Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»

«Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»

педагог-психолог МБДОУ д/с № 85 г. Белгорода Поршнева Ю.В.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой)

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни малыша. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его позитивное мнение о себе.

Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Уже с раннего дошкольного возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

 

Эмоциональное благополучие ребенка — это состояние его душевного благополучия. Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.

Отмечается несколько типов факторов негативно сказывающихся на эмоциональном благополучии ребенка:

  1. Факторы социально – культурного характера: Ускорение темпа жизни; дефицит времени родителей; недостаток условий для снятия напряжения и расслабления; загруженность родителей и невротизация взрослых; неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
  2. Социально – экономические факторы: Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия; ранний выход матери на работу.
  3. Социально – психологические факторы: Дисгармония в семейных отношениях и семейном воспитании; нарушение детско – родительских отношений.

Остановимся подробнее на социально – психологических факторах негативно сказывающихся на эмоциональном благополучии ребенка. Ссоры, конфликты, непонимание между супругами — признаки неблагоприятной семейной ситуации, которые могут привести к распаду семьи и нарушению эмоционального благополучия ребенка.

Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой. Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:

- Ролевая инверсия – ребенок становится поверенным родителя, вынужден оказывать ему эмоциональную поддержку, заботиться о нем или о младших детях. Следствие – высокая тревожность, низкая самооценка, трудности во взаимоотношениях.

- Конфликт лояльности (интрапсихический конфликт) – ребенок вынужден скрывать свое отношение к одному из родителей, информацию о нем и свои контакты с ним. Следствие – эмоциональные нарушения. Синдром отвержения родителя – необъективная крайне негативная оценка одного из родителей.

Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству или отгороженность, т.е. аффективное поведение.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.

Симптомы аффективного поведения ребенка:

  • Нестабильность и неровность поведения малыша, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселя к подавленности.
  • Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий)
  • Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике).
  • Общее чувство неуверенности во всём, что делает ( «А у меня получится?, Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофированный страх и предчувствие неудачи ( «всё равно не получилось»).
  • Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений

переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли ( «когда я сильно

сержусь у меня темнеет в глазах»)

  • Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависимость), трудность преодоления.
  • Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к замечаниям взрослых), но и к тому как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т.д.
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец.
  • Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч, дрожание рук.

Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна помощь. Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним. Родительские установки могут оказывать негативное или позитивное влияние на ребёнка. Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь» (негативная установка), а лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем?» или «Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!» (негативная установка), а лучше сказать «Попробуй ещё раз, и у тебя все получится! Если хочешь давай попробуем вместе».

Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил:

  1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание..,».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что...».
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Создайте в семье атмосферу радости и любви. Одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, чтобы сохранить эмоциональное и психологическое благополучие ребёнка, необходимо:

  • Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком, провести с ним время;
  • Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
  • Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
  • Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • Принимать ребенка таким, какой он есть;
  • Чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание
  • Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках;
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Список использованных электронных ресурсов:

  1. https: //www. b17. ru/article/12796/
  2. https: //infourok. ru/proekt-v-gruppe-rannego-vozrasta-moya-semya-3285859. html
  3. https: //portalpedagoga. ru/servisy/publik/publ? id=21243
  4. https: //infourok. ru/roditelskoe-sobranie-emocionalnoe-blagopoluchie-rebenka-v-seme-3739795. html
  5. https: //www. b17. ru/article/37150/
  6. http: //psyhologplus. ru/faktor-vliyayushtie-na-psihologitcheskoe-blagopolutchie-rebenka-v-semye/
Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Тимина Надежда Леонидовна. Родительское собрание «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Людмила Владимировна Кунденок. Одиночество ребёнка в семье
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Скворцова Наталья Владимировна. Конспект родительского собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Младина Элеонора. Роль семьи в развитии ребёнка
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Рошка Анастасия Евгеньевна. Театр в жизни ребёнка.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Чучалина Елена Владимировна. Семья глазами ребёнка
  • Исмагилова Ирина Александровна. Статья «Сказка в жизни ребёнка»
  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Лебединская Людмила Анатольевна. Консультация для родителей по физическому воспитанию «Роль утренней гимнастики в развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Наталья Шилдина. Анкета для родителей ребёнка, поступающего в ДОУ
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь