Хамзина А.А. педагог-психолог структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, г. Сызрань
В настоящее время ежегодно увеличивается число детей дошкольного возраста с СДВГ, у которых проявляются синдром дефицита внимания, избыточная двигательная активность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Ведущая роль в работе с такими детьми принадлежит педагогу – психологу.
Работа педагога-психолога начинается с проведения психологической диагностики для выявления уровня развития ребенка с СДВГ и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми.
Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:
- Консультация – анкетирование педагога – психолога с родителями. Родители заполняют анкеты, оценивая поведение ребенка дома, а также какую информацию они хотели бы получить по данной проблеме (используются опросники для родителей Т.М. Ахенбаха, «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)»).
- Диагностика педагогов проводится с целью выявления стилей педагогического общения и определения эффективного стиля при работе с гиперактивным ребенком.
- Тестирование гиперактивных детей. Используются фильм-тест Рене Жиля (изучение соотношения членов семьи, их эмоционального настроя), Тест Детской Апперцепции (САТ) (эмоциональная сфера гиперактивного ребенка, выявление его отношения к наиболее значимым для него людям, его мотивов, тест Пьерона-Рузера (познавательная сфера), тест Тулуз-Пьерона (исследование внимания и определения минимальной мозговой дисфункции, скорости переработки информации). нейропсихологические методики (тест «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», методика «Да и Нет», «Вежливость», «Обведение контура»).
Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком.
По результатам проведенной диагностики планируется индивидуальная коррекционно – развивающая работа со всеми участниками образовательного процесса с детьми.
Чаще всего коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми проводится индивидуально или с подгруппой детей в количестве 4-5 человек. Целью коррекционной работы психолога с детьми с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи.
На мой взгляд, эффективным методом работы с такими детьми является психотерапия.
При организации коррекционной работы с детьми я использую несколько видов психотерапий:
- игровая терапия используется при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитии рефлексии, с включением комплекса игр и упражнений:
- растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц ( «Лучики», «Травинка на ветру», «Кошечка», «Половинка»)
- дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ( «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Маятник»)
- глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ( «Дождик», «Ветер», «Снежинки», «Лучик солнца»)
- функциональные упражнения — для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( «Черепаха», «Руки-ноги». «Считалочки – бормоталочки», «Буратино», «Шалуны»)
- упражнения для развития мелкой моторики рук ( «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»)
- коммуникативные упражнения — восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом ( «Тряпичная кукла», «Животные»)
- сказкотерапия: психотерапевтические сказки — целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения; сочинение собственных сказок — герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы; чтение и рассказывание народных сказок — обучают, воспитывают, учат, предупреждают, лечат.
В процессе организации сказкотерапии можно использую следующие приемы:
– слушание и запоминание сказок;
– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
– моделирование сказок;
– рисование сказок;
– инсценирование сказок
- песочная терапия позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я провожу занятия в по коррекционно-развивающей программе для дошкольников «Разгадай тайну Песочной страны» Шиманович Ю. Помощником в проведении занятий является кукла — песочная Фея.
Приведу пример одного занятия, которое состоит из трех упражнений.
Занятие «Знакомство с мокрым песком».
Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.
Упражнение № 1 «Здравствуй песок».
Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Поделить песок на 2 части и показать способы увлажнения песка).
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Нужно обратить внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.
Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей.
Упражнение № 2 «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Упражнение №3 “Говори! ”
Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори! ” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок? ” (пауза “Говори! ”; “Какого цвета эта игрушка? ”... “Говори! ”; “Сколько у меня игрушек? ”... “Говори! ”; “Сколько будет два плюс три? ” и т. д.”
Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы.
- арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, уменьшает утомление, способствует снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений. Примеры атр-терапевтических упражнений:
Упражнение «Парное рисование»
Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Ход упражнения: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Упражнение «Рисование себя»
Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».
Ход упражнения: Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
Упражнение «Рисуем круги»
Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Вопросы для обсуждения:
- «Как вы себя чувствуете?»
- «Как ваше настроение сейчас?».
- «Расскажите о своем рисунке?»
- «Дополняли ли вы работы других участников?»
- «Какие трудности возникали по ходу работы?»
- музыкотерапия. Музыкальные этюды используются для коррекции эмоциональных состояний детей с СДВГ, для концентрация слухового внимания. улучшения координации движений, мелкой моторики.
- семейная и родительская терапия.
Тренинги для родителей гиперактивных детей:
- тренинг родительской компетентности Э.Мэш, Д.Вольф направлен на преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптации к эмоциональным трудностям, медитативные техники, техники визуализации, аутогенную тренировку
- тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей" направлен на обучение родителей особенностям работы с гиперактивным ребенком
-тренинг для родителей «Взаимодействие с гиперактивными детьми» способствует выработке и принятию родителями механизмов и принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.
Предлагаются рекомендации для родителей:
- Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.
- Избегайте жестких оценок, упреков. угроз, которые способствуют созданию напряженной обстановки и могут вызвать конфликтную ситуацию. Лучше переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как “нет”, “нельзя”, “прекрати” и т.п.
- Постоянно следите за своим поведением и речью, говорите спокойным голосом. сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. выражая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.
- Организация жизнедеятельности ребенка должна способствовать его спокойствию, при этом следует строго соблюдать режим дня.
- Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте положительные поступки и поощряйте его в разных видах деятельности, даже если результаты далеки от совершенства.
- Постарайтесь выделить для ребенка отдельную комнату или место для игровой деятельности, для выполнения физических упражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избегать ярких цветов и сложных композиций.
Для эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ в форме консультаций на темы: "Как помочь гиперактивному ребенку", «Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми», «Как помочь гиперактивному ребенку?»
Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми.
- Необходимо составить специальную поведенческую программу, т.е продуманную гибкую систему вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание.
- Строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. В занятия обязательно включать физминутки, предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения; направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д).
- Способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии; терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
- Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способствующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.
Список использованной литературы
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 000 «Национальный книжный центр», 2011, 64 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, 96 с
- Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа Пресс, 2010, 112 с.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2015, 256 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2007, 87 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002. 128 с.
|