Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
«Ичoт школа-челядьoс 1 №-а видзанін» Воркута карса муниципальнoйвелoдан учреждение
Краткосрочный проект «Жила – была Коми сказка»
(Проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной.)
Г. ВОРКУТА
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно — патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются знания об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способы деятельности, связанные с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным и художественным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идет о прогрессивном социальном национальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Одним из основных средств реализация регионального компонента в работе с дошкольниками в нашем образовательном учреждении является технология проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку.
Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким самобытным народным языком, учат детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние.
Представляем Вашему вниманию краткосрочный проект
«Жила – была Коми сказка»
Краткая аннотация проекта.
Настоящий проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной,
Участники проекта: дети средней и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели дошкольных групп.
Время проведения проекта январь 2019 – март 2019 г.
Тип проекта:
- по числу учащихся – групповой,
- по предметно-содержательной области – межпредметный (познавательно-творческий, познавательно — игровой)
- по продолжительности – краткосрочный
Результаты проекта:
Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок»
Пополнение центра нравственно – патриотического воспитания продуктами проекта.
Пополнение центра художественной литературы сборниками коми сказок: «Шанежка», «Пера — богатырь», «Коми народные сказки» составитель Ф.В. Плесовский; иллюстрации к коми сказкам.
Буктрейлер «Соломония Пылаева, автор сказок сборника «Шанежка».
Видеопрезентация тактильной развивающей книги «Пера и Зарань».
Тактильная развивающая книга. Коми сказка «Пера и Зарань».
Выпуск электронного журнала для родителей воспитанников «Филиппок» по приобщению дошкольников к коми художественной литературе.
Викторина для старших дошкольников «Жила – была Коми сказка».
Праздник «В гостях у сказки» для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических и подвижных коми игр.
Результаты для детей:
Театрализация коми сказки «Медвежьи няньки».
Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии».
Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».
Реализация проекта:
Беседы. Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Работа в книжном уголке. Создание выставки. Продуктивная деятельность. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Подвижные, хороводные игры. Настольные игры. Физкультминутки. Театрализованная деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. Музыка. Просмотр мультфильмов. Презентации. Работа с родителями.
Методы проекта:
- словесные: беседы, консультации для родителей, рассказы, чтение художественной литературы, объяснения, похвала, диалог;
- наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунков, презентаций;
- игровые: дидактические и настольные игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально — двигательные игры, сюрпризные моменты, ситуации; игры спортивного характера;
- практические: виртуальное путешествие (экскурсии в школьную и городскую библиотеки), наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Актуальность
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию необходимо начинать в детские годы. Воспитание на материале этнокультурных традиций раскрывает подрастающему поколению истоки духовной жизни своего народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественный вкус и мировоззрение.
При организации проектной деятельности мы сделали основной упор на преемственности двух возрастных групп (средней и подготовительной), что позволило нам вдохновить детей на поиски ответов на детские вопросы, помогло старшим детям передать полученный опыт младшим, воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу, научить взаимодействовать в парах, мини группах, коллективах.
Цель для детей: приобщение детей к творчеству коми народа, через коми сказки.
Цель для педагогов: приобщение детей, родителей и педагогов к культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям на основе использования сказок детской коми писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народных сказок.
Задачи:
- Формировать интерес детей к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
- Познакомить детей с элементами материальной и духовной культуры коми (традиционный быт, народное изобразительное искусство, устное народное творчество).
- Познакомить детей с творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
- Развивать эмоциональный отклик детей на произведения художественной литературы.
- Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, храбрость и трусость, и т. п.
- Развивать умения и навыки в художественно — изобразительной деятельности по мотивам произведений устного народного творчества коми.
- Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.
- Способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса детей через театрализованную деятельность.
- Обогащение активного словаря детей.
- Воспитывать у детей уважение к самому себе, к своей Родине, к обычаям и традициям коми народа.
- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьями воспитанников, способствующий воспитанию у детей интереса к сказкам родного края.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап – подготовительный.
Цель: Формирование социально – нравственных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через коми сказки.
Задачи данного этапа:
- Постановка цели и задач, определение направлений, выбор методов, приемов, форм работы.
- Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме. Подбор коми народных сказок. Подбор иллюстраций к коми народным сказкам.
- Подбор иллюстративного материала, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольных), музыкального сопровождения, атрибутов для игровой, познавательной деятельности, подборка интернет образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, мультипликационных фильмов).
- Создание условий для изобразительной, продуктивной и игровой деятельности детей.
- Составление плана мероприятий с детьми при участии родителей.
- Наблюдение за детьми с целью выявления знаний и представлений у детей о коми сказках и их героях.
Взаимодействие с родителями:
- Проведение бесед с родителями воспитанников с целью возрождения интереса к культурному опыту художественной литературы через коми сказки.
- Совместная деятельность детей и родителей по оформлению предметно-развивающей среды и участие в образовательной деятельности.
- Основной этап
Цель: реализация проекта.
Мероприятия проекта:
1. Беседы:
Беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для детей старшей группы. Беседа с детьми младшей группы по теме «Мои любимые сказки». Цикл бесед на тему: «Сказки народа коми» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа по теме: «Сказки бабушки Соломонии» с детьми старшего и младшего дошкольного возраста (с мультимедийным сопровождением).
2. Непосредственно образовательная деятельность:
Рисование на тему «Иллюстрации к сказке С. Пылаевой «Шанежка».
Викторина «Жила – была коми сказка».
Аппликация на тему «Пера и Зарань» (коллективная работа) для детей старшего дошкольного возраста.
Лепка на тему: «Восьминогая собака» для детей старшего дошкольного возраста.
Социально – коммуникативное развитие «Доброта в коми сказках» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.
Спортивный праздник «По следам героев легенд и преданий земли коми» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.
Первичные представления о себе и окружающем мире «Богатства моей малой Родины» для детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Развитие речи «Что за чудо эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста.
3. Чтение художественной литературы:
Сказки С.В. Пылаевой: «Лягушата — болтушата»; «Зуб Ёмы»; «Шанежка»; «Медведь — лентяй»; «Спасибо»; «Серебряный котёл»; «Бестолковый волк»; «Кот — рыболов».
Коми народные сказки: «Пера — богатырь»; «Пера и Зарань»; «Чукля»; «Йиркап»; «Восьминогая собака»; «Яг — морт»; «Сорока и мышь»; «Медвежьи няньки»; «Марпида царевна».
4. Работа в книжном уголке:
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии». Ремонт книг. Рассматривание иллюстраций А. Мошева к сказкам.
5. Взаимодействие с социумом.
Экскурсия в центральную городскую библиотеку имени А.С. Пушкина.
Краеведческий музей, экскурсия в Центр национальных культур.
6. Создание выставок:
Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».
7. Дидактические игры:
«Найди по описанию иллюстрацию к сказке»; «Что лишнее»; «Собери картинку»; «Парные картинки».
8. Пальчиковые игры.
9. Хороводные игры:
«Белый шаман» (Еджит шаман); «В хороводе мы играем» (Кытшэн ворсам); «Дудочка» (Пэлян); «Зайчик пляшет» (Кэч йоктэ); «Ищем игрушку» (Корсям чача).
10. Театрализованная деятельность:
Настольный театр с использованием тактильной книги «Пера и Зарань». Театрализация сказки «Медвежьи няньки».
11. Самостоятельная игровая деятельность детей:
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов. Раскрашивание иллюстраций в раскрасках. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
12. Музыка:
«Топ – топ» (музыка и слова Н. Пахоруков). «Заяц – зайченок» (Слова Л. Старцева, музыка Н. Пахоруков). «Марья Моль». «Зиль – зёль». «Олом Вылон». Игра на ложках под музыкальное произведение «Марья Моль».
13. Просмотр мультфильмов:
«Замочек с секретом»; «Сказание о Кудым — Оше»; «Чукля»; «Сказ о Пере богатыре»; «Верешок»; «Охотник Йиркап»; «Девочка с веретёнцем».
14. Мультимедийные презентации:
«Что за прелесть — эти коми сказки!» «Мудрых сказок волшебство»; «Сказочный мир Республики Коми»; «Герои коми сказок».
15. Работа с родителями:
Провести анкетирование родителей. Оформить стенд для родителей «Роль коми сказок в формировании личности ребенка». Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным сказкам». Подбор познавательного и иллюстрированного материала. Помощь в изготовлении тактильной книги «Пера и Зарань». Помощь в пополнении групповых центров: нравственно – патриотического воспитания и центра художественной литературы.
III Заключительный этап
Цель: подведение итогов проекта «Жила – была Коми сказка».
Ожидаемый результат проекта.
- Дети проявят интерес к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
- Дети заинтересуются творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
- Дети научатся различать хорошие и плохие поступки, добрых и злых героев сказок, честность и справедливость.
- Дети пополнят активный словарь по данной теме.
- Дети станут активными слушателями художественных произведений.
- Расширение нравственно – патриотической и художественной среды группы.
- Родители станут активными участниками в жизни группы и учреждения.
- Педагоги пополнят педагогическую копилку новыми методическими разработками.
Оценка качества реализации проекта.
Проект «Жила – была Коми сказка» предусматривает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами и рассчитан на 3 месяца.
Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности.
Все участники образовательных отношений являлись активными помощниками в работе над проектом. Знакомясь с творчеством С.В. Пылаевой и коми народными сказками, дети познают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», умей веселиться, но помни: «Делу время, потехи — час», береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства», цени Отчизну свою: «Древо крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Дети научились проявлять эмпатию. В результате сопереживания у детей появилось новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям, произошло приобщение к знаниям и культуре своего народа.
Перспектива проекта:
Изучение коми народных игр и создание кружка народного творчества.
|