Автор: Савельева Людмила Олеговна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №112» г.Сыктывкара
Свою статью хотелось бы начать с цитаты В.В. Путина: "Интеллектуальный потенциал и культура нации зависят не только от того, сколько мы читаем, но и какие нравственные, духовный ценности, морально-этические ориентиры формируют книги, заставляют ли они думать, размышлять, анализировать."
Президент РФ Владимир Путин поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. Одна из важных тем дискуссии – сбережение русского языка и литературы.
Пугающие факты: Россиянин сегодня читает 9 минут в сутки. А уж говорить по-русски правильно – настоящее искусство! Исконно русские слова заменяются «брендовыми» и «трендовыми» словами.
Не секрет, что эта тема актуальна и в настоящее время… Мы с вами воспитываем будущее поколение нашей страны и только от нас зависит дальнейшая судьба нашего народа.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установление более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «в те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.
Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.
Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.
В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.
Сказка играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.
Представляю вам свой сказочный календарь:
Сентябрь-октябрь: «Теремок», «Коза-дереза», «Про петушка и меленку», «Петушок-золотой гребешок и жерновцы» и т.д. «Бедняг и богач» (бр. Гримм), «Про глупого змея и умного солдата», «Никита Кожемяка», «Хрустальная гора».
Ноябрь: «Чиви-чиви-чивичок», «Кривая уточка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Три перышка» и т.д. «Три счастливца», «Золотой гусь» и «Пчелиная матка» (бр. Гримм).
Декабрь: «Морозко», «Заклятый царевич», «Шеповничек» и т.д. «Звездные талеры».
Январь-февраль: «Два мороза», «Ермилка и лесной Боров», «12 месяцев», «Госпажа метелица», «Лесная избушка» и т.д. «Птица-найденыш» (бр. Гримм), «Как медведя переворачивали».
Март-апрель: «Емеля-дурачок», «Крылатый, мошнатый и масляный» (обр. И.Карнауховой) -к Маслинеце, «Как весна зиму поборола» и т.д. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебная дудочка», «Хаврошечка», «Белая уточка», «Красная шапочка», «Белоснежка и Алоцветик» (бр. Гримм) – к Пасхе.
Май: «Золотой луг», «Скатерть, барашек и сума», «Ведьма и солнцева сестра» и т.д. «Золушка» (к Троице), «Дочь-семилетка».
Иногда я рассказываю маленькие истории, рассказы и собственные сказки: «Волшебное слово» (В. Асеева), «Золотой луг» (М. Пришвина), «Как Муравьишка свой домик искал», «Синичкин календарь» (В. Бианки), «Сказка про ложечку и вилочку», «Про маленькое зернышко» и т.д.
В течении года проводилась большая кропотливая работа с семьей: консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности»; реализованы проекты «Моя любимая сказка», «Книжки нашим мам и пап»; родители принимали активное участие в фестивале «Мир игры и игрушки», «Душа по капле собирает свет». Воспитатели группы приняли участие в IХ городском православном фестивале «Светлая Пасха — 2016». Подготовлены папки-передвижки на темы: «Роль ОТЦА в жизни ребёнка», «Значение книги в жизни ребенка», «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка», «Десять «почему» детям необходимо читать»; беседы и консультации на темы: «Учимся дружить», «Важность общения в совместной деятельности с детьми». В течении года прошли родительских собраний на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Светлая Пасха», «День Матери», посиделки-чаепития с родителями и детьми на праздник «День Матери», «Масленица».
В конце учебного годы я провела открытый показ совместной деятельности с детьми 2-3 года по теме «Добрая книга» на республиканском семинаре «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На мероприятие пригласили родителей принять активное участие, как в образовательной деятельности, так и в подготовке реквизитов: бабушки и мамы связали цветы; сшили костюмы для детей; нарисовали длинную тропинку, кусты, деревья. С опытом работы по данной теме выступили на площадке Ресурсного центра МАДОУ №96 на городском уровне и на педагогических советах в рамках обмена опытом между сотрудниками по темам «Взаимодействие ДОУ и семьи», «Ярмарка педагогических идей по духовно-нравственному воспитанию», «Пропедевтика в реализации программы Социокультурные истоки».
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что нам это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
|