Проект разработан воспитателями: Уваровой Е.А, Филатовой И.В. ГБОУ Школа 1376 д/о №2
Вид проекта: познавательно-творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный (6 месяцев)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Актуальность: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Скачать конспект
Проблема: Ослабевающий интерес к устному народному творчеству.
Причины:
- Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с фольклором;
- Недостаточное внимание уделяется чтению русских народных сказок родителями детям;
- Замена чтения на телефон, мультфильмы и компьютер.
Цель проекта: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры.
Задачи
Задачи Содержание
Воспитательные задачи воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
воспитывать умение слушать и понимать произведения разных фольклорных жанров, выражать эмоции;
воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
воспитывать в детях умение объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков.
Образовательные задачи систематизировать и расширить знания детей о сказках;
освоить специальные средства литературно-речевой деятельности; познакомить детей со средствами художественной выразительности;
закреплять у детей знания о том, для чего нужны сказки и чему они нас учат;
обогащать словарь детей новыми словами;
сформировать у детей умения пересказывать сказки;
познакомить с несложными фольклорными произведениями, соответсвующих их возрасту.
Развивающие задачи развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).;
развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения, память, внимание;
развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Задачи по работе с родителями повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
консультация-практикум «Читаем вместе». Проведена консультация с родителями. Родителям дана информация о роли сказки в развитии речи ребенка.
повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми;
активное включение родителей в образовательный процесс.
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить поделки на выставку «Мои любимые сказки».
Этапы проекта
Этапы Содержание
I. подготовительный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы);
Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
Создание условий для продуктивной деятельности.
II. практический Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Совместная деятельность: проведение занятия «Какие бывают сказки», аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко».
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
Беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Виды сказок».
Изготовление поделок «Мои любимые сказки», рисование «Мои любимые сказки».
Проведение дидактических игр.
Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок).
Открытый показ. Интегрированная ОД на тему проектной деятельности «Русские народные сказки».
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие – познакомить детей с возникновением устного народного творчества, повышать интерес детей к фольклорным жанрам, повышать интерес к стремлению получать знания через сказку, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, воспитывать умение работать в коллективе; во время инсценировок учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Познавательное развитие – побеседовать о том, откуда пришла сказка; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Речевое развитие – расширять интерес к сказке, как к произведению искусства; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развивать активный словарь детей, активизировать в речи детей новые слова, формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры, развивать мыслительную активность, любознательность, способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли.
Художественно-эстетическое развитие — использовать различные виды художественной деятельности: аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко», «Мой любимый сказочный герой». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.
Организационные формы работы над проектом
Направление развития Тема ОД /
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Просмотр обучающих презентаций, мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
Беседы: «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», «Откуда прищли сказки».
ОД: «Народные и авторские сказки», «Как рождаются сказки».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Художественно-эстетическое развитие (Продуктивная деятельность)
Лепка. «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко»
Аппликация. «Заюшкина избушка», «Теремок»
Рисование «Петушок», «Мышка и мишка», «Скатерть-самобранка»
Раскрашивание раскрасок «Мой любимый сказочный герой»
Конструирование «Терем-теремок».
Изготовление масок сказочных героев.
Речевое развитие
Составление с детьми творческих рассказов: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Заучивание пословиц, поговорок, присказок сказкок. Отгадывание загадок.
ОД: «Русские народные сказки».
Чтение Художественной литературы:
Потешки: «Сорока, сорока», «Кисонька-мурысенька», «Идет лисичка по мосту…», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик» и т. д.
Сказки: русские народные сказки: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса и гуси», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок» «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы) и т.д.
Загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки.
Игры
Дидактические:
Сюжетно – ролевые:
Подвижные: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку»
«Книжкина больница»,
«Библиотека»,
«Семья» (на основе сюжете сказки «Волк и семеро козлят»),
«Книжный магазин», «Театр», «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят».
«Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка — хохлатка», «Золотые ворота».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Битютская Н.П. — автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» -2-е изд. -М.: Просвещение, 2005.
- Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры» — М. «ВАЛДОС», 2013.
- Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» — М.: Школьная Пресса, 2011.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» —: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» — М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
- Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» — СПб.: «Детство-пресс», 2008.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014.
|