Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Врубляускас Анна Юрьевна Исакова Екатерина Александровна Скопинцева Светлана Юрьевна Шилова Екатерина Михайловна. ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛ



Врубляускас Анна Юрьевна Исакова Екатерина Александровна Скопинцева Светлана Юрьевна Шилова Екатерина Михайловна. ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛ

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичoт школа-челядьoс 1 №-а видзанін» Воркута карса муниципальнoйвелoдан учреждение

Краткосрочный проект «Жила – была Коми сказка»

(Проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной.)

Г. ВОРКУТА

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно — патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются знания об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способы деятельности, связанные с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным и художественным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идет о прогрессивном социальном национальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.

 

Одним из основных средств реализация регионального компонента в работе с дошкольниками в нашем образовательном учреждении является технология проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский.

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку.

Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким самобытным народным языком, учат детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние.

Представляем Вашему вниманию краткосрочный проект

«Жила – была Коми сказка»

Краткая аннотация проекта.

Настоящий проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной,

Участники проекта: дети средней и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели дошкольных групп.

Время проведения проекта январь 2019 – март 2019 г.

Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой,
  • по предметно-содержательной области – межпредметный (познавательно-творческий, познавательно — игровой)
  • по продолжительности – краткосрочный

Результаты проекта:

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок»

Пополнение центра нравственно – патриотического воспитания продуктами проекта.

Пополнение центра художественной литературы сборниками коми сказок: «Шанежка», «Пера — богатырь», «Коми народные сказки» составитель Ф.В. Плесовский; иллюстрации к коми сказкам.

Буктрейлер «Соломония Пылаева, автор сказок сборника «Шанежка».

Видеопрезентация тактильной развивающей книги «Пера и Зарань».

Тактильная развивающая книга. Коми сказка «Пера и Зарань».

Выпуск электронного журнала для родителей воспитанников «Филиппок» по приобщению дошкольников к коми художественной литературе.

Викторина для старших дошкольников «Жила – была Коми сказка».

Праздник «В гостях у сказки» для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических и подвижных коми игр.

Результаты для детей:

Театрализация коми сказки «Медвежьи няньки».

Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии».

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».

Реализация проекта:

Беседы. Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Работа в книжном уголке. Создание выставки. Продуктивная деятельность. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Подвижные, хороводные игры. Настольные игры. Физкультминутки. Театрализованная деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. Музыка. Просмотр мультфильмов. Презентации. Работа с родителями.

Методы проекта:

  • словесные: беседы, консультации для родителей, рассказы, чтение художественной литературы, объяснения, похвала, диалог;
  • наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунков, презентаций;
  • игровые: дидактические и настольные игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально — двигательные игры, сюрпризные моменты, ситуации; игры спортивного характера;
  • практические: виртуальное путешествие (экскурсии в школьную и городскую библиотеки), наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Актуальность

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию необходимо начинать в детские годы. Воспитание на материале этнокультурных традиций раскрывает подрастающему поколению истоки духовной жизни своего народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественный вкус и мировоззрение.

При организации проектной деятельности мы сделали основной упор на преемственности двух возрастных групп (средней и подготовительной), что позволило нам вдохновить детей на поиски ответов на детские вопросы, помогло старшим детям передать полученный опыт младшим, воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу, научить взаимодействовать в парах, мини группах, коллективах.

Цель для детей: приобщение детей к творчеству коми народа, через коми сказки.

Цель для педагогов: приобщение детей, родителей и педагогов к культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям на основе использования сказок детской коми писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народных сказок.

Задачи:

  1. Формировать интерес детей к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
  2. Познакомить детей с элементами материальной и духовной культуры коми (традиционный быт, народное изобразительное искусство, устное народное творчество).
  3. Познакомить детей с творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
  4. Развивать эмоциональный отклик детей на произведения художественной литературы.
  5. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, храбрость и трусость, и т. п.
  6. Развивать умения и навыки в художественно — изобразительной деятельности по мотивам произведений устного народного творчества коми.
  7. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.
  8. Способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса детей через театрализованную деятельность.
  9. Обогащение активного словаря детей.
  10. Воспитывать у детей уважение к самому себе, к своей Родине, к обычаям и традициям коми народа.
  11. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  12. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьями воспитанников, способствующий воспитанию у детей интереса к сказкам родного края.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап – подготовительный.

Цель: Формирование социально – нравственных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через коми сказки.

Задачи данного этапа:

  1. Постановка цели и задач, определение направлений, выбор методов, приемов, форм работы.
  2. Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме. Подбор коми народных сказок. Подбор иллюстраций к коми народным сказкам.
  3. Подбор иллюстративного материала, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольных), музыкального сопровождения, атрибутов для игровой, познавательной деятельности, подборка интернет образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, мультипликационных фильмов).
  4. Создание условий для изобразительной, продуктивной и игровой деятельности детей.
  5. Составление плана мероприятий с детьми при участии родителей.
  6. Наблюдение за детьми с целью выявления знаний и представлений у детей о коми сказках и их героях.

Взаимодействие с родителями:

  1. Проведение бесед с родителями воспитанников с целью возрождения интереса к культурному опыту художественной литературы через коми сказки.
  2. Совместная деятельность детей и родителей по оформлению предметно-развивающей среды и участие в образовательной деятельности.
  3. Основной этап

Цель: реализация проекта.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

Беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для детей старшей группы. Беседа с детьми младшей группы по теме «Мои любимые сказки». Цикл бесед на тему: «Сказки народа коми» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа по теме: «Сказки бабушки Соломонии» с детьми старшего и младшего дошкольного возраста (с мультимедийным сопровождением).

2. Непосредственно образовательная деятельность:

Рисование на тему «Иллюстрации к сказке С. Пылаевой «Шанежка».

Викторина «Жила – была коми сказка».

Аппликация на тему «Пера и Зарань» (коллективная работа) для детей старшего дошкольного возраста.

Лепка на тему: «Восьминогая собака» для детей старшего дошкольного возраста.

Социально – коммуникативное развитие «Доброта в коми сказках» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Спортивный праздник «По следам героев легенд и преданий земли коми» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Первичные представления о себе и окружающем мире «Богатства моей малой Родины» для детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Развитие речи «Что за чудо эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста.

3. Чтение художественной литературы:

Сказки С.В. Пылаевой: «Лягушата — болтушата»; «Зуб Ёмы»; «Шанежка»; «Медведь — лентяй»; «Спасибо»; «Серебряный котёл»; «Бестолковый волк»; «Кот — рыболов».

Коми народные сказки: «Пера — богатырь»; «Пера и Зарань»; «Чукля»; «Йиркап»; «Восьминогая собака»; «Яг — морт»; «Сорока и мышь»; «Медвежьи няньки»; «Марпида царевна».

4. Работа в книжном уголке:

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии». Ремонт книг. Рассматривание иллюстраций А. Мошева к сказкам.

5. Взаимодействие с социумом.

Экскурсия в центральную городскую библиотеку имени А.С. Пушкина.

Краеведческий музей, экскурсия в Центр национальных культур.

6. Создание выставок:

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».

7. Дидактические игры:

«Найди по описанию иллюстрацию к сказке»; «Что лишнее»; «Собери картинку»; «Парные картинки».

8. Пальчиковые игры.

9. Хороводные игры:

«Белый шаман» (Еджит шаман); «В хороводе мы играем» (Кытшэн ворсам); «Дудочка» (Пэлян); «Зайчик пляшет» (Кэч йоктэ); «Ищем игрушку» (Корсям чача).

10. Театрализованная деятельность:

Настольный театр с использованием тактильной книги «Пера и Зарань». Театрализация сказки «Медвежьи няньки».

11. Самостоятельная игровая деятельность детей:

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов. Раскрашивание иллюстраций в раскрасках. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры.

12. Музыка:

«Топ – топ» (музыка и слова Н. Пахоруков). «Заяц – зайченок» (Слова Л. Старцева, музыка Н. Пахоруков). «Марья Моль». «Зиль – зёль». «Олом Вылон». Игра на ложках под музыкальное произведение «Марья Моль».

13. Просмотр мультфильмов:

«Замочек с секретом»; «Сказание о Кудым — Оше»; «Чукля»; «Сказ о Пере богатыре»; «Верешок»; «Охотник Йиркап»; «Девочка с веретёнцем».

14. Мультимедийные презентации:

«Что за прелесть — эти коми сказки!» «Мудрых сказок волшебство»; «Сказочный мир Республики Коми»; «Герои коми сказок».

15. Работа с родителями:

Провести анкетирование родителей. Оформить стенд для родителей «Роль коми сказок в формировании личности ребенка». Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным сказкам». Подбор познавательного и иллюстрированного материала. Помощь в изготовлении тактильной книги «Пера и Зарань». Помощь в пополнении групповых центров: нравственно – патриотического воспитания и центра художественной литературы.

III Заключительный этап

Цель: подведение итогов проекта «Жила – была Коми сказка».

Ожидаемый результат проекта.

  1. Дети проявят интерес к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
  2. Дети заинтересуются творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
  3. Дети научатся различать хорошие и плохие поступки, добрых и злых героев сказок, честность и справедливость.
  4. Дети пополнят активный словарь по данной теме.
  5. Дети станут активными слушателями художественных произведений.
  6. Расширение нравственно – патриотической и художественной среды группы.
  7. Родители станут активными участниками в жизни группы и учреждения.
  8. Педагоги пополнят педагогическую копилку новыми методическими разработками.

Оценка качества реализации проекта.

Проект «Жила – была Коми сказка» предусматривает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами и рассчитан на 3 месяца.

Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности.

Все участники образовательных отношений являлись активными помощниками в работе над проектом. Знакомясь с творчеством С.В. Пылаевой и коми народными сказками, дети познают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», умей веселиться, но помни: «Делу время, потехи — час», береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства», цени Отчизну свою: «Древо крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Дети научились проявлять эмпатию. В результате сопереживания у детей появилось новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям, произошло приобщение к знаниям и культуре своего народа.

Перспектива проекта:

Изучение коми народных игр и создание кружка народного творчества.

Просмотров: 369
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»
  • Пачина Алёна Михайловна. Развивающие игры с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Коми орнамент»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Шестакова Н.А., Цуркан Е.Л.. Проект «Лес-достояние Республики Коми»
  • Галина Темнова. Знакомим дошкольников с коми культурой
  • Тимушева Екатерина Алексеевна. Конспект занятия по познавательному развитию На тему «Путешествие по городам Республики Коми»
  • Ершова Елена Викторовна, Гальвинец Марина Николаевна. Этнокультурный коми компонент в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • Кулышева Лариса Геннадьевна. Методические рекомендации для педагогов дошкольных организаций по созданию мобильной выставки «Коми изба»
  • Черепанова Татьяна Евгеньевна. Презентация 'Сыктывкар — столица Республики Коми'
  • Дуркина Виктория Васильевна. Дидактическое пособие «Коми национальный орнамент»
  • Пачина Алёна Михайловна. Конспект открытого занятия по краеведению «Коми музыкальные инструменты»
  • Горбачева Валентина Викторовна. Календарно-тематическое планирование работы мини-музея «Коми изба» в подготовительной к школе группе
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Илык Елена Николаевна. Познавательно-игровой досуг на тему: «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Калмыкова Татьяна. «Формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бикметова Евгения Владимировна. Конспект квест — игры для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок с Кикиморой»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь