Автор: Перницкая Валентина Геннадьевна.
Адаптация у детей проходит по – разному, у кого — то легче, у кого — то тяжелее, но все дети попадают в стрессовую для себя ситуацию. Нередко плач в группе не прекращается часами, что негативно сказывается на психологическом состоянии как детей, так и воспитателей. Чтобы успокоить и отвлечь детей от переживаний, связанных со сменой привычной обстановки и отсутствием родителей, воспитатель использует различные приемы: уговоры, показ игрушек, забавы и т. д. Это помогает хотя бы на короткое время успокоить и развлечь малышей. Вот примеры некоторых игр и забав.
Цель этих игр: создание спокойной обстановки в группе, развитие коммуникативных навыков.
скачать конспект
Задачи: создать у ребенка положительный настрой, вызвать желание участвовать в игре с воспитателем и другими детьми, почувствовать доверие к воспитателю.
1. Игра «Ладушки – ладушки».
Дети сидят или стоят перед воспитателем, повторяют текст потешки и движения:
Ладушки – ладушки (дети хлопают в ладоши)
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька, бражки маленько,
Бабушка добренька.
Попили, поели, шу полетели (машут руками),
На головку сели (кладут руки на голову),
Сели, посидели, прочь полетели (машут руками).
Если ребенок не умеет разговаривать, он только повторяет движения. Бывает, что ребенок не хочет играть, а смотрит со стороны на воспитателя и других детей. Если он не плачет и смотрит с интересом, то это уже хорошо. Цель таких игр отвлечь ребенка от его личных переживаний и показать, что в саду бывает интересно и весело.
2. Экспериментирование с водой и предметами гигиены.
Вода чудесным образом успокаивает ребенка. Можно открыть кран, предложить послушать как вода, бегущая из крана, журчит.
Ребенку предлагают вымыть руки, именно руки, а не лицо, так как многие малыши не любят умываться и умывание лица в первые дни посещения детского сада проводят только когда малыш находится в спокойном состоянии.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
В гигиенических целях лицо протирают салфетками. Многие дети предпочитают это делать сами. А если предоставить в распоряжение малыша несколько бумажных салфеток и небольшую емкость с поднимающейся крышкой для складывания использованных салфеток, то малыш увлекается и временно забывает о своем горе.
Если есть возможность, можно набрать воды в таз или неглубокую ванночку и предложить малышам пустить по воде кораблики. Посмотреть, как держаться на поверхности воды различные предметы: мячи, полоски бумаги и т. д. Устроить «ветер»: дуть на плавающие предметы, провести соревнование корабликов. Продолжительность игр с водой зависит от настроения, количества и темперамента детей. Нужно помнить, что дети могут расплескать воду или перевернуть емкость с водой. Воду необходимо набирать теплую, чтобы не простудить детей, так как в период адаптации иммунитет у детей понижается.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
3. «Дует ветерок»
Предложить детям встать вокруг стола. Положить на стол небольшие легкие предметы: помпоны, шары из бумажных салфеток и т. д., подуть на них. У большинства детей не получиться правильно сложить губки и выдохнуть достаточное количество воздуха. Нужно показать детям как это правильно сделать и помочь дыханием сдвинуть предметы, встав со стороны ребенка. Малыш будет в восторге от двигающихся по столу предметов.
Некоторые дети не примут условия игры. Они схватят понравившийся шар и унесут его подальше от всех. В этом случае нужно оставить ребенка в покое, не навязывать ему свою точку зрения. Играть по правилам малыш научится позже, когда период адаптации пройдет. Если ему хорошо и спокойно с мягким шариком в руках, пусть так и будет.
Ребенок может придумать свою игру, подкидывая шарик кверху, и втянуть в нее других детей. Поддержите новую забаву. Начнется веселье, все будут счастливы. При большой двигательной активности главная задача воспитателя – обеспечить безопасность детей. Малыши не умеют бегать, не сталкиваясь друг с другом и не налетая на мебель в группе. Важно проследить, чтобы дети не травмировались. При необходимости предложить им более спокойную игру, перекатывая друг другу мячик.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Дети могут ссориться из – за шариков или игрушек. Нужно обеспечить достаточное количество раздаточного материала. В этом случае помогут самодельные игрушки, одинаковые для всех. Эти игрушки должны быть безопасными и крепкими.
4. «Как живут игрушки?»
Детям нравиться передвигать и перекатывать с места на место различные предметы. Можно предложить малышам поиграть с машинками и другими игрушками на колесах. Если посадить в кузов машины мишку и собачку или нагрузить ее кубиками, то игра покажется детям более привлекательной. Возить машинку можно под песенку:
Машина, машина,
Четыре колеса…
Малышам нравится возиться с куклами и игрушками, изображающих животных. Сначала по показу воспитателя, а потом самостоятельно дети передвигают игрушки, кормят или укладывают их спать. Это начало сюжетно – ролевой игры, необходимой для гармоничного развития ребенка.
- Топ, топ, топ.
Слон куда идет?
- К кукле Кате идет!
- Топ, топ, топ.
Слон к кому пришел?
- К кукле Кате пришел!
