В последнее время, пожалуй, каждый педагог мог отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с расстройствами поведения, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы в усвоении образовательной программы. Эти наблюдения подтвержаются и исследованиями проводимыми специалистами. Психологи и неврологи повсеместно отмечают значительный рост числа детей с ЗРР и ЗПР соответственно.
Отлично зарекомендовавшим себя инструментом коррекции подобных соматических нарушений является нейрогимнастика. Двигательная нейропсихологическая коррекция (нейрогимнастика) задумывалась как метод немедикаментозной помощи детям имеющим различные неврологические заболевания и синдромы. Её действие направленно на восстановление нормального функционирования мозга ребенка и развитие межполушарных связей, тем самым обеспечивая коррекцию различных нарушений. В конце прошлого века американскими учеными были проведены ряд исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в мозге. Дальше всех в этом вопросе продвинулись супруги нейрофизиологи Пол и Гейл Деннисон. Они в течении 20 лет работая с детьми и взрослыми в центре для людей имеющих сложности в обучении, они разрабатывали комплекс из 26 упражнений, направленных на синхронизацию двух полушарий и ускоряющих процесс обучения. Позже этот комплекс упражнений получил название «Гимнастика Мозга» ( «Brain Gym»). Основой комплекса служили два принципа упражнений: упражнения через среднюю линию тела и упражнения на односторонее движение тела. Современная двигательная нейропсихрлогическая коррекция насчитывает десятки упражнений и дает простор для творчества и выбора комплекса под свои цели и задачи, при этом сохраняя в своей основе принципы супругов Деннисон.
Скачать конспект
Нейрогимнастические упражнения являются высокоэффективным инструментом не только при работе с детьми ОВЗ в коррекционной работе, но и с нормотипичными детьми в групповой или индивидуальной развивающей работе. При регулярном использовании упражнений нейрогимнастики можно отметить следующие положительные эффекты:
- улучшение памяти, внимания и восприятия;
- синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;
- улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;
- развитие речи;
- повышение способности к обучению и восприятию новой информации;
- развитие саморегуляции и самоконтроля;
- развитие способностей.
В своей практике я использую нейропсихологические упражнения, в основном, в индивидуальной работе с детьми начиная со второй младшей группы и в групповой работе с детьми начиная со средней группы. Хотя отдельные упражнения можно начинать вводить и во втором полугодии у групп раннего возраста. Начинаю знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро» или «Корова-коза» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. Вторым этапом ввожу упражнения пересекающие среднюю линию тела такие как например, «Капитан», или усложняю ранее введённые упражнения, выполняя их элементы не симметрично. Так, например, на фото ниже, ребенок вместе со мной выполняет усложнённый вариант упражнения «Корова-коза», показывая на левой руке «корову», а на правой «козу», через хлопок животные «перебегают» и «коза» оказывается на левой ручке, а «корова» на правой. Так же хорошо зарекомендовали себя в работе со старшими дошкольниками графические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Шаблоны таких упражнений можно изготовить самим или приобрести готовые многоразовые карточки в сетях розничной торговли. Ниже на фото представленны примеры шаблона созданного собственноручно и представленной на рынке печатной продукции.
Регулярное и систематической использование нейропсихологической гимнастики и графомоторных тренажёров в занятиях педагога-психолога позволяет мне достигать стабильной положительной динамики как в коррекционной так и в развивающей работе с детьми дошкольниками.
|