям выбрать памятки с советами: «Что можно рассказать дошкольнику в музее Л.Н. Толстого»; «Если вы придёте с ребёнком в Третьяковскую галерею…»; «Посетите с ребёнком музей народно – прикладного искусства» и др.
В ходе выполнения упражнения педагогам может быть предложено спланировать самостоятельно подготовку к данному тематическому диспуту, можно дать задание внести новые дополнительные фрагменты в сценарий встречи.
«А ЧТО, ЕСЛИ…»
Цель: развитие у педагога умения гибко реагировать на неожиданности в процессе общения с аудиторией, развитие ощущения уверенности в себе, чувства педагогического такта.
Задания
1. Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсудить её, но никто не хочет говорить, все молчат и смотрят на вас. Как бы вы себя повели?
2. Представьте, что один из родителей, излагая в ходе дискуссии свою точку зрения, разгорячился и совсем «ушёл» от обсуждаемой темы. Он говорит уже несколько минут. Как вы будете реагировать на это?
3. Допустим, что проводимая вами дискуссия продолжается уже целый час. У вас есть ещё 10 – 15 минут для её завершения. Один из родителей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы поведёте себя в этом случае?
КАКИЕ ФРАЗЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЕМ?
1.
- 2.«Вероятно, вы об этом ещё не слышали…»
Цель: развитие в себе умения вникнуть в смысловой контекст словесного обращения.
Учебная задача. Проранжировать (рассортировать) набор фраз к воображаемой беседе с родителем.
Правила ранжирования. Фразы для начала беседы подбираются такие, в которых утверждается осведомлённость родителя в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы, неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; есть обращение непосредственно к собеседнику, в форме «Вы – подхода».
Последовательность выполнения упражнения:
- 2)подготовить для упражнения бланк;
- 3)найти в предложенном перечне пять неудачных фраз, записать их в соответствующей части бланка;
- 4)найти парные фразы: к каждой нежелательной фразе подыскать её смысловую пару – желательную, записать их в соответствующих частях бланка.
ВАРИАНТЫ ФРАЗ:
- 1.«Извините, если я помешала…»
- 2.
- 3.«Я бы хотела ещё раз услышать…»
- 4.«Мне представляется интересным то, что…»
- 5.«Я пришла к такому выводу, что…»
- 6.«Вы хотите…»
- 7.«Думается, ваша проблема заключается в том, что…»
- 8.
- 9.
- 10.
- 11.
- 12.
- 13.
- 14.
- 15.
«Я – СООБЩЕНИЕ
ИЛИ ТЫ – СООБЩЕНИЕ»
Цель: развитие умения ориентироваться в способах диалогического общения, используя технику «Я – сообщение» и «Активного слушания» («Ты – сообщение).
Учебная задача. На примере предлагаемых ниже высказываний определить, с какой из техник диалогического общения может быть соотнесена каждая из фраз:
а) с техникой «Ты – сообщения», когда другому как бы возвращается то, что он вам поведал и что вы поняли о случившемся с другим человеком, при этом обозначив его чувство;
б) с техникой «Я – сообщения», когда фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), говорится о своих собственных ощущениях, переживаниях;
в) с традиционной вопросительной формой высказывания.
Свои точки зрения надо обосновать.
ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
- 1.Что вы сейчас чувствуете?
- 2.Чего вы сейчас боитесь?
- 3.Вы боитесь, что я могу сказать что – то неприятное о вашем ребёнке?
- 4.Я правильно поняла, что вы боитесь моей оценки?
- 5.А как я могу вас оценить или наказать?
- 6.Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.
- 7.Вы уверены, что я к вам отношусь хорошо и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому?
- 8.Мне интересно, когда в общении ждут активности только о меня.
- 9.Я хочу прервать вашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит.
- 10.
- 11.
- 12.Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеётесь?
(ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЮ:
1 – в, 2 –в, 3 – а, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а,
8 – б, 9 – б, 10 – б, 11 – а, 12 – в)
Три королевства
Игра строится на основе трех ключевых категорий культурологии:
«культура», «дикость», «варварство».
Фабула игры : три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведения, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».
Поведение играющего предполагается и выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести ее до логического конца.
Ситуации:
* Собака не доела, а я был очень голоден, и …
* Только закурил - подошел автобус, я …
* Начальник на меня закричал, тогда я …
* Целое лето провела на огороде, отпуск кончился, и я …
* Прохожий толкнул меня, я, конечно…
* Угостили пирогом, он оказался невкусным, я…
* Хотел пойти в театр, но мама сказала, что нет денег, и я …
*Утром надо вернуть книгу, а я не успел дочитать, поэтому …
Несогласие между королями по вопросу, в каком королевстве жить данному человеку, разрешается арбитрами путем голосования.
Количество оцениваемых ситуаций должно быть равно количеству присутствующих, так чтобы, в итоге, все играющие расположились в одном королевстве.
Рефлексия начинается с высказываний королей, затем – всех играющих
Кружка
В основе игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула игры: двое играющих занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на нее играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщаю об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой видит, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.
В ходе беседы игроки приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия предмета. Они меняются местами и убеждаются в правильности вывода.
После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего у них на глазах. Здесь важно проследить, чтобы играющие не пришли к выводу, что «нужно уважать мнение каждого».Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире
Да – нет – не может быть
Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Играющие занимают ту позицию, на которой обозначен их вариант ответа.
ДА Может быть НЕТ
После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнение и аргументы каждого игрока.
Варианты суждений:
- нет прекраснее на земле существа, чем человек.
- Самое страшное существо на земле – человек.
- Главное в этой жизни иметь деньги.
- Главное в этой жизни быть верным себе.
- Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.
- Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
- Счастливый глух к несчастьям другого.
- Счастливые – самые добрые к окружающим.
Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни, но не выявление «правильного» суждения.
Игра способствует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчет в своих поступках.
Калоши счастья
Фабула игры: Фея счастья сообщает Фее печали, что у нее есть «калоши счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали возражает: надевший такие калоши обретет немедленное желание от них избавиться.
Ведущий предлагает разрешить спор всем присутствующим.
Ход игры: игрокам поочередно предлагается выбрать карточку и прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея счастья объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласиться принять это «счастье». А фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на голову того, кто такое «счастье» приобретет. Играющий делает выбор.
Примерное содержание карточек:
- Станешь очень богатым.
- Тебе подарят собаку.
- Тебя полюбит первый красавец мира.
- У тебя будет модная, красивая одежда.
- Станешь владельцем автомобиля
Во время рефлексии следует развернуть идею амбивалентности мира, сочетание противоречий в одном явлении, тесной связи счастья и несчастья, радости и неприятности, удовольствия и огорчения.
|