Конспект занятия по познавательному развитию На тему «Путешествие по городам Республики Коми»
Воспитатель: Тимушева Е.А. Старшая группа №7 Сыктывкар, 2018 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №13 общеразвивающего вида»
«Путешествие по городам Республики»
Цель: Формирование представлений о городах РК.
Задачи:
- Познакомить детей с городами РК.
- Учить ориентироваться по карте
- Обогащать словарь детей
- Воспитывать интерес к родному краю
- Воспитывать патриотические чувства
Ход занятия.
Скачать презентацию
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Очень рада вас всех видеть. Давайте зарядим, друг друга хорошим настроением на весь день улыбнемся нашим гостям и друг другу.
II. Основная часть
Воспитатель. Посмотрите, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа дружная и мы с вами — большая семья.
Страна, в которой мы живём – это тоже большая и дружная семья.
Воспитатель. А как называется наша страна?
Дети:. Россия. (2 слайд)
Наша Родина большая, необъятная страна.
Посмотрите, на карту, вот границы нашего государства под названием Россия. Оно очень большое и, конечно же, на нашей территории много богатств.
Чем же богата наша страна? (лес, степи, горы, реки)
- На территории нашей страны много лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым), А кто хочет показать на карте лес? степи и горы, каким цветом они обозначены? (желтым и коричневым цветом). А как вы думаете, что на карте обозначено, синим цветом? рек и морей обозначенных синим цветом. Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ).
А так же много городов, поселков и деревень.
Воспитатель: — Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть еще своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля. Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека.
Воспитатель: А как называется край, в котором мы живем?
Дети: Республика Коми
Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами живем в республике Коми. Ребята, обратите внимание, что я вам сегодня приготовила? Что это? (карта РК) О чем может нам рассказать наша карта? А как вы думаете, для чего она нам сегодня пригодится? (Будем изучать города РК)
Все верно мы будем знакомиться с городами РК
А город, в котором мы с вами живем, как называется?
Дети: Сыктывкар.
Воспитатель: верно. Сыктывкар — является столицей Республики Коми. Столица в переводе на Коми – юркар. Юр — голова, кар – город. Почему юркар?
Дети: Потому что главный город.
Воспитатель: Давайте, попробуем найти его на карте. Да ребята, верно, это город Сыктывкар. Отметим его на карте красным флажком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашей карте отмечены какие-то города, а как же нам узнать, какие это города? (Предположения детей) Хорошо, давайте отправимся в путешествие по городам РК и попробуем разобраться, что за города обозначены на карте. Итак, отправляемся в путешествие по городу Сыктывкару мы поедем с вами на автобусе.
Динамическая пауза «Автобус» слайд 3
Слайд 4
Герб город Сыктывкара. Дети рассматривают герб, объясняют, что на нем изображено. В лазоревом поле на зеленой, обремененный серебряной елью, горе золотой медведь, лежащий в золотой берлоге, сопровожденный вверху элементом национального орнамента (Шондiбан) — солнце
Слайд 5 -10
Фотографии города. Сыктывкар – город на реке, столица нашей Республики. Многие из вас ездили по Сыктывкару, что вы там видели? (Ответы детей)
Не узнать Сыктывкара.
Как он вырос — чудеса!
На местах домишек старых
Новых зданий корпуса.
Ну, что же нам пора дальше отправляться. Ребята, а вы узнали куда мы с вами приехали? А вот как раз, и железнодорожный вокзал. (Гудок поезда)
Слайд11
Ну, вот мы и приехали. Дети рассматривают герб Ухты, объясняют, что на нем изображено.
Слайд 12-17
Фотографии Ухты. Город стоит на реке Ухта. Город появился благодаря тому, что вблизи этого места были обнаружены нефть и газ. Многие исследователи – ученые, геологи съезжались со всей страны. Постепенно из маленького поселка Ухта превращалась в красивый современный город. Отметим этот город на карте красным флажком
Город нефтяников, вышек, огней,
Сильных и крепких веселых парней.
Черное золото добывают там,
Горячий привет посылают нам.
Едем дальше.
Слайд 18
Герб города Печора. Дети работают аналогично.
Слайд 19-22
Фотографии города Печоры, реки Печоры. Река Печора — могучая река, по которой сплавляли лес, перевозили ценные грузы. В реке вылавливают ценную рыбу: семгу, хариус.
В суровые просторы, спеша издалека,
Течет, течет Печора – могучая река
Несет седые воды, в пути поит стада
Качает пароходы, рыбацкие суда.
В городе Печора большой речной порт.
Отметим этот город на карте красным флажком и попрощаемся с Печорой, нам пора ехать дальше, в самый северный город нашей Республики. Там нет тайги, там уже тундра, где самые высокие деревья достигают высоты 40-50 сантиметров — это карликовые березы. На чем мы туда будем добираться? На поезде мы уже накатались, на машине нельзя (до этого города нет автомобильных дорог), на самолете дорого. А давайте на оленьих упряжках доберемся.
Слайд 23
Пигра «Чья упряжка быстрее добежит»
Правила игры: Дети делятся на две команды. У первого ребенка завязан пояс с ленточками (по количеству участников команды). Первый бежит до кегли, оббегает ее, возвращается к своей команде. Второй ребенок зацепляется за ленточку и они бегут вдвоем, потом втроем и т. д.
Слайд 24
А вот и Воркута. Посмотрите на герб и попробуйте рассказать, чем славится Воркута.
Слайд 25-28
Фотографии города. Город на угле, вокруг города много шахт, где добывают уголь. Профессия шахтера очень тяжелая и опасная. Они добывают уголь глубоко под землей.
Стих про уголь
С виду черный, невзрачный камень,
А в себе заключает жизнь
Пусть сапфиры и алмазы
Привлекательней на вид,
Только этот, покинув глубины
Дорогое тепло хранит.
Вы очень внимательно слушали стихотворение, скажите, для чего добывают уголь?
Люди приезжали в Воркуту со всей страны, и через несколько десятилетий среди тундры поднялся красивый город. Отметим этот город на карте красным флажком.
Это был последний город, пора нам возвращаться. Посмотрим, как вы запомнили города нашей Республики.
Дети, работая в командах, размещают соответствующие значки и гербы, соответствующие местоположению города на карте.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Как вы думаете, мы правильно заполнили нашу карту? Давайте сравним с нашей картой.
-Как вы думаете, что помогло нам справиться?
- Что нового вы узнали о нашей Республике?
- Что было для вас сложным? Что было самым интересным?
-Хотите и дальше работать с нашей картой? Что вы еще хотите узнать о Республике? Где побывать?
Слайд 25
А в конце нашего путешествия прочитаю вам стихотворение:
Цвети. Расти, наш Коми край,
Страна моя родная
Тебя мы славим все всегда
От края и до края.
|