(срок реализации программы 1 год)
Разработала: Игнатьева Ольга Анатольевна воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад № 33» Новокузнецк, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г., далее ФГОС ДО)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.)
- Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16
Скачать конспект
в соответствии с локальными актами МБДОУ:
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» (далее МБДОУ)
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно- нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-духовная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театр –это самый доступный вид искусства детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театральная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Сказочная страна».
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4. 1. 2660-10.
Количество занятий– 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий– 30 минут.
К занятиям планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Учебный план состоит из 35 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 2 рабочих неделях и в мае 2 занятия и 31 занятие обучающего характера.
Программа составлена с учетом ФГОС по областям:
- «Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, некоторые из которых лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (бесед, театрализованных игр).
- «Социально-коммуникативное развитие», где дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.
- «Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать разными материалами по сюжету или отдельных его персонажей. Знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, разучивают песни.
- «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
- «Физическое развитие», где дети совершенствуют двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Развивают мелкую моторику руки в сочетании с речью. Развивают способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жестов и мимики.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.
Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные:
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу;
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие
- Воспитывать трудолюбие, работать старательно и аккуратно, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда;
Развивающие:
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, связной речи;
- Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
В основе данной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;
сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников.
Для успешной реализации задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.
При составлении программы учитываются психолого- педагогические принципы:
- системность (от простого к сложному);
- гуманность;
- доступность;
- индивидуальный подход;
- поэтапное обучение;
- наглядность;
- драматизации;
- активность.
Обеспечение программы:
- систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
- фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
- мультимедийное оборудование;
- картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
- скороговорки на развитие дикции;
- игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
- театральные этюды;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- сценарии сказок, пьес.
Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности:
- иры-драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно – развивающие игры;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры – превращения ( «учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- упражнение на развитие выразительной мимики;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения во время драматизации;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- знакомство не только с текстом сказки, но и с средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
- диагностика, драматизация сказок.
Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:
в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет возрастных особенностей, преемственность современных форм обучения);
формах обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы);
методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации);
средствах воспитания и обучения.
За основу выбрана социоигровая технология Е.Е. Шулешко. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребенок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знаний здесь происходит естественным путем– в процессе игры и способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать сообща.
Разделы программы (виды творческой деятельности):
- чтение художественной литературы;
- театрально-игровая деятельность детей;
- основы актерского мастерства;
- драматизация;
- самостоятельная театральная деятельность;
- работа над спектаклем.
- Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник будет знать:
отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;
окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;
пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;
считалки, заклички;
наиболее важные православные праздники, их смысл и значение.
Воспитанник будет уметь:
- выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
- активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
- отличать хорошее и плохое в сказке и в жизни, делать нравственный выбор;
- подражать положительным героям сказок;
- видеть, ценить и беречь красоту;
- уступать, помогать друг другу;
- рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;
Воспитанник будет способен:
- проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
- Воспитанник сможет участвовать в развлечениях, театрализованных представлениях.
- Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».
Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.
|