Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.
Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.
Успешность эмоционального развития детей, тонкость и выразительность аффективного самовыражения, отношения к окружающему миру зависят не только от целенаправленной работы педагогов, психологов, но и семьи. Вместе с тем, как показывает опыт научного исследования данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребенка находится в поле зрения родителей и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Детские радости, печали, обиды и другие эмоциональные проявления обычно не относятся к серьезным и важным переживаниям. Родители с позиции своего возраста и опыта измеряют их собственной мерой и масштабами, относя к неглавным моментам в жизни ребенка, а порой к типичным проявлениям капризов, упрямства, детской наивности и непосредственности. Эти ошибочные, представления могут обернуться необратимыми последствиями, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявятся в суждениях, поведении, поступках, его отношении к миру в целом.
Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное, всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы.
Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, а затем и начальной школы не снимает с родителей многих задач, связанных с его эмоциональным развитием. Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Если в семье ребёнка царит доброжелательность, любовь это срабатывает как положительный фактор. А если же наоборот, постоянные конфликты, отчуждения, в такой обстановке дети вырастают с психическими расстройствами и личностными внутренними проблемами.
Ситуации, которые наиболее болезненно влияют на ребёнка:
- когда ребёнок в семье является средством разрешения конфликтов между родителями;
- когда в окружении ребёнка нет близкого человека, способного понять его переживания;
- когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
- когда родители заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;
Чтобы избежать таких ситуаций, прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых.
Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников и младших школьников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры.
Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями: сюрпризов, проведения дня рождения, других семейных праздников и досугов. Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления.
Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижения окружающего через переживание, обогащение эмоционально-ценностного отношения детей к миру.
Чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он был благополучен и состоялся как человек в жизни и обществе нужно употреблять такие выражения:
- Ты самый любимый!
- Какое счастье, что ты у нас есть!
Каждое ваше слово, интонация, дают ребёнку уверенность, повышая его самооценку словами:
- Я радуюсь твоим успехам,
- Как красиво у тебя получилось!.
В условиях эмоционального благополучия, в условиях взаимной любви, нежности и уважения к близким, пожилым людям, к родителям, формирует ребёнка как психологически здоровую личность.
Когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны, при этом ребёнок испытывает эмоциональное благополучие-чувство уверенности, защищённости. В таких условиях ребёнок развивается жизнерадостный, активный, физически и психически уравновешенный человек.
|