5. «Послушай, как звучит»
Детей привлекают громкие звуки, они любят их издавать: стучат, гремят, поют. Музыкальные инструменты неотъемлемая часть развивающей среды любой группы детского сада. Для малышей в период адаптации незаменимы погремушки, барабаны, бубны, колокольчики. Духовые инструменты малышам лучше не давать. Дети передают их из рта в рот, что способствует распространению инфекции. Интересно будет устроить настоящий оркестр: воспитатель поет детскую песенку, а дети подыгрывают на музыкальных инструментах.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один белый, другой серый –
Два веселых гуся…
6. «Игрушки – повторюшки, игрушки — говорушки»
Прекрасно, если в группе имеются игрушки с функцией звучания или звукового повторения. Это могут быть попугайчики, куклы и т. д. Такие игрушки не следует использовать для свободной игровой деятельности, а применяют для сюрпризных моментов. Можно занять ими малышей на несколько минут, когда в этом есть необходимость. Наблюдая за игрушкой, дети с удовольствием посидят на ковре или стульях. Для привлечения внимания детей можно использовать различные виды театров, рассказать сказку или спеть песенку с участием кукольных персонажей или используя фланелеграф.
Золотой гребешок,
Масленая головушка,
Шелковая бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Голосисто пою,
Деткам спать не даю!
Нужно деток разбудить,
В детский садик проводить!
7. «Где же наши детки?»
Дети любят «прятаться», закрывая лицо ладошками. Можно разнообразить игру:
- Где же наши ручки? (спрятать руки за спину)
- Вот наши ручки! (протянуть руки вперед)
- Где же наши ушки? (прикрыть ушки ладонями)
- Вот наши ушки! (показать ушки, поворачивая голову направо и налево)
- Где же наши щечки? (закрыть щеки ладонями)
- Вот наши щечки! (погладить щеки руками)
- Где же наши детки? (прикрыть лицо ладонями)
- Вот наши детки, вот наши детки! (открыть лицо, улыбнуться друг другу).
Эта игра развивает коммуникативные навыки. Особенно она полезна для детей робких, непривычных к общению с чужими людьми. Прикрывая лицо ладонями они чувствуют себя более защищенными. Воспитатель также прикрывает лицо руками и становится для ребенка не «страшным», более доступным к общению.
8. «Заинька попляши»
Создание условий в группе для двигательной активности помогает детям легче пережить стрессовую ситуацию. Задача воспитателя: сделать двигательную активность детей организованной. Для этого используют физкультминутки, музыкальные паузы, хороводные игры, игры в спортивных уголках, песенки – потешки и т. д.
Ну – ка зайка попляши,
Ну – ка серый попляши,
Вот так попляши,
Вот так попляши,
Ну – ка ножкой топ – топ
А в ладоши хлоп, хлоп,
Вот так попляши,
Вот так попляши!
9. «Солнечный зайчик»
Игра проводится в солнечную погоду. Воспитатель с помощью зеркальца (сотового телефона), ловит солнечный лучик и заставляет его бегать по стенам, потолку и полу, веселя ребятишек.
Ребята, а кто это к нам пришел?
Это солнечный зайчик!
Он хочет с вами поиграть!
Зайчик к Ване подбежал,
Зайчик с Ваней прыгать стал.
Зайчик к Насте подбежал,
Зайчик с Настей прыгать стал…
Если дети начинают слишком громко кричать и толкаться, ловя зайчика, следует прикрыть зеркальце и сказать грустным голосом: «Зайчик испугался шума и спрятался. Давайте посидим тихонечко, может быть зайчик опять придет с нами поиграть?» Если дети ведут себя примерно, игра продолжается. Такие методы позволяют детям оценить ситуацию и научится контролировать свое поведение и силу голоса.
10. «Волшебный сундучок»
Приготовить для ребят яркую коробочку с интересными предметами и небольшими игрушками.
Старичок – лесовичок
Подарил нам сундучок,
Нужно нам его открыть,
Чтоб игрушки раздобыть.
Следует помнить, что содержимое коробки не должно иметь мелкие предметы. Так как дети, рассматривая их, могут взять предметы в рот, затолкать в нос и уши. Воспитатель, занятый одновременно с несколькими детьми, может этого не заметить. Лучше обезопасить себя, заранее пересмотрев содержимое не только данной коробки, но и всех предметов в группе на уровень безопасности для маленьких детей.
11. «Дидактическая доска»
Дидактические доски и коврики – незаменимая часть младшей группы.
Они бывают настенные и напольные. Их расположение продумывают воспитатели группы, а изготовление проводят совместно с родителями. Это позволяет родителям почувствовать себя полноценными участниками жизни группы, которую посещают их дети. Примеров дидактических пособий великое множество: шнуровки, петли с пуговицами, гремелки, шуршалки, пищалки, кармашки, ленты различной длины и ширины и т.п. Главное, чтобы все это было надежно закреплено, безопасно и интересно для детей. Игра с дидактическими досками и ковриками успокаивает малышей, развивает внимание, мышление, мелкую моторику.
12. Рассматривание книг.
Мальчики и девочки – лапочки — малышки
Сели на диванчики и читают книжки.
Большинство детей успокаивает чтение книг. Сидя вместе с воспитателем на мягком диване, чувствуя присутствие рядом взрослого человека, слушая его голос, дети ощущают безопасность и ведут себя более спокойно и уверенно. Ребенок может уединиться и самостоятельно рассматривать иллюстрации в книге. Важно проследить, чтобы в это время никто из других ребятишек не отобрал у него книжку и не расстроил малыша.
Нужно помочь найти каждому ребенку занятие по интересу, особенно беспокойных отвлечь игрой или показом игрушек. В группе для малышей не должно быть много игрового материала, важнее функциональное его использование. Привлекают детей не количеством, а качеством и игровой доступностью. К тому же небольшое количество игрушек легче содержать в чистоте и порядке. Часть игрового материала хранится в специально отведенном для этого месте. Периодически игрушки меняют, что создает у детей чувство новизны и поддерживает стремление к игровой деятельности. Обеспечивая в группе спокойную обстановку, воспитатель облегчает адаптацию у детей, создает более комфортные условия для своей работы.
|