Хамзина Алсу. Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Хамзина А.А. педагог-психолог структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, г. Сызрань

В настоящее время ежегодно увеличивается число детей дошкольного возраста с СДВГ, у которых проявляются синдром дефицита внимания, избыточная двигательная активность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Ведущая роль в работе с такими детьми принадлежит педагогу – психологу.

 

Работа педагога-психолога начинается с проведения психологической диагностики для выявления уровня развития ребенка с СДВГ и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми.

Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:

  1. Консультация – анкетирование педагога – психолога с родителями. Родители заполняют анкеты, оценивая поведение ребенка дома, а также какую информацию они хотели бы получить по данной проблеме (используются опросники для родителей Т.М. Ахенбаха, «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)»).
  2. Диагностика педагогов проводится с целью выявления стилей педагогического общения и определения эффективного стиля при работе с гиперактивным ребенком.
  3. Тестирование гиперактивных детей. Используются фильм-тест Рене Жиля (изучение соотношения членов семьи, их эмоционального настроя), Тест Детской Апперцепции (САТ) (эмоциональная сфера гиперактивного ребенка, выявление его отношения к наиболее значимым для него людям, его мотивов, тест Пьерона-Рузера (познавательная сфера), тест Тулуз-Пьерона (исследование внимания и определения минимальной мозговой дисфункции, скорости переработки информации). нейропсихологические методики (тест «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», методика «Да и Нет», «Вежливость», «Обведение контура»).

Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком.

По результатам проведенной диагностики планируется индивидуальная коррекционно – развивающая работа со всеми участниками образовательного процесса с детьми.

Чаще всего коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми проводится индивидуально или с подгруппой детей в количестве 4-5 человек. Целью коррекционной работы психолога с детьми с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи.

На мой взгляд, эффективным методом работы с такими детьми является психотерапия.

При организации коррекционной работы с детьми я использую несколько видов психотерапий:

- игровая терапия используется при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитии рефлексии, с включением комплекса игр и упражнений:

  • растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц ( «Лучики», «Травинка на ветру», «Кошечка», «Половинка»)
  • дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ( «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Маятник»)
  • глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ( «Дождик», «Ветер», «Снежинки», «Лучик солнца»)
  • функциональные упражнения — для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( «Черепаха», «Руки-ноги». «Считалочки – бормоталочки», «Буратино», «Шалуны»)
  • упражнения для развития мелкой моторики рук ( «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»)

- коммуникативные упражнения — восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом ( «Тряпичная кукла», «Животные»)

- сказкотерапия: психотерапевтические сказки — целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения; сочинение собственных сказок — герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы; чтение и рассказывание народных сказок — обучают, воспитывают, учат, предупреждают, лечат.

В процессе организации сказкотерапии можно использую следующие приемы:

– слушание и запоминание сказок;

– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

– моделирование сказок;

– рисование сказок;

– инсценирование сказок

- песочная терапия позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я провожу занятия в по коррекционно-развивающей программе для дошкольников «Разгадай тайну Песочной страны» Шиманович Ю. Помощником в проведении занятий является кукла — песочная Фея.

Приведу пример одного занятия, которое состоит из трех упражнений.

Занятие «Знакомство с мокрым песком».

Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.

Упражнение № 1 «Здравствуй песок».

Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Поделить песок на 2 части и показать способы увлажнения песка).

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Нужно обратить внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.

Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей.

Упражнение № 2 «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Упражнение №3 “Говори! ”

Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори! ” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок? ” (пауза “Говори! ”; “Какого цвета эта игрушка? ”... “Говори! ”; “Сколько у меня игрушек? ”... “Говори! ”; “Сколько будет два плюс три? ” и т. д.”

Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы.

- арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, уменьшает утомление, способствует снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений. Примеры атр-терапевтических упражнений:

Упражнение «Парное рисование»

Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Ход упражнения: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Упражнение «Рисование себя»

Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».

Ход упражнения: Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

Упражнение «Рисуем круги»

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Как вы себя чувствуете?»
  2. «Как ваше настроение сейчас?».
  3. «Расскажите о своем рисунке?»
  4. «Дополняли ли вы работы других участников?»
  5. «Какие трудности возникали по ходу работы?»

- музыкотерапия. Музыкальные этюды используются для коррекции эмоциональных состояний детей с СДВГ, для концентрация слухового внимания. улучшения координации движений, мелкой моторики.

- семейная и родительская терапия.

Тренинги для родителей гиперактивных детей:

  • тренинг родительской компетентности Э.Мэш, Д.Вольф направлен на преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптации к эмоциональным трудностям, медитативные техники, техники визуализации, аутогенную тренировку
  • тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей" направлен на обучение родителей особенностям работы с гиперактивным ребенком

-тренинг для родителей «Взаимодействие с гиперактивными детьми» способствует выработке и принятию родителями механизмов и принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.

Предлагаются рекомендации для родителей:

  1. Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.
  2. Избегайте жестких оценок, упреков. угроз, которые способствуют созданию напряженной обстановки и могут вызвать конфликтную ситуацию. Лучше переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как “нет”, “нельзя”, “прекрати” и т.п.
  3. Постоянно следите за своим поведением и речью, говорите спокойным голосом. сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. выражая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.
  4. Организация жизнедеятельности ребенка должна способствовать его спокойствию, при этом следует строго соблюдать режим дня.
  5. Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте положительные поступки и поощряйте его в разных видах деятельности, даже если результаты далеки от совершенства.
  6. Постарайтесь выделить для ребенка отдельную комнату или место для игровой деятельности, для выполнения физических упражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избегать ярких цветов и сложных композиций.

Для эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ в форме консультаций на темы: "Как помочь гиперактивному ребенку", «Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми», «Как помочь гиперактивному ребенку?»

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми.

  1. Необходимо составить специальную поведенческую программу, т.е продуманную гибкую систему вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание.
  2. Строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. В занятия обязательно включать физминутки, предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения; направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д).
  3. Способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии; терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
  4. Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способствующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.

Список использованной литературы

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 000 «Национальный книжный центр», 2011, 64 с.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, 96 с
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа Пресс, 2010, 112 с.
  4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2015, 256 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2007, 87 с.
  6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002. 128 с.
Просмотров: 425
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Ливенцова Надежда Сергеевна. Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Прокопьева Ирина Станиславна. «Коррекционно- развивающая работа с детьми с характерным гиперактивным поведением»
  • Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Птушкина Галина Анатольевна. Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Талан Елена Васильевна. Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Игнатченко Ирина Николаевна. Статья: «Использование кинетического песка в работе с детьми»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь