Редактор. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.

Семинар. Автор:  Е.Т. Чусовлянкина

Использование мнемотехники при реализации программы «Детство»  в образовательном процессе.

Цель:

Стимулировать педагогов ДОУ к пополнению предметно – развивающей среды моделями, схемами для овладения дошкольниками способами получения необходимой информации.

Повестка:

Эффективные средства познавательного развития дошкольников.

Возможности моделирования разнообразного содержания.

Эффективные средства познавательного развития дошкольников.

 

Поиск эффективных средств развития детей, выявление условий становления познавательной де­ятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельно­му поиску — одна из основных задач программы «Детство». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические за­дачи через освоение развивающей среды, содержательное общение со взрослыми. В центре программы — ребенок-исследователь, экспериментатор, «открывающий» отноше­ния и связи окружающего мира. Важно предоставить до­школьникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания.

 

Известно, что ребенок, использующий разнообразные  средства познания, легко адаптируется к изменениям сре­ды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возмож­ность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы дей­ствий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми мнемотаблиц, мнемодорожек  и активное участие в самостоятельной мнемотехнике.

Следует отметить, что недостаточно полно изучены со­отношение реального и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоения модели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенности освоения модели как средства знаково-символической дея­тельности. Недостаточно представлена в работах связь ос­воения модели как средства познания свойств и отношений предметов и средства знаково-символической деятельности.

В теории педагогики рассматривается взаимосвязь познания и моделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучения возможностей их взаимодей­ствия и взаиморазвития. Это положение стало темой ис­следования, основой которого послужили работы, рассмат­ривающие возможности использования модели и моделирования как средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности (Л. А. Венгер Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева, Н. И. Не помнящая и др.). Большой интерес представляли исследования особенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этапов его развития.

Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте вырастая из замещений в игре и продуктивных видов деятельности детей (рисование, лепка, конструировать и др.). Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы замещения реальных образов символами, что, проявляется в умении использовать таблицу в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил использование мнемотехники, замещения содержания, видоизменения готовых  таблиц.

Освоение мнемотехникой в дошкольном детстве — сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свой­ствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научиться упо­рядочивать, группировать и классифицировать по свойст­вам, подойти к пониманию существенных связей, логи­ческих отношений между предметами и явлениями мира. Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошкольник осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает.

Эксперименты ученых с применением модