Работая в специализированном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, мы огромное значение придаем формированию у детей основ ЗОЖ и культуры питания.
Хотим поделиться с Вами опытом работы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
Данная программа реализуется в нашем учреждении с 2006 года. Все мероприятия организуются по трём направлениям:
- Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
- Организация работы с семьями воспитанников;
- Взаимодействие с различными социальными институтами города.
Скачать видео
Организация работы с детьми — это постоянный поиск новых форм, методов и средств, чтобы дети усвоили материал, чтобы усилия коллектива не прошли впустую. И самое главное, чтобы выйдя за пределы детского сада, где контроль взрослых ослабевает, дети придерживались правил и принципов, заложенных в детском саду, чтобы они стали нормой их жизни.
За 12 лет реализации в нашем учреждении программы «Разговор о правильном питании» апробировано и успешно применяется множество форм работы с детьми, дающих положительные результаты: это работа над проектами, социальные пробы, разработка методики с использованием притч и авторских сказок, совместные мероприятия для детей и родителей и многое другое. Одной из таких форм работы является создание агитбригады. Агитбригада была впервые создана в нашем учреждении в 2011 году, а в 2012 году мы представили опыт своей работы в данном направлении на конференции «Воспитываем здоровое поколение» в Москве.
В состав агитбригады входят дети подготовительной группы, которые уже изучили программу. Они разыгрывают сценки, участвуют в занятиях по формированию привычки к здоровому образу жизни у своих маленьких товарищей. Также организуются выступления агитбригады для родителей.
Выступления агитбригады проходят в непринуждённой атмосфере, включают в себя много практических действий, поэтому бывают интересны и старшим ребятам, и малышам и взрослым.
Репертуар нашей агитбригады включает в себя инсценировку авторских сказок о здоровье для самых маленьких воспитанников нашего учреждения, практические обучающие занятия для ребят постарше, постановку спектаклей для родителей и т.д.
Каждому педагогу интересно увидеть результаты своей работы через несколько лет. Но т.к. дети из детского сада уходят в разные школы, это бывает трудно сделать. Тем не менее, в прошлом году мы решили наладить некоторую преемственность между дошкольным и школьным звеном и организовали заседание учёного совета, на котором участники нашей агитбригады выступали с защитой своих проектов, а ученики третьего класса выступали в роли экспертов.
Т.е. здесь уже участники агитбригады выступали немного в другом ракурсе, они впервые защищали свои проекты, получили оценку не педагогов, а своих старших товарищей, которые, в свою очередь, поделились с ними своими знаниями в области изучения программы.
Конечно, представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам сохранения здоровья;
- Формирование элементарных представлений о здоровом питании, пользе и вреде некоторых продуктов;
- Формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Работа по реализации программы привела всех участников образовательного процесса к переосмыслению в вопросах отношения к здоровью детей.
Большинство родителей отметили, что проведенная нами работа оказала влияние на организацию здорового образа жизни и правильного питания в семье.
Т.о. Роль педагогов состоит в поиске интересных и эффективных форм организации образовательной деятельности, воспитывающей ценностное отношение детей к своему здоровью. Участие в выступлениях агитбригады способствует формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни, а также значительно повышает самооценку, что особенно актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом. Надеюсь, наш опыт будет полезен педагогам, реализующим данную программу.
|