Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР

Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР

Ф.И. О. автора: Сухорукова Эльза Фанильевна

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №51 города Салавата (МАДОУ №51 г. Салавата)

Должность автора: педагог — психолог

Опыт работы показывает, что одним из наиболее действенных методов обучения, развития и организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, имеющих проблемы, является – крупяная терапия.

В своей работе я использую крупяную терапию для решения психологических проблем коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР: при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности, а также для диагностики эмоционально-личностной сферы; в коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: ознакомление с эмоциями, чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.

 

Занятия с крупяной терапией являются очень полезными для детей с ЗПР, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. В основу крупяной терапии с такими детьми положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга.

При любом взаимодействии с цветной крупой, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких крупяных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия я провожу под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Цветная крупа даёт возможность перенести в неё любые обучающие и коррекционно – развивающие задания или упражнения, так как такие занятия имеют дополнительный эффект – с одной стороны, значительно повышается мотивация к занятиям, а с другой – в более наглядной форме происходит обучение, ускоряя развитие всех познавательных процессов у дошкольников.

Игры и упражнения с цветной крупой необходимы для детей с ЗПР, они:

  • помогают воспитанникам чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; — позволяют воспитанникам соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • снимают мышечную напряжённость
  • способствуют расширению словарного запаса
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

- развитию умения воспитанников взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Игры – упражнения вызывают у воспитанников большой интерес, так как процесс обучения происходит во взаимосвязи с ведущим видом деятельности дошкольников игрой.

Занятия с цветной крупой целесообразно проводить с воспитанниками имеющими различные нарушения в развитии.

Игры – упражнения с цветной рисовой крупой для детей дошкольного возраста.

1. Игра «Знакомство»

Цель: знакомство с цветной крупой и его свойствами; установление доброжелательного отношения, развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: контейнер с цветной крупой.

Ход: Психолог включает спокойную музыку. Ребёнок и взрослый размещаются рядом с контейнером в удобном для себя положении. Психолог позволяет ребёнку опустить руки в контейнер с крупой и размять его, — крупа прохладная на ощупь. Пусть ребёнок сжимает, сыплет, погружает в него руки с помощью взрослого. Пусть ребёнок почувствует разницу температур.

Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.

2. Игра «Следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, мелкие игрушки.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку изобразить на цветной крупе, как передвигаются различные животные. «Прыгают зайки» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности крупы, двигаясь в различных направления. «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями сильно надавливает на крупу. «Лабиринт» — ребёнок пальцами рук делает на поверхности волнистые линии в разных направлениях. «Идут человечки» — ребёнок ставит на поверхность крупы два пальца в форме «л» и имитирует движение «шагов ногами».

3. Игра «Что пропало?»

Цель: развитие памяти, внимания.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, мелкие игрушки.

Ход: На поверхности крупы психолог раскладывает игрушки. Затем ребёнок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог закапывает один или несколько игрушек. Ребёнку нужно понять, что пропало с поверхности цветной крупы.

4. Игра «Повтори»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие графических навыков, наблюдательности.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, стеки для пластилина. Ход: Поверхность цветной крупы разровнять и разделить на две части. Психолог на одной стороне рисует стеком простые картинки, ребёнок на своей половине пробует повторить рисунок.

5. Игра «Сокровища»

Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие речи, микромассаж ладоней.

Оборудование: контейнер с цветной рисовой крупой, мелкие игрушки, лопатка.

Ход: Перед началом игры необходимо закопать некоторое количество мелких игрушек. Пусть ребёнок найдёт клад: с помощью лопатки копает, разрывает крупу. Найденные предметы необходимо назвать.

6. Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие внимания, речи, мышления.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, формочки – вырубки по выбранной теме.

Ход: На поверхности крупы наштамповать изображения предметов по одной теме (например, «фрукты», «мебель» и т.д.) Задача ребёнка – узнать фрукт или мебель, назвать обобщающее слово.

7. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, фигурки домашних животных.

Ход: Спрятать в цветной крупе два домашних животных и одно дикое. Задача детей найти все три и назвать то, что не подходит по теме, объяснить почему.

8. Игра «Узоры»

Цель: развитие воображения, творческих способностей, речи.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, палочки.

Ход: Психолог и ребёнок перед началом игры рассматривают палочки (с их помощью на поверхности крупы получаются узоры), а затем рисуют палочками узоры, придумывают, на что они похожи. Придумывают сюжет. 9. Игры — сказки

Цветная крупа является отличной театральной площадкой для проигрывания различных сказок, как известных, так и придуманных. «Театр» помогает перевоплотиться в персонажа и с помощью цветной крупы решить многие проблемы психологического плана у детей.

Цель: развитие творческих способностей, речи, умений коллективной деятельности и воображения, коммуникации детей друг с другом, внимания и памяти.

Оборудование: контейнер с цветной крупой, набор маленьких игрушек и различных подручных средств (что подскажет фантазия), тексты сказок.

Ход: Перед началом игры дети с педагогом выбирают сказку, а затем совместно готовят персонажей, и проигрывают сказку по ролям. В целях терапии, каких – либо психологических проблем сюжет сказки придумывается самим ребёнком под руководством педагога – психолога.

10. «Художники»

Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения. Оборудование: контейнер с цветной крупой.

Ход: Рисуем с детьми, как на заданную тему, так и на свободную. Рисунки создаём с помощью пальцев.

Упражнение: “Здравствуй, крупа! ”

Положите свои ладошки на крупу. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какая крупа? (сухая, шершавая, жёсткая).

Теперь давайте плавными движениями как змейки пробежим по крупе пальчиками.

Теперь возьмем крупу крепко-крепко за руки, потихоньку отпустите его (крупа берется в кулачки и высыпается).

А теперь закопаем друг — другу ладошки, сначала мама, а потом ребенок.

Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. Расскажите друг другу о своем животном.

Сейчас мы будем вместе играть в игру. Вам каждому нужно занять какое-то место в ящике с крупой. Взять своего животного и создать ему дом, жилище, обустроить ему пространство.

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (игра: “Животные, которые ходят друг к другу в гости”).

После того, как игра закончится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком. Понравилась ли вам игра? Что запомнилось больше всего? Понравилось ли ходить, принимать в гости? В завершении психолог просит каждого разобрать свою картину и разровнять поверхность крупы.

Рекомендации по использованию и хранению цветной крупы.

  • хранить крупу лучше в закрытом контейнере, чтобы крупа не пылилась и в него не попадала различная грязь
  • работать с крупой нужно чистыми и сухими руками
  • необходимо следить за тем, чтобы дети не брали крупу в рот
  • не использовать в играх воду! При попадании воды необходимо отделить намокшую часть и хорошо просушить
  • после игр с крупой необходимо вымыть руки с мылом

Дополнительные оборудования для занятий с цветной крупой.

Кроме контейнера в котором хранится крупа вам понадобятся:

  • различные мелкие формочки (на различную тематику)
  • инструменты (грабельки, совочек, разные стеки для пластилина и глины, можно использовать палочки от йогуртов)
  • штампы для выпечки
  • детская посуда

- мелкие игрушки из киндер – сюрпризов и другие мелкие предметы

(камешки, шарики, ракушки, крышки, пуговицы, палочки, крышки) всё то, что подскажет ваша фантазия.

Рекомендации по приготовлению цветной крупы:

1. Цветная рисовая крупа.

Для этого нужно взять: рис, пищевые красители, воду, ёмкости для покраски. Как покрасить рис?

  1. Делим рис на желаемое количество цветов. У меня были такие красители: красный, синий, желтый, зелёный. Я поделила рис на 4 части, каждую насыпала в отдельную ёмкость.
  2. Разводим красители в небольшом количестве воды.
  3. Добавляем по 1 столовой ложке каждого красителя в ёмкости с рисом.
  4. Хорошо перемешиваем рис с красителями.
  5. Высыпаем рис на бумагу.
  6. Сушим рис при комнатной температуре, пока рис не станет рассыпчатым.
  7. Теперь можно пересыпать рис в коробочки для хранения.
  8. Окрашенный рис можно смешивать, чтобы получились интересные сочетания.
Просмотров: 526
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Варенцова Елена Вячеславовна. Конспект занятия по конструированию из цветной бумаги и спичек в подготовительной группе.
  • Оксана Степанова. Конспект НОД по Экологии 'Мир похож на цветной луг'
  • Горбунова Елена Александровна. Презентация 'Композиции из цветной пряжи'
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Флягина Лариса Петровна, Киреева Наталья Викторовна. Проект «Цветной калейдоскоп»
  • Щур Марина Викторовна. Мастер-класс: Насыпушки из цветной соли «Радужное настроение».
  • Зиновьева Дарья Юрьевна, Ожигова Юлия Дмитриевна. Технологическая карта по рисованию в нетрадиционной технике (рисование манной крупой, мятой бумагой) в старшей группе. Тема: «Зимний лес»
  • Стрижкова Лариса Александровна. Конспект открытого НОД по нетрадиционному рисованию (техника цветной граттаж) в старшей группе «Салют над городом в честь Победы».
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Рыбакова Виола Сергеевна. Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста через технику квиллинг.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Лариса Александровна Гуничева. Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь