Тушкова Ирина Владимировна. Сборник занятий по северу «Если ты полюбишь Север» старшая группа

Сборник занятий по северу «Если ты полюбишь Север» старшая группаТушкова Ирина Владимировна
воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «УМКА» ЯНАО, г. Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «УМКА»
Муниципального образования город Ноябрьск
Цель: Расширять представление детей о жизни  северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес.
Опорные слова: чум, северные олени.
Материал: Иллюстрации, кукла в национальной одежде народов Севера, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я сегодня принесла для вас карту  России. Посмотрите, какая большая наша страна. В каком городе мы живем? Где находиться наш город? Ребята послушайте стихотворение:
«Город наш родился в тундре
Среди северных широт, где снега морозы, бури,
Где оленей быстрый бег».


Воспитатель: Как вы думаете, о каком городе написано это стихотворение? Конечно, же о нашем любимом Ноябрьске.  А вы знаете, что коренной народ севера – ханты, манси, ненцы.
И сегодня к нам в гости пришла хантыйская девочка, её зовут Хомани.
(Дети здороваются с куклой в национальной одежде).
Хомани: Ребята, хотите, я вам расскажу, как  живет мой народ? (Да)
На Севере живут мужественные, смелые люди. Они занимаются разведение оленей.
Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре. Ребята, а вы знаете, чем питаются олени?
(мхом – ягелем) Правильно, а еще они любят грибы.
Как олени находят пищу зимой? (разгребают широким копытом снег и достают ягель).
Олень в жизни северных народов – всё. Это еда: мясо, сало, кровь, костный мозг. Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры. На оленя ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – аркан.
Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные в хозяйстве вещи. Круглый год олени живут под открытым небом. Но это совсем не значит, что домашний олень не требует забот. Хороший хозяин следит за стадом, охраняет от хищников и кочует весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. А небольшие перекочевки в поисках новых пастбищ оленеводы совершают постоянно. Наши мальчишки с раннего возраста помогают своим отцам ловить оленей арканом, запрягать и распрягать их и управлять ими.
Давайте и мы с вами поучимся «ловить» оленей.
Проводится п/и: «Ловим оленей».
Правила игры: два пастуха (дети), ловят оленей ( других детей) при помощи обручей.
Воспитатель: Хомани, наши ребята  очень любят свой родной край и хотят рассказать стихи о нем.

 

Мы на Севере живем.

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите
Потому что здесь наш дом мы на Севере живем
Вот заря вот знамя реет, солнца луч ударил ввысь.
Из столицы в это время звуки гимна донеслись.
Будет день такой что любо – сразу тундра ожила
И спешат навстречу люди и заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо, ладит снасти рыболов
А рыбацкая бригада привезла большой улов
Тишину оркестр нарушив, на соседней буровой
Из земной коры наружу взвился факел голубой.
Загремел над нашей крышей вертолет бросая тень
Мы диктант в тетрадях пишем: «Над страною новый день».

Стихи вы хорошо читали, а теперь отгадайте загадку: «Кто на своей голове лес носит?»
Правильно, олень. Хотите слепить оленя? (да)
Лепка оленей под северную музыку.
Закончив лепку, дети выставляют свои работы. Хомани рассматривает оленей, хвалит детей и говорит какие красивые,  разные они получились. У кого то большие, у кого то маленькие, веселые, озорные.
Воспитатель: Хомани, давай спросим у детей, всели они запомнили. (дети рассказывают, что запомнили с занятия). Хомани прощается с детьми  и уходит.
Список использованной литературы: конспект творческий

Тема: «Мой родной край»  (старшая группа)

Цель: Закреплять знания детей о Крайнем Севере о жизни и традициях коренных народов, воспитывать уважение к культуре родного края, развивать познавательный интерес.
Опорные слова: чум, полог.
Материал: иллюстрации, костюмы для детей, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий.

Ход занятия:
Девочка Хомани приглашает детей в гости.

Словно люльку, дверь тяжелую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
С жизнью хантов познакомишься, друг мой,
Ты вниманием посиделки удостой.

Хомани: Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в чум.
(показ иллюстраций) Чум – это жилище северных народов.  Большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.  На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы, а разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро, в течение часа. Зимнее покрытие чума – нюки. Они сшиты из оленьеих шкур нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу, для них требуется много шкур, около шестидесяти. Так что нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно. Летом упаковывают  и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другим покрытием из старых вытертых шкур. Вход в чум заслоняет полог.
У жителей Севера есть старинный обычай, который гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай.
В тундре есть одно поверье, в тундре есть одна примета.
Гостя жди с открытой дверью – мой малыш, запомни это.
Тундра тех людей не любит, кто свой чум открыть боится,
Кто его теплом не любит а поздним гостем поделиться.
На костре дымится ужин, пусть присядет гость с дороги.
Гостю долгий отдых нужен – завтра снова в путь – дорогу.
Гостю всегда полагается почетное место  на нарах, которые расположены вдоль стен и застелены шкурой оленя. Справа от входа стоит железная печка под ней дрова. Место от очага по обе стороны, и есть собственно жилое помещение и спальня. Слева деревянный ящик, в котором хранится посуда, а в ящике на улице – еда. Это женский угол. У хорошей хозяйки ничего ен разбросано, все лежит на своих местах. Из мебели в чуме только столы на четырех коротеньких ножках. При кочевом образе жизни ненужные вещи в тягость.
Детям в тайге не скучно они придумывают различные игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: «Стой олень»
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» Все разбегаются, а пастух старается догнать кого – нибудь из играющих.Коснуться рукой и сказать: «Стой олень». Тот, кого коснулась рука, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
После игры Хомани предлагает рассмотреть посуду, которой пользуются северные народы. Это посуда из дерева, металла и глины. Посуда подбирается с учетом постоянных кочевок, поэтому должна быть сделана из прочного материала.
Хомани предлагает детям нарисовать чум.
Игра – рисование: «Соедини точки».
Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.
Хомани рассматривает рисунки и просит рассказать детей, что они запомнили.
Где живут северные народы? Что находится в чуме? Какой посудой пользуются?
Дети дарят рисунки Хомани, девочка прощается и уходит.


Тема: «Знакомство с чумом». (вторая младшая группа).

Цель: Познакомить детей с бытом  и фольклором коренных народов Севера, развивать интерес к их жизни и деятельности, воспитывать нравственные чувства.
Опорные слова: чум, кочевники, олень, шкура,  нарты Айога, Хомани, Хейро.
Материал: иллюстрации, макет чума, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий, картинки на фланелеграф сказки: «Айога».

Ход занятия:
Под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.
Хомани: Здравствуйте ребята. Меня зовут Хомани.  Я со своими родителями живу в тайге.  Воспитатель:  Люди разных национальностей живут на Севере, ханты, манси, ненцы.  Хомани по национальности хантыйка. Послушайте ребята, как звучит хантыйская песня.
Воспитатель: На Севере, где мы с вами живем, коренные жители люди мужественные и смелые. Суровая природа требует, чтобы человек был сильным, решительным и смелым. Они разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох (ягель). Чтобы найти хороший корм для оленей, оленеводы переезжают с одного места на другое. Поэтому они живут в чумах.  Чум – это жилище, северных народов.  Большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия из шкур оленя с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.  На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы, а разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро, в течение часа.  Вход в чум заслоняет полог. В чуме нет кроватей. Ханты спят на нарах покрытых шкурами оленей. Есть железная печка, которую можно легко переносить. Все вещи и посуда  уложены в деревянные ящики. Все в чуме устроено так, чтобы можно было быстро сложить вещи и перекочевать на другое место.
Суровый климат не позволяет даже летом достаточно прогреться промерзшей земле. И хантыйские дети скучают по солнышку, поэтому играют в игру: «Хейро» - значит солнышко. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.
Игра: «Хейро». (Играющие, ходят по кругу и зовут: «Хейро, Хейро».
Водящий солнышко сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят).
Воспитатель: Местные жители очень любят свой край. Поэт о нем рассказывал так:

Мы на Севере живем.

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите
Потому что здесь наш дом мы на Севере живем
Вот заря вот знамя реет, солнца луч ударил ввысь.
Из столицы в это время звуки гимна донеслись.
Будет день такой что любо – сразу тундра ожила
И спешат навстречу люди и заботы и дела.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу сказку северных народов.
Воспитатель при помощи  фланелеграфа, показывает и рассказывает сказку: «Айога».
Итог: Хомани, просит детей рассказать, что им сегодня понравилось. Как называется жилище   Северных народов? В какую игру играют северные дети? И какую сказку они услышали?

Тема: «Если ты полюбишь Север». (подготовительная группа)

Цель: Расширять представление детей о жизни, быте и культуре северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес.
Опорные слова: Чум, северные олени, нарты, «Хейро» - солнышко.
Материал: Иллюстрации, кукла в национальной одежде, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий.

Ход занятия:
Под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.
Хомани: Здравствуйте, ребята. Прекрасна Северная земля. Кто хотя бы один раз видел белые ночи, встречал утренний рассвет с удочкой на берегу реки, тот никогда не забудет наш Север. Сегодня я вам предлагаю поговорить о крае, в котором мы живем. Согласны?
Вопросы:
- Ребята, почему Север называют, Крайним?  ( Кончается суша и начинается Ледовитый океан).
- Почему океан называется Северным Ледовитым?  (Скован вечным льдом).
- Только летом лед немного подтаивает, льдины сталкиваются друг с другом и раздается сильный грохот. Он слышен по всей тундре. Что такое тундра? (Это ровная местность, где растут карликовые березки, маленькие ивы мох – ягель).
- Какие народы живут на Севере? (Ненцы, чукчи, ханты, манси).
- Мы тоже живем с вами на Севере. Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий).
-Какие народы живут в нашем округе? (Ханты, манси).
- Чем занимаются народы Севера?  (Оленеводством, рыболовством и охотой).
- На чем передвигаются народы Севера?  (На оленьих и собачьих упряжках)
- Чем полезен олень? (Северные народы едят мясо оленей, пьют молоко, из шкур шьют одежду, обувь, ставят чумы).
- Что такое чум? (Переносное жилище).
-Как устроен чум?   (Чум – большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия из шкур с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.  Разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро. Чум делится на две половины печью. Женская, на которой находятся сундуки с кухонной утварью. Здесь женщины готовят еду. И вторая, где расположены нары, стол на коротких ножках. В этой половине ханты едят, спят. Освещается чум свечкой).
- Ребята, может кто ни будь расскажет стихотворение о чуме.
Связали шест с  другим шестом,
Потом еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
Глядится белая звезда.

Что нам стоить чум построить
В лесотундре из жердей:  приподнять его за ушки,
Подержать чуть – чуть хорей, закрепить брезент веревкой
Обвернуть вокруг трубы, кочевой взглянуть сноровкой
На свой труд со стороны.
Чум готов. Пора и печку по – хозяйски растопить
И на наше новоселье всех соседей пригласить.
-Ребята, хантыйские дети также как и вы любят играть в разные игры. А вы знаете,  игры северных народов?  (Ловля оленей,  Льдинки ветер и мороз, Ручейки и озера и другие).
Давайте мы с вами поиграем в игру: «Хейро».
Игра: «Хейро». (Играющие, ходят по кругу и зовут: «Хейро, Хейро».
Водящий солнышко сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят).

После игры Хомани предлагает рассмотреть посуду, которой пользуются северные народы. Это посуда из дерева, металла и глины. Посуда подбирается с учетом постоянных кочевок, поэтому должна быть сделана из прочного материала.
Хомани предлагает детям поиграть в д/игру: «Из чего сделана посуда?»
Детям предлагаются карточки с изображением различной посуды, они определяют из какого материала сделана посуда, и распределяют ее по виду материала. (Вверху, ставиться карточка с обозначением  дерева, глины, металла. Под карточкой нужно поставить ту посуду, из какого материала она сделана).
Пусть бураны злятся – все напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А все – таки земля моя прекрасна!
Другой такой в мире не найду.

При кочевках чум полностью разбирался и перевозился. Этим занимались женщины, только при плохой погоде мужчины помогали им.  На путях  обычных кочевок сооружались амбары из бревен на высоких подпорках. В них на время оставляли зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты.  Чаще всего чумы стоят в одиночку. Только во время рыболовства иногда устанавливают по 7-10 чумов рядом. В летнее время, при  обилии комаров, более крупное стадо легче выпасти, поэтому оленеводы объединялись и ставили свои чумы рядом. Но в период отела и на осенних перекочевках они опять старались отделиться. Женщины ездят на своих нартах, со спинкой и специальным сидением для детей.
А теперь я предлагаю вам нарисовать чум.
Игра – рисование: «Соедини точки».
Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.
Хомани рассматривает рисунки и просит рассказать детей, что они запомнили.
Где живут северные народы? Что находится в чуме? Какой посудой пользуются?
Дети дарят рисунки Хомани, девочка прощается и уходит.

Тема: «Здравствуй Украина».  (подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей с бытом украинского народа, развивать интерес к культуре, воспитывать желание узнать как можно больше об этой стране.
Опорные слова: Хата, мазанка.
Материал: Иллюстрации, магнитофон  и аудиокассета с записью украинских мелодий.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, кто такие соседи? (это люди, которые живут рядом с нами).
Правильно. Соседи – это люди, живущие не вместе, а рядом с нами. У каждого из нас есть соседи. Миша и Саша живут в одном доме – они соседи, а в соседнем доме живет Катя и они соседи. Как должны вести себя соседи?
Дети: Дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту.
Воспитатель: Правильно. Есть соседние группы,  квартиры, дома, улицы, города и страны.
Сегодня мы поговорим о народе, живущем в соседнем государстве. Посмотрите, нам с вами пришло письмо из соседней страны Украины.  Дети этой страны нас приглашают в гости. Люди, которые живут там называются,  украинцами. Это многочисленный народ, поэтому они живут не только на Украине, но и в России. Столица Украины – город Киев.
(Воспитатель показывает карту, находит Украину и ее столицу).
Это большой красивый город. (Показ иллюстраций города).
У этого народа, как и любого другого свой язык – украинский. Послушайте как звучат украинские песни. (Включает звукозапись).
Давайте и мы с вами произнесем несколько слов по  украински: «Добрий дэнь» (Добрый день), «До побачення» (До встречи).
Воспитатель: Ребята, в каких домах вы живете?
Дети: В многоэтажных, высоких.
Воспитатель: Из чего , из каких материалов построены ваши дома?
Дети: Из бетонных плит, кирпичей.
Воспитатель: А кто ни будь из вас, был на Украине в гостях? В  каких домах живут украинцы?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Посмотрите на эти дома – это традиционное  жилище украинского народа. Дом с мазаной крышей. Такой дом ставили из различного материала: дерева, глины, камня. Но обязательно обмазывали глиной и белили срубы. Поэтому и называли – мазанкой. Крышу покрывали соломой или лозой. Традиционно дом строили из хаты и не отапливаемых сеней.  В заднем углу хаты стояла духовая печь, широко известная как русская с устьицем.  По диагонали от печи размещался передний угол («покут»), где висели иконы и стоял стол с укрепленными в стену лавками («лави»). Ближе к двери напротив устья печки находилась кухонная половина. Ниши в стенах служили для  хранения постелей и посуды, одежда хранилась в сундуках.  Печь , а иногда и передний угол расписывали разноцветной глиной и украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями пшеницы и ржи. Двор с расположенными хозяйственными постройками отгораживался от улицы забором из плетня, частокола, жердей или досок. В глубине двора строили сараи для коров, конюшни, кошары для овец, навесы и открытые загоны для  скота. Украинцы и посей день держат много скотины в хозяйстве. Усадьба завершалась довольно большим огородом, где значительную площадь отдавали под сад.
Любишь свою хатку,
Хочь и небогату.
Тут ви бигалы до мамы
Дрибными ногами.
Тут ви пидросталы,
Божий свит пиззналы
Звидси батько вас за руку
Вив у школу у науку.

Воспитатель: Долгими зимними вечерами, когда на полях был собран урожай, дивчины и хлопцы,  собирались на вечорки (посиделки). Девушки пряли, вышивали, а юноши играли на музыкальных инструментах: скрипке, бубне, цимбале. Они пели красивые песни. Давайте,  одну из них мы с вами послушаем. (Звучит запись украинской народной песни).
Понравилась вам песня?  Ребята не только пели, но и играли в народные игры. Давайте и мы поиграем в украинскую народную игру: «Хлебец».  («Детские подвижные игры народов СССР» стр. 115).
Дети ходят по кругу, а водящий за кругом, говорят слова:
-Пеку – пеку хлибчик!
- А выпечешь?
-Выпеку!
- А убежишь?
- Убегу!
Водящий выбирает себе пару и разбегаются в разные стороны. Кто первым прибежит, тот остается в кругу. А кто остался идет по кругу.
Воспитатель: Еще на таких посиделках рассказывали сказки. Ребята, а какие украинские народные сказки вы знаете?
Дети: Рукавичка, Колосок, Коза – дереза и другие.
Воспитатель: Давайте и мы с вами вспомним сказку: «Колосок».
Проводиться инсценировка сказки: «Колосок».
А какие пословицы знаете? (ответы детей).
Разными     прибаутками     тешили  друг  друга,   чтобы   было   весело.   Вот например:
«Дядя Федя съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул маму»
«Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке –
Туды ж по дорожке».
Воспитатели: Правда, весело от таких прибауток.
И песни пели веселые. (Прилагаю послушать украинские песни).
Затем все пили чай, и, конечно же, играли в игры.
Давайте мы с вами тоже поиграем в украинские игры:
«Прела - горела», «Заяц - месяц», «Жмурочки», «Перепелочка», «Михасик».

Итог: Ну вот после всего что мы узнали про наших соседей можно и в гости отправляться. В следующий раз мы  оправимся в гости. А сейчас давайте вспомним: как называется страна, о которой мы разговаривали? Как называется столица? В каких домах живут украинцы? Что еще хотели бы узнать? Мы с вами обязательно еще поговорим об Украине.

Тема: «Посиделки в горнице».  (средняя группа)

Цель: Закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях.
Дать представление о Красном угле горницы. Развивать чувство юмора; воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, бабий кут, кочерга, коромысло,ухват.
Предварительная работа:
Знакомство детей с русской избой и предметами быта, разучивание стихов и подвижной игры : «Яша».
Материал: предметы быта русской избы.

Ход занятия:
Хозяйка:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Хозяйка: Здравствуйте, ребята и девчата! Здравствуйте гости дорогие, милости просим!  Проходите, сядем рядком да поговорим ладком.
-Как называли раньше дома на Руси? (Изба).
- А как называлась самая лучшая комната в избе? (Горница).
- Кого в ней принимали?  (Гостей).
- Как гости входили в избу? (Кланялись)
-Правильно, дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло.  Гостям приходилось на входе кланяться, не то можно было на лбу шишку набить.
-  Ребята отгадайте мою загадку: Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.  (Печь)
Хозяйка: Может, кто - то из вас знает стихи про печку?
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.

Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печке калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

Хозяйка: Вьется из трубы дым чуть свет. Печки нет в избе – значит, жизни нет.  Почему так говорили?
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, сушили варежки, валенки.
Хозяйка: А как печь лечила больного?
Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичников прогреет.
Хозяйка: Ребята как вы думаете, почему так говорили: «Что есть в печи, все на стол мечи».
Дети: Потому что гостя угощали всем, что было в доме.
Хозяйка: Правильно, русский народ всегда славился своим гостеприимством. Умей в гости звать, умей и угощать. А ещё в гостях пели, плясали и играли. Вот и мы с вами давайте поиграем.
Игра: «Яша».
Водящий – «Яша», дети встают в круг, в центре сажают Яшу, завязывают глаза, взявшись за руки., приговаривают:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки.
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
Яша с закрытыми глазами подходит к кому – нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.
Хозяйка: Поведем беседу дальше. Левый угол от печки, назывался красным. «Красный»  - значит красивый.
Это самое чистое, светлое и нарядное место в избе. По русскому обычаю стол всегда стоял в Красном углу. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой – нибудь ребенок вел себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.
Правый угол от печки назывался бабьим кутом, или закутком. Здесь все предназначено для приготовления пищи.
Что было в нем отгадайте и покажите,  как этими предметами пользоваться.
- Кто в избе рогат? – Ухват.
Или:
- Не бык, а с рогами,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. – Ухват.

- Железный  конь
Скачет в огонь. – Кочерга.

- Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. – Веник.

- Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора. – Коромысло.

- Сами не едим,
А людей кормим. – Ложка.
Хозяйка: Ребята, а что еще было в избе.
Дети: Стол, лавки, сундук, люлька .
Хозяйка: А на чем же люди спали?
Дети: На лавках, на сундуке, на печи.
Хозяйка: Еще на Руси  любили шутить. Вы знаете шутки – прибаутки?
Дети:
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Шла собак через мост
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

Шел я как –то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!

Андрей – воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Хозяйка: Вот и подошло время нам прощаться.  Что интересного вы сегодня узнали? Как называется  самый красивый угол в избе? Какие предметы есть в горнице?
Во горнице, во новой
Стоит столик дубовый
На нем чайник золотой.
К нему Ваня подходил
Угощенье затевал
Приезжайте в гости к нам.
Будем рады всем гостям.

Тема: «Деревенька моя, деревянная, дальняя».     
(подготовительная группа)

Цель: Закреплять знания детей о жилище русского человека, Загадывание загадок об избе и предметах быта. Продолжать развивать интерес к жизни русского народа в старину, воспитывать уважение к предкам.
Опорные слова: Печь, кочерга, самовар.
Материал: Предметы быта русской избы, иллюстрации, звукозапись народных песен.

Ход занятия:
Дети входят в избу. Их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому, -
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И здоровьицем!
Дети отвечают поговорками:
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним – одна за всех отвечает.
Хозяюшка: Ребята, а загадок про мою избу вы случайно не знаете?
Дети: Мы их много знаем.
Первый ребенок: Стоит копна
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идет.   (изба)
Хозяюшка: Вот вам моя отгадка:  Стоит бычище –
Проклеваны бочища.
Второй ребенок: Дарья да Марья
Друг на друга глядят.       (пол и потолок)

Хозяюшка: Ой, да это те два братца,
Которые друг на друга глядятся,
А вместе не сойдутся!
Третий ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом,
Всегда мешает угли в печи. (кочерга)
Хозяюшка: Ах, так это черный конь,
Что скачет в огонь!
Ребенок: Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит.  (самовар)

Хозяюшка: А я знаю, что это:
Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А  посередине – огонь да вода!
Хозяюшка: Как я погляжу, загадки вы умеете отгадывать, а в игру хотите поиграть?
Проводиться д/игра: «Бубен».
Дети стоят в кругу и передают бубен по кругу:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот назовет предмет быта русской избы.
Дети по очереди называют предметы быта старинной русской избы.
Хозяюшка: Ребята, вы знаете предметы быта русской избы, молодцы. А нарисовать макет своей избы хотите?
Детям раздаются макеты изб, им нужно нарисовать (разместить) предметы быта и мебель в русской избе.

Хозяюшка: В старину долгими зимними темными вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Ребята посмотрите вокруг  и найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках.
Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое. Лапти – плетеные, коврик – вязаный.
Хозяюшка: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А вы знаете пословицы о труде?
Дети: Без труда не выудишь рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Рабочие руки не знают скуки. И другие.

Хозяюшка: А после тяжелой работы можно и поиграть.
Проводиться игра «Заря – зряница».

Итог: Что сегодня вам понравилось больше всего?  Хотите ли еще раз побывать в гостях у Хозяюшки?

Тема: «Исеммэсыс – Татарстан».                 (подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей с жизнью татарского народа, воспитывать дружеские чувства к людям другой национальности, развивать речь.
Опорные слова: Исеммэсыс – здравствуйте.
Материал: Кукла в национальном костюме, звукозапись народных мелодий, иллюстрации.

Ход занятия:

Воспитатель: Велика страна Россия, много в ней разных народов: чукчи, татары, башкиры и многие другие. Ребята, чем же они отличаются друг от друга?
Правильно, у них разный язык. У каждого народа свои песни, сказки, обычаи, но у увсех одна Родина – Россия. Сегодня мы познакомимся с таким народом нашей страны, как татары.
В группу входит кукла в национальной татарской одежде.
Воспитатель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришла кукла – татарка, ее зовут Айгуль. Правда красивое и необычное у нее имя. У каждого человека своя национальность. Вот ты какой национальности, а ты? (дети отвечают) У тебя мама -русская, папа – русский. А у Айгуль мама – татарка и папа – татарин. Чем татары отличаются от других народов?
Дети: Языком, национальной одеждой, едой, культурой, праздниками.
Воспитатель: сегодня мы поговорим о народе, живущем в республике Татарстан. Столица Татарстана – огород Казань. Это большой и красивый город. Татары  говорят на татарском языке. Послушайте, как звучит  этот язык.
Включает песни на татарском языке.
Воспитатель: Раньше большинство татар жило в деревнях, такие деревни называются аулом. Избы строили деревянные. Но были и богатые татары, которых называли - баем, у них дома были двухэтажными. Первый этаж строили из камня. Избы были разные: двухкамерные типа – изба – сени; трехкамерные типа – изба – сени – изба. В нутрии планировка была свободной. Печь обычно располагалась у входа, а почетное место «тур» вдоль передней стены. Изба разделялась перегородкой или занавеской на женскую – кухонную и мужскую – гостевую половины.  Универсальной мебелью были нары, на них отдыхали, ели, спали. Посуда хранилась на полках укрепленных над дверью или вдоль стен.  Для сна использовали и деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа. Спальное место огораживали занавеской.  Вещи хранили в сундуках. Стены, простенки, углы украшались яркими цветными полотенцами, салфетками, молитвенниками. На нары и пол стелили войлочные и безворсовые ковры и дорожки.  С наружи избу украшали резные орнаменты, а баи украшали свои дома балкончиками, фигурными столбиками, резными головами животных. Но в основном татарские жилища не отличались особой пышностью декора. Ребята, татары очень трудолюбивый народ. Они занимаются земледелием, выращивают рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу. Животноводством, разводят коров, овец, коз, и лошадей. Татары очень любят коней.  На всех праздниках одним из самых любимых состязаний мужчин, являются  конные скачки. Поэтому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц, поговорок и игр.
И мы сейчас с вами поиграем в игру: «Спутанные кони».
Спутанные кони (Тышаулы атлар)
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии
ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. За¬тем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Воспитатель: А сейчас послушайте татарскую народную сказку. (Сказка по выбору воспитателя).
Итог: Давайте, ребята попрощаемся с Айгуль.
Айгуль: Прежде, чем попрощаться, расскажите, что интересного вы сегодня узнали о моем народе? О его жилище?
Дети, рассказывают, прощаются и приглашают в гости в следующий раз.


Тема: «Как начиналось русское государство».   (старшая группа)

Цель: Продолжать развивать интерес у детей к истории и культуре России, воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине, развивать интерес к культуре русского народа.
Опорные слова: Предки, славяне, старейшина, князь, род (племя), дружина, половцы.
Материал: Иллюстрации старинного города и деревни, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Ход занятия:

Воспитатель: Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин,  давным – давно жили славяне. Это означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый. Они были нашими предками. (Показ иллюстраций).
Кто может сказать, что означает слово «предки»? (Подвести детей к выводу, что предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много – много лет назад). Свои жилища славяне строили на холмах. Как вы думаете, почему? Правильно, для самообороны. У славян было много врагов: печенеги и хазары. Враги опустошали земли и разоряли жилища, но славяне храбро оборонялись и строили новые жилища. (Показ иллюстраций). Рядом обязательно протекала река. Почему? (Река – это водная преграда, помощь в обороне, необходима для питья, хозяйственных нужд и т. д.)  В старину было много непроходимых лесов. Часто селение славян со всех сторон окружал лес. Для чего нужен, лес? (Люди прятались там во время нападения врагов, лес был строительным материалом, из которого строили жилища). Поселения славян стали называть деревней, потому что дома были из дерева. Как вы думаете, где славяне добывали пищу?  Правильно, они занимались земледелием, ловили рыбу в реке, в лесу – охотились, собирали грибы и ягоды. Это был очень добрый народ.
Каждая семья славян: отец, мать, дети жили в своей избе отдельно от других семей. Когда у отца подрастали сыновья, и у каждого сына появлялась своя семья, все жили вместе: дедушки и бабушки, родители и дети. Это была очень большая семья. Называлась она родом или племенем. В каждом роду или племени все младшие слушались старших, а взрослые любили и уважали самого старого мужчину рода. Называли его старейшиной.
В каждом роду было много детей, они весело играли вместе. Хотите и мы с вами поиграем?
Проводится игра: «У дядюшки Трифона».
Дети встают в круг, водящий – дядюшка Трифон в кругу.
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
Водящий выполняет движения, а все за ним повторяют.
Воспитатель: Страна наша называлась Русью, правил русским народом князь. Как вы думаете, кто помогал ему?
Дети: Военные.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о  русских богатырях.
Дети: За народное дело бейся смело.
Жить  - Родине служить.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Для Родины своей не сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать умей за нее постоять.
Воспитатель: Молодцы, русские богатыри, дружина княжеская защищали русскую землю. Князей на Руси было много. В каждом большом городе был свой князь. Князь – это военачальник, он вставал во главе войска, когда на его княжество нападали враги. Да и они сами тоже водили свои дружины на войну с другими государствами и друг с другом. Да были такие времена, когда князья ссорились между собой. А от этого страдал простой народ. Ведь тех, кто ссориться легче: завоевать, победить, грабить. Вот послушайте,  какую сказку написал писатель Василий Лебедев – «На заставе богатырской»
Воспитатель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри» и читает сказку. По ходу чтения  дети находят на картине героев сказки, рассматривают их.
Воспитатель: Как вы думаете, почему случилась беда с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем? Что помогло, богатырям победить половцев? (Только дружбы, взаимовыручка помогли героям победить. Надо быть сильными, смелыми, храбрыми и очень любить свою землю. Но если ты один, то одолеть врага не сможешь).
Воспитатель: Правильно, есть такая русская поговорка: «Один в поле не воин». Это значит, что без настоящих друзей человек слаб.  Но прошло много времени, пока русские люди поняли, что надо жить вместе одним большим государством.
А, сейчас  давайте рассмотрим воинов старинной русской дружины и нарисуем с вами свою дружину. 
Дети рисуют старинных воинов. В заключении, все рисунки вывешивают и подводится итог, что необходимо дружить играть вместе и не давать друг друга в обиду никому.

Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». (подготовительная группа).

Цель: Продолжать знакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском  народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта, воспитывать уважение к предкам, развивать интерес к быту крестьян на Руси.
Опорные слова: самовар, печка – барыня.
Материал: Предметы быта, иллюстрации, звукозапись народных мелодий, соленое тесто.

Ход занятия:

У входа в «избу» детей встречает Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые!
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Звучит русская народная песня.
Хозяюшка: Ребята, а вы, знаете почему Русь называлась деревянной?  Правильно, давным – давно на Руси строили люди себе жилища из бревен, такие дома  назывались избами. И все – то в этой избе сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Проходите, гости дорогие, милости прошу! В избу заходите, садитесь рядком да поговорим ладком. Вот и славно, все разместились! Ребята, кто заметил, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже ответили: «здравствуйте». Каждый день люди говорят, это слово друг другу. Где, когда и кому вы его говорите?
Дети: В больнице, в парикмахерской, в гостях.
Хозяйка: Что же обозначает это слово?
Правильно, здравствуйте от слова здравие – здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Еще я сказала: «Милости прошу!»  Что эти слова означают, как вы их понимаете?
Правильно, милость – это от слова милый, т.е. прошу вас быть милым. Милый человек, какой?
Дети: Добрый, ласковый, внимательный, заботливый.
Хозяюшка: Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русский народ доброжелательный, гостеприимный».  И об этом народ придумал много поговорок, расскажите, какие вы знаете.
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести – не лапти плести.

Хозяюшка: Много умельцев было на Руси. И избы были большие, строили их дружно всей деревней. Никто никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет – соседи мне в помощи не откажут. Комнату в избе называли горницей. Что стояло посреди горницы?
Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел.  (печь)
Хозяюшка: Как вы думаете, почему так говорили: «Печь всему голова».
Дети: Голова – значит, самая главная.
Хозяюшка: Почему печь в избе самая главная?
Дети:  В печи готовили еду, сушили вещи зимой, летом сушили грубы и ягоды, обогревали избу, спали на печи.
Хозяюшка: А еще в горнице есть мебель. Назовите, какая?
Дети: Стол, лавки, сундук.
Хозяюшка: А может, вы загадки знаете о предметах быта русского народа?
Дети загадывают друг другу загадки:

Не бык, а с рогами,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. – Ухват.

- Железный  конь
Скачет в огонь. – Кочерга.

- Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. – Веник.

- Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора. – Коромысло.

- Сами не едим,
А людей кормим. – Ложка.

- Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит.  – Самовар.
Хозяюшка: Ребята, а кто из вас знает, как ели раньше? На стол  ставили один на всех чугунок или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугунок опускал ложку дед. Попробует, потом остальным скажет, что можно есть. Если кто – то вперед него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из – за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек до рта успеет донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению. Ребята, как и все дети баловались и играли, одной из любимых игр была игра: в «Горшки». Давайте и мы с вами  поиграем в эту игру.
Горшки.
Играющие делятся на две команды. Одна становиться «горшками» и садится на землю в круг. Другая - «хозяева», они становятся за горшками. Один водящий – покупатель.
- Почем горшок?
- По денежке.
- А он не с трещиной?
- Попробуй. (Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем) и говорит.
- Крепкий, давай сговор!
- Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый  прибежит – тот хозяин, а опоздавший – водящий.
Хозяюшка: В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Ой, а чай то и пить не с чем. Ребята, помогите  мне пироги испечь к чаю.
Хозяюшка раздает соленое тесто, а дети «стряпают» пирожки, под русскую мелодию.
Итог: О чем мы сегодня разговаривали? Назовите предметы быта русского народа (игра с мячом). Понравилось ли в гостях у Хозяюшки. Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются и уходят.

Тема: «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»  (подготовительная группа).

Цель: Продолжать знакомство с бытом русского народа, воспитывать уважение к предкам, развивать интерес к народным обычаям.
Опорные слова: Утюг вальник, решето, кочерга.
Материал: Иллюстрации, утюг вальник, карандаши, запись народных мелодий.

Ход занятия:

Дети приходят в «избу».
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, присаживайтесь. Сегодня я для вас приготовила загадку:
В Полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
Что это? Правильно, это утюг.  Ребята, а для чего нужен утюг?
Рассуждения детей.
Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, всегда ли утюги были электрические как сейчас?
Дети: Нет.
Хозяюшка: Вот сегодня я вас хочу познакомить со старинными утюгами.
Самым первым был утюг – вальник.  Вот посмотрите, какой он.
Хозяюшка показывает вальник, показывает, как с помощью его люди гладили белье. Дает детям самим попробовать погладить.
Затем хозяюшка показывает картинку утюга на углях, рассказывает, что такие утюги были очень тяжелые, чугунные. У них открывалась крышка, и туда закладывались угли.
Хозяюшка: Ребята, из чего шьют и шили раньше одежду?
Дети: Из ткани.
Хозяюшка: Правильно, одежду, постельные принадлежности, полотенца шьют и шили из ткани. Ткань раньше ткали дома. У хорошей хозяйки был свой ткацкий станок.(показ иллюстрации).  Ткань раньше называли холст. И даже придумали такую игру: «Холсты».
В этой игре проверяют, прочный ли был холст. Ткань должна быть крепкой, тогда одежда будет носиться дольше.
Игра в «Холсты».
Выбираются двое играющих, они становятся друг напротив друга на бревнышки. Берут в руки за концы жгут (веревку, кусок ткани или палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!» - тянут друг друга к себе, стараясь стащить с чурки. Проигравший тот кто потерял равновесие.
Хозяюшка: Ребята, вы уже много знаете о быте русского народа и можете рассказать о назначении предметов, поэтому я предлагаю вам игру: «Выставка старинных вещей».
Правила игры: детям предлагают картинки с изображением предметов быта, водящий берет картинку и не показывая другим детям описывает ее, кто первым угадает что изображено на картинке, тот и водит.
Хозяюшка: Слышите, ребята, звенит колокольчик. Это наша шкатулка с загадками дает о себе знать, говорит, что пришло время загадок. Но сегодня вы будите не называть отгадки, а рисовать.
Загадки:
Стоит толстячок.
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.                    (Самовар).
Маленький  Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок – скок
И сел в уголок.                   (Веник).

По сеням так и сяк,
А в избушку никак.             (Дверь)

Поля стеклянные, межи деревянные.             (Окна и рамы).

Черный конь скачет в огонь.                (Кочерга)

Новая посуда,
А вся в дырках.                (Решето)

Не бык, а с рогами,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет.                    (Ухват).

Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора.                  (Коромысло).

Хозяюшка: Молодцы, все знаете и рисовать умеете, а что запомнили сегодня?
(Ответы детей).    А теперь до свидания до новых встреч.

Тема: «Кто в избушке живет».  (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с русской избой, ее устройством, воспитывать любовь к русскому народу, развивать речь, сенсорные способности (определение размера).
Обогащение словаря: Изба, печь, лавки, рукомойник, матрешка  (большая, поменьше, самая маленькая).
Материал:  Предметы быта: изба, печь, лавки, рукомойник, чугунок, ухват, кочерга, матрешка.

Ход занятия:
Хозяйка «избы» приветливо встречает гостей.
Хозяйка: Милости просим гости, дорогие. Проходите, садитесь рядком, да поговорим ладком.
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая.
Пойди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки,
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
Хозяйка: Посмотрите, ребята и скажите, куда вы пришли?  Это, изба – старинное жилище русских людей. В таких домах жили раньше на Руси – матушке.  В давние, давние времена, когда не было еще многоэтажных домов, а селились каждая семья в свой дом. Эти дома отапливались печкой. Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, раньше даже мылись. Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная», «У печи все красное лето».
Давайте еще посмотрим, что есть в русской избе? На чем вы сидите?
Дети: На лавке.
Хозяйка:  Правильно на лавке, раньше стульев, кресел не было. А семьи были большие, много детей было. И чтобы всем хватало место за столом,  усаживали на скамейки. Столы тоже были большие. Ребята, а перед тем как приступить к обеду, что надо сделать?
Дети: Вымыть руки.
Хозяйка: Правильно. Как вы думаете, где раньше люди мыли руки, лицо?  Воду набирали в колодце, приносили ее ведрами, наливали в умывальник, еще его называли рукомойник.
Посмотрите, какой он.
Дети подходят к умывальнику, пробуют мыть руки.
Хозяйка: Еду готовили не в кастрюле, а в чугунке. Его вот таким специальным приспособлением, которое называется ухват, ставили в печь. Варили и суп, и картошку, и кашу. Посмотрите, ребята, что это.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Хозяйка достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка «здоровается» с детьми и раскрывает им свой «секрет»  (от имени матрешки говорит Хозяйка):
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Хозяйка раздает детям каждому по матрешке. Напевает песенку: «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают. Когда с матрешками поиграли, хозяйка просит  помочь ей и спрятать всех матрешек в свой домик. Дети складывают матрешек по росту. А Хозяйка приговаривает:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Итог: Хозяйка, спрашивает, понравилось ли детям у нее в гостях? Как называется старинное жилище русского человека? На чем готовили еду? Какая мебель была в избе? Приглашает их прийти еще раз в гости и прощается с детьми.

Тема: «Золотое веретено»
Цель: Познакомит детей с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»


Ход занятия:
Дети приходят в гости к Хозяюшке и видят, что сидит она у прялки с веретеном, напевает:
Веретено! Жужжит и кружится оно.
Нитку сучит, об пол стучит.

А кукла Маша играет с клубочками и пряжей. Затевается разговор о предметах русского обихода и об их назначении. По желанию, дети пытаются прясть. Хозяюшка рассказывает им сказку: «Золотое веретено».

Просмотров: 678
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь