Игнатьева Ольга Анатольевна. Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет

(срок реализации программы 1 год)

Разработала: Игнатьева Ольга Анатольевна воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад № 33» Новокузнецк, 2016 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г., далее ФГОС ДО)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.)
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16

Скачать конспект

в соответствии с локальными актами МБДОУ:

  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» (далее МБДОУ)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно- нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-духовная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театр –это самый доступный вид искусства детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театральная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Сказочная страна».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4. 1. 2660-10.

Количество занятий– 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий– 30 минут.

К занятиям планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Учебный план состоит из 35 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 2 рабочих неделях и в мае 2 занятия и 31 занятие обучающего характера.

Программа составлена с учетом ФГОС по областям:

  1. «Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, некоторые из которых лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (бесед, театрализованных игр).
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.
  3. «Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать разными материалами по сюжету или отдельных его персонажей. Знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, разучивают песни.
  4. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
  5. «Физическое развитие», где дети совершенствуют двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Развивают мелкую моторику руки в сочетании с речью. Развивают способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жестов и мимики.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.

Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу;
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие
  3. Воспитывать трудолюбие, работать старательно и аккуратно, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда;

Развивающие:

  1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, связной речи;
  2. Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
  4. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  5. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

В основе данной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;

сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников.

Для успешной реализации задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.

При составлении программы учитываются психолого- педагогические принципы:

  1. системность (от простого к сложному);
  2. гуманность;
  3. доступность;
  4. индивидуальный подход;
  5. поэтапное обучение;
  6. наглядность;
  7. драматизации;
  8. активность.

Обеспечение программы:

  1. систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
  2. фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
  3. мультимедийное оборудование;
  4. картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  5. скороговорки на развитие дикции;
  6. игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
  7. театральные этюды;
  8. костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  9. сценарии сказок, пьес.

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности:

  • иры-драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно – развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры – превращения ( «учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
  • упражнение на развитие выразительной мимики;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения во время драматизации;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и с средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • диагностика, драматизация сказок.

Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет возрастных особенностей, преемственность современных форм обучения);

формах обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы);

методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации);

средствах воспитания и обучения.

За основу выбрана социоигровая технология Е.Е. Шулешко. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребенок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знаний здесь происходит естественным путем– в процессе игры и способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать сообща.

Разделы программы (виды творческой деятельности):

  1. чтение художественной литературы;
  2. театрально-игровая деятельность детей;
  3. основы актерского мастерства;
  4. драматизация;
  5. самостоятельная театральная деятельность;
  6. работа над спектаклем.
  7. Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанник будет знать:

отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;

окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;

пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

считалки, заклички;

наиболее важные православные праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

  • выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
  • активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
  • отличать хорошее и плохое в сказке и в жизни, делать нравственный выбор;
  • подражать положительным героям сказок;
  • видеть, ценить и беречь красоту;
  • уступать, помогать друг другу;
  • рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;

Воспитанник будет способен:

  • проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
  • Воспитанник сможет участвовать в развлечениях, театрализованных представлениях.
  • Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.

Просмотров: 666
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста (в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»).
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Сорокина Анастасия Александровна Щербакова Наталья Сергеевна Килина Ирина Юрьевна. Цикл занятий по развитию духовно – нравственных качеств воспитанников «Школа добрых чувств»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь