Иванова Наталия Владимировна. Семинар-практикум для родителей «Мой веселый язычок»

Семинар-практикум для родителей «Мой веселый язычок»

Подготовила Иванова Наталия Владимировна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

 

Скачать конспект

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

Теоретическая часть

Логопед обращает внимание, что на сегодняшней встрече ему помогает Квака-задавака (Приложение 1). Он очень любит делать гимнастику для языка, и хотел бы поделиться своим опытом с родителями.

Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах.

Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения.

Логопед:

- Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Квака-задавака:

- Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (кратко, на слайде и в буклете – подробно)

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно):

- Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения ( «Улыбка-Трубочка», «Окошко», «Иголочка», «Блинчик» ( «Лопаточка»), «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

2. Квака-задавака:

- Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение)

3. Логопед:

- Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет).

Итог

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка».

Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре — практикуме.

Приложение 1

Игрушка Квака-задавака

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!» — закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Приложение 3

Примерная анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?
  5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Морозова Виктория Михайловна. Презентация «Комплексы артикуляционной гимнастики»
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Лукьянова Екатерина Сергеевна. Комплекс артикуляционной гимнастики с межполушарным взаимодействием «Сказка о Язычке «В гости к бабушке Пчеле»
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • Титслова Анна Викторовна. Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики
  • Титслова Анна Викторовна.. Конспект индивидуального занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием артикуляционной гимнастики «Зоопарк»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь