педагог-психолог МБДОУ д/с № 85 г. Белгорода Поршнева Ю.В.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой)
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни малыша. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его позитивное мнение о себе.
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Уже с раннего дошкольного возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Эмоциональное благополучие ребенка — это состояние его душевного благополучия. Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.
Отмечается несколько типов факторов негативно сказывающихся на эмоциональном благополучии ребенка:
- Факторы социально – культурного характера: Ускорение темпа жизни; дефицит времени родителей; недостаток условий для снятия напряжения и расслабления; загруженность родителей и невротизация взрослых; неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
- Социально – экономические факторы: Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия; ранний выход матери на работу.
- Социально – психологические факторы: Дисгармония в семейных отношениях и семейном воспитании; нарушение детско – родительских отношений.
Остановимся подробнее на социально – психологических факторах негативно сказывающихся на эмоциональном благополучии ребенка. Ссоры, конфликты, непонимание между супругами — признаки неблагоприятной семейной ситуации, которые могут привести к распаду семьи и нарушению эмоционального благополучия ребенка.
Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой. Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:
- Ролевая инверсия – ребенок становится поверенным родителя, вынужден оказывать ему эмоциональную поддержку, заботиться о нем или о младших детях. Следствие – высокая тревожность, низкая самооценка, трудности во взаимоотношениях.
- Конфликт лояльности (интрапсихический конфликт) – ребенок вынужден скрывать свое отношение к одному из родителей, информацию о нем и свои контакты с ним. Следствие – эмоциональные нарушения. Синдром отвержения родителя – необъективная крайне негативная оценка одного из родителей.
Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству или отгороженность, т.е. аффективное поведение.
Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.
Симптомы аффективного поведения ребенка:
- Нестабильность и неровность поведения малыша, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселя к подавленности.
- Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий)
- Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике).
- Общее чувство неуверенности во всём, что делает ( «А у меня получится?, Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофированный страх и предчувствие неудачи ( «всё равно не получилось»).
- Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений
переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли ( «когда я сильно
сержусь у меня темнеет в глазах»)
- Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависимость), трудность преодоления.
- Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к замечаниям взрослых), но и к тому как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т.д.
- Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец.
- Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч, дрожание рук.
Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна помощь. Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним. Родительские установки могут оказывать негативное или позитивное влияние на ребёнка. Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь» (негативная установка), а лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем?» или «Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!» (негативная установка), а лучше сказать «Попробуй ещё раз, и у тебя все получится! Если хочешь давай попробуем вместе».
Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил:
- Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание..,».
- Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что...».
- Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
- Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Создайте в семье атмосферу радости и любви. Одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, чтобы сохранить эмоциональное и психологическое благополучие ребёнка, необходимо:
- Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
- Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком, провести с ним время;
- Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
- Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
- Уважать право ребёнка на собственное мнение;
- Принимать ребенка таким, какой он есть;
- Чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание
- Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках;
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Список использованных электронных ресурсов:
- https: //www. b17. ru/article/12796/
- https: //infourok. ru/proekt-v-gruppe-rannego-vozrasta-moya-semya-3285859. html
- https: //portalpedagoga. ru/servisy/publik/publ? id=21243
- https: //infourok. ru/roditelskoe-sobranie-emocionalnoe-blagopoluchie-rebenka-v-seme-3739795. html
- https: //www. b17. ru/article/37150/
- http: //psyhologplus. ru/faktor-vliyayushtie-na-psihologitcheskoe-blagopolutchie-rebenka-v-semye/
|