Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'

Буклет для родителей Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до годаБуклет для родителей "Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года"

Первый год жизни

(Психофизическое развитие ребенка)

(Слайд 1)

"Пусть наши дети вырастут лучше нас" — этот лозунг педагогики взаимности, описанной практическим психологом Р. Р. Кашаповым, может и должен стать вашим принципом в воспитании и развитии детей.

(Слайд 2)

В первый год жизни малыша родители с удивлением наблюдают, как быстро он растет. Нормально ли развивается кроха и как он меняется от месяца к месяцу? Узнать об этом помогут некоторые факты.

Скачать буклет

Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом. И вот он оказывается в совершенно новых условиях — испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п.

(Слайд 3)

В самом важном — первом году жизни — врачи выделяют несколько основных периодов развития детей: новорождённость, младенчество, грудной возраст.

(Слайд 4, 5)

В возрасте от 0 до 28-ти дней ребёнка принято называть «новорожденным». Самый трудный и ответственный период — первый месяц жизни. В эти дни он приспосабливается к новому для него способу дыхания и обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ему очень трудно (то есть он очень трудится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители и близкие люди помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой.

(Слайд 6)

С 28 дней до 2-3-х месяцев – время младенчества. К этому возрасту младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает происходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» — приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доброжелательное отношение и общение с ним взрослых людей, старших братьев и сестёр

(Слайд 7), (Слайд 8),

К третьему месяцу малыш:

  • Поднимает голову на 45° (иногда на 90°) в положении на животе
  • Разжимает и сжимает кулачки
  • Опирается ногами, если держать его так, чтобы стопы касались плоской поверхности
  • Тянется и достает подвешенные над кроваткой игрушки
  • Следит за объектом, перемещаемым по дуге над его головой из стороны в сторону
  • Пристально смотрит на лицо
  • Улыбается при звуке голоса матери
  • Начинает издавать звуки, подражая речи

(Слайд 9),

С 3-х месяцев до 1-го года — время, в которое общепринято называть младенца «грудным». Грудное молоко матери является основным видом питания ребёнка в это время, а нахождение рядом с грудью матери – наиболее приятное и безопасное для него место. Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сначала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым человеком по поводу предметов и игрушек. Это время развития понимаемой речи малыша.

Одна из особенностей ребенка этого возраста — интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с малышом — он отвечает вам не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который можно считать одним из показателей здоровья.

Двигательные умения ребенка также совершенствуются, он целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, умеет поворачиваться со спины на живот, четко поворачивает голову в ту сторону, откуда он слышит голос родителей или какой-либо звук. С малышом уже можно играть в "прятки", закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати, — эти игры доставляют ему большое удовольствие. Если у вас есть старшие дети, привлекайте их к уходу за малышом, к занятиям с ним. Это лучший способ избавить старшего ребенка от ревнивого чувства, которое нередко начинает мучить старших детей с появлением нового маленького члена семьи.

Ученым удалось доказать зависимость уровня интеллекта от количества тактильных ощущений. Дело в том, что каждое прикосновение к коже посылает в мозг импульс, стимулируя умственные процессы, поэтому, чем чаще прикасаться к малышу, ласково с ним разговаривать, обнимать его, тем выше будет его двигательная активность и эрудиция, тем раньше он начнет говорить и лучше усваивать информацию.

На пятом месяце значительно увеличивается потребность ребенка в общении с взрослыми. Переодевая ребенка, купая его, готовясь к кормлению, мама и папа должны ласково приговаривать, объяснять малышу свои действия, называть окружающие предметы. Очень хороши известные прибаутки, поговорки: "С гуся вода, с Андрюши худоба", "Дайте-ка пеленку вытирать Аленку" — ребенок таким образом постепенно погружается в стихию родной речи. Можно учить малыша играть в "Ладушки", ударять в барабан, звенеть колокольчиком.

Если с ребенком регулярно заниматься гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот на живот и начинает учиться переворачиваться с живота на спину. Лежа на животе, малыш приподнимает торс, опираясь на кисти рук, или даже поднимает обе руки вверх, прогибая спину. При присаживании во время гимнастики он все более прямо удерживает спинку, но это еще не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или тем более в подушки. При поддержке под мышки ребенок может слегка подпрыгивать, как бы пританцовывать на коленях у взрослого. Он четко поворачивает голову даже на тихий непривычный звук (например, шуршание бумаги), начинает повторять простые слоги.

К 5 месяцам малыш:

  • Уверенно держит голову в вертикальном положении
  • Переворачивается в одну сторону, обычно с живота на спину
  • Тянется к предметам
  • Узнает людей на расстоянии
  • Внимательно слушает человеческие голоса
  • Улыбается
  • Визжит от восхищения

(Слайд 10)

На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят. Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками.

На седьмом месяце ускоряется двигательное развитие ребенка — к концу месяца ребенок активно передвигается на четвереньках, ползет за игрушкой, размахивает ею и может бросить; Именно в этом возрасте малыш может, приподнявшись, упасть из высокой коляски или с дивана, на котором его оставили взрослые. Поэтому часть бодрствования ребенок вполне может проводить в манеже — лучше деревянном, с перильцами. Усиливающаяся подвижность расширяет возможности познания окружающего мира. Ребенок подолгу рассматривает окружающие предметы, манипулирует игрушками. Появляется важное умение прислушиваться и понимать речь взрослых. В ответ на вопросы: "где часы?", "где лампа?" — малыш находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте, а затем — и в других местах комнаты; все более "придирчиво" он относится к посторонним людям.

К 7 месяцам малыш:

  • Частично опирается на ноги при поддержке в вертикальном положении
  • Перекладывает предметы из руки в руку
  • Ищет упавший предмет
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на слово «нет»
  • Лепечет, комбинируя гласные и сочетания звуков
  • В волнении ерзает в ожидании игры
  • Играет в «прятки»

(Слайд 11)

На восьмом месяце большинство детей уже хорошо ползают, а многие, найдя опору, самостоятельно встают на колени, а затем и на ножки. Если ваш ребенок уже достаточно окреп и активно садится в кроватке сам, можно высаживать его на горшок, а не просто держать над горшком или тазиком, как вы это делали до сих пор. Будьте настойчивы, но доброжелательны, следите, чтобы горшок не был холодным, чтобы у ребенка не было неприятных ощущений — иначе можно надолго "отпугнуть" ребенка от горшка.

Малышу нужно не столько обилие игрушек, сколько умение с ними заниматься. Покажите ему, как можно катать мячик, раскачивать неваляшку, вкладывать колечки в мисочку и доставать их. Не сердитесь, если ребенок выбрасывает игрушки из манежа. Это для него очень важное дело — так совершенствуется координация движений, приходит понимание глубины пространства. Детские психологи рекомендуют уже в этом возрасте начинать вырабатывать адекватную сексуальную ориентацию малыша, т.е. одежда ребенка начинает различаться в зависимости от пола, мальчику часто говорят: "Ты у меня сильный (смелый)", девочке — "Ты у меня красивая, ты моя помощница" — разумеется, это только начало правильного полового воспитания.

(Слайд 12)

Обычно на 9-10 месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками. Очень важная сфера — развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным — это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.

9 -10 месяцев

Прилагает усилия, чтобы достать игрушку, которая находится вне досягаемости

  • Протестует, если отнимают игрушку
  • Ползает на четвереньках
  • Сам встает
  • Стоит, держась за кого-либо или за что-либо
  • Говорит «мама» или «папа», не понимая различия

(Слайд 13)

Последние 11-12 месяцы первого года жизни — пора интенсивного психического развития ребенка и совершенствования движений. Ваш малыш все заметнее овладевает вертикальной позицией — он довольно устойчиво стоит, держась за опору одной рукой, а другой может свободно действовать — например, доставать игрушки с полок, открывать ящики, дверцы тумбочек. Будьте осторожны! Не оставляйте ребенка без присмотра. Дети этого возраста активно стремятся овладевать ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Надо, конечно, доставлять ребенку это удовольствие. Следите только за его осанкой, чтобы он не "обвисал" и не горбился, водите то за правую ручку, то за левую. Все более сложными становятся игрушки малыша, он может разбирать и пытаться собирать матрешку, крупный пластмассовый детский конструктор, катает мяч, возит машину за веревочку. Возбудимых детей хорошо успокаивают мягкие, пушистые игрушки (их, разумеется, так же как и пластмассовые игрушки, необходимо мыть регулярно с применением дезсредств). Наступает время знакомства с крупными картинками, детскими книжками-раскладушками.

Координация движений совершенствуется и в играх. Малыш подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку, умеет поставить кубик на кубик.

К 12 месяцам малыш:

  • Садится из положения лежа на животе
  • Идет, держась за мебель; может пройти один-два шага без поддержки
  • Стоит без поддержки в течение нескольких секунд
  • Правильно называет «папу» и «маму»
  • Пьет из чашки
  • Хлопает в ладоши и машет рукой «до свидания»

(Слайд 14)

Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального, физического и психического развития. Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт.

(Слайд 15) Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.

Просмотров: 1145
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Наталья Мокеева. Консультация для родителей 'Если малыш плохо ест'
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Кользина Тамара Мифодьевна. Буклет. Консультация для педагогов «Развитие речи детей первого года жизни»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь