Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи — основные методы формирования правильной речи ребёнка. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Объединение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, дыхательных упражнений, интересный сюжет в один комплекс упражнений — все это помогает длительно удерживать интерес детей, помогает повысить мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
- Язычок – путешественник
- Морская прогулка
- Была темная-темная ночь, но вот наступило утро.
(Упр. «Солнышко-луна»: пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками.)
Язычок проснулся в своем домике (открыть рот) и выглянул в окошко (упр. «Иголочка») посмотрел налево – направо, вверх – вниз (движения языка право-лево, вверх – вниз). Погода была хорошая, ярко светило солнце (поднять руки вверх, пальцы в стороны).
Сегодня язычок решил совершить прогулку по морю. Сел он в свою лодочку (упр. «Чашечка»), поднял парус (упр. «Парус»). Ветер подхватил лодочку и она быстро поплыла, качаясь на волнах (упр. «Саночки»).
А ветер стал дуть еще сильнее (Сильный вдох носом. Медленный выдох как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой).
- Лодочка поплыла еще быстрее (упр. «Саночки»).
Ветер утих. Язычок увидел как мимо проплыла стайка маленьких рыбок (упр. «Рыбки разговаривают»: хлопать губами друг о друга). Очень милые рыбки.
Вдруг появился плавник акулы. (упр. «Акула»: руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки.) Она проплыла совсем близко. Лодочка закачалась вправо-влево (упр. «Часики»).
Кто это там приближается? Это дельфины.
Пальчиковая гимнастика «Дельфины»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины (правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев. То же – левой рукой. Затем двумя руками одновременно).
- Не пугает их волна
- Рядом плещется она.
Со дна морского всплывают медузы и осьминоги (руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны).
Вдруг ветер подул в другую сторону (Сильный вдох носом. Медленный выдох как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой). Язычок развернул свою лодочку. И поплыл домой. Морская прогулка ему очень понравилась.
Лесная прогулка
Была темная-темная ночь, но вот наступило утро.
(Упр. «Солнышко-луна»: пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками.)
Язычок проснулся в своем домике (открыть рот) и выглянул в окошко (упр. «Иголочка») посмотрел налево – направо, вверх – вниз (движения языка право-лево, вверх – вниз). Погода была хорошая, ярко светило солнце (поднять руки вверх, пальцы в стороны). Вокруг летали птички. Они весело махали своими крылышками (упр. «Качели»)
- Сегодня язычок решил пойти в лесу.
Зашел он в лес. В лесу растут белоствольные березки, маленькие осинки стараются, тянутся к солнышку (язык тянуть к носу), их листочки шевелятся на ветру (упр. «Часики»). Пошел язычок дальше, а тут много поваленных деревьев, недавно был ураган (упр. «Язычок перешагивает через зубки»).
Вышел язычок на полянку. А здесь распустились красивые цветы (упр. «Цветок»: из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках ( «вырос цветок») – глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки ( «распустился цветок») – одновременно медленный выдох ртом будто через трубочку.)
Вдруг язычок услышал чей-то писк. Кто это? Это маленький птенчик в пищит в своем гнездышке (упр. «Трусливый птенчик»: руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу: Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта). Но вот прилетела его мама (упр. «Качели») и птенчик затих.
Пошел язычок дальше. Под деревом он увидел большой гриб (упр. «Грибок»). Только он хотел сорвать его, как вдруг услышал шипение. Это ползла змея (упр. «Змейка»). Присмотрелся он повнимательнее, оказалось, что змей было несколько (упр. «Змейки»: ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками.) Испугался язычок и убежал от этого места как можно дальше (упр. «Лошадка»)
Идет язычок дальше. Вдруг он услышал: «д-д-д» — это стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. (Звукоподражание.)
Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе). Язычок долго любовался красавицей.
Много всего интересного увидел язычок в лесу, но пора уже возвращаться домой.
- Прогулка по городу
- Была темная-темная ночь, но вот наступило утро.
(Упр. «Солнышко-луна»: пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками.)
Язычок проснулся в своем домике (открыть рот) и выглянул в окошко (упр. «Иголочка») посмотрел налево – направо, вверх – вниз (движения языка право-лево, вверх – вниз). Погода была хорошая, ярко светило солнце (поднять руки вверх, пальцы в стороны).
Сегодня язычок решил прогуляться по городу.
Вышел язычок на улицу, посмотрел кругом (открыть рот и облизать губы). По улице неслись машины. Язычок стоял и смотрел, как машины едут туда-сюда (упр. «Часики»)
Пальчиковая гимнастика
Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Пошел язычок по улице. Из-за угла высокого дома появилась большая пушистая кошка, а из подъезда вдруг выбежала собака. Кошка изогнула спинку и зашипела (упр. «Киска сердится). Собака громко залаяла, но хозяин позвал ее, и она завиляв хвостом убежала (упр. «Часики»)
Отправился язычок дальше. Вот показался городской парк. В парке росли высокие деревья (упр. «Тянуть язычок к носу»), летали птички, быстро работая крылышками (упр. «качели»).
В парке язычок сначала покачался на качелях (упр. «Качели»), потом на качелях – лодочках (упр. «Саночки»), на каруселях (упр. «Карусели»: синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом – против) и на лошадке (упр. «Лошадка»)
Накатавшись на каруселях, язычок купил себе вкусное мороженое (упр. Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу).
Посмотрел язычок на часики. Не пора ли ему идти домой? (упр. «Часики»). Он и не заметил, как наступил вечер. Язычок довольный отправился домой.
Литература
- Семинович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 7-е изд. -М.: Генезис, 2015.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989
|