Важнейшее место в процессе общения принадлежит семье – первому коллективу, который дает маленькому человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом подражания. Общение приносит радость и детям и родителям. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша. Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. И это очень важно. Общение с ребёнком в раннем возрасте имеет основополагающее значение для дальнейшего развития мышления, восприятия и памяти ребёнка, а также обеспечивают ему дальнейшую успешность в жизни (эмоциональное благополучие на протяжении всего пребывания его в детском саду, положительные результаты при обучении в школе), а, следовательно, дальнейшее его становление как гражданина.
Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей среды, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах. Совершенствование жизни семьи /взрослых и детей/ — ее уклада, стиля отношений, духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка. Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Список литературы:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте, 3-е изд., Спб.: Питер, 2008г. – 272с.
- Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3. С. 117 – 124.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольников/Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.
- Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005г. -445с. 5. Смирнова О. Е. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”. 2009. – 305 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
|