Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха детский сад № 54 «Чиполлино»
Срок реализации — 1 год
Составитель: Педагог-психолог Тищенко Т. Д.
Городской округ Балашиха Московской области, 2017 г.
Пояснительная записка: Нормативно – правовая база:
Скачать конспект
В программе соблюдены положения законодательных и нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 26. 12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19. 07. 2013.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»
Направленность программы «Радужный мир»:
- по содержанию: коррекционно — развивающая, познавательная
- по функциональному предназначению: познавательная
- по форме организации: групповая
- по времени реализации: годичная
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и методических разработок таких авторов:
1. Анна Титарь: Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.
Практическое пособие для ДОУ, издательство АРКТИ 2010 г.
2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2006 г.
3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Издательство Учитель, 2016 г.
Новизной программы «Радужный мир» является использование сенсорного оборудования (сухой бассейн, воздушно – пузырьковая колонна, панно «Звездное небо», зеркальный шар, фибро- оптическое волоно, сухой душ) и арт – методов (игротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, ароматерапия).
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная дидактическим материалом для занятий с детьми.
Данная программа составлена с углубленным изучением потребностей детей детского сада. Также основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются: деятельность, сознание, личность.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время не все дети усваивают программу детского сада в полном объеме в связи с разным состоянием здоровья.
Одним из способов решения данной проблемы является использование возможностей сенсорной комнаты и методов арт-терапии, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Данная программа развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.
Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что коррекционно–развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия.
В том, что поведение детей станет улучшаться – эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, обучении, общении.
Цель и задачи программы «Радужный мир»:
Основная цель программы – способствование оптимизации общего состояния и поведения детей, а также способствование формированию и развитию высших психических функций (мышление, речь, память, внимание, восприятие) и эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
Младшая и средняя группы (3-5 лет):
- улучшить эмоциональное состояние
- снизить тревожность и агрессивность
- снять мышечное и эмоциональное напряжение
- активизировать мозговую деятельность и развивать познавательные процессы
- формировать адекватную самооценку
- создать чувство безопасности, защищенности
- преодолеть застенчивость; развивать позитивное общения и взаимодействие со сверстниками
- развивать память, речь, воображение, оригинальность мышления.
Ожидаемые результаты:
- улучшение мозговой активности.
- повышение самооценки и уверенности в себе.
- сформированность чувства безопасности
- повышение настроения.
- улучшение памяти, речи, воображения.
Задачи:
Старшая и подготовительная (5-7лет):
- улучшить эмоциональное состояние
- снизить тревожность и агрессивность
- снять мышечное и эмоциональное напряжение
- активизировать мозговую деятельность и развитие познавательных процессов
- формировать адекватную самооценку
- создать чувство безопасности, защищенности
- преодолеть застенчивость
- развивать память, речь, воображение, оригинальность мышления.
- развивать творческие способности и умение выражать их в процессе коммуникативной деятельности.
- формировать базовые пространственно-временные представления.
Ожидаемые результаты:
- улучшение мозговой активности.
- повышение самооценки и уверенности в себе.
- сформированность чувств безопасности.
- повышение настроения.
- улучшение памяти, речи, воображения.
- сформированность пространственно – временных представлений.
- умение преодолевать застенчивость и умение взаимодействовать со сверстниками.
- умение снимать мышечное напряжение.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что данная программа разработана с учетом потребностей детей нашего детского сада.
Сроки реализации программы 1 год.
Курс имеет групповую форму работы.
Режим курса: 1 раз в неделю, продолжительность:
3-5 лет – 15-20 минут;
5-7 лет — 25-30 минут.
Список литературы:
- Анна Титарь: Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ, издательство АРКТИ 2010 г.
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Издательство Учитель, 2016 г.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2010.
- Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2010.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.
- Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты «Снузлин» (сборник статей и методические рекомендации. — М: ООО Фирма «Вариант», 2001.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
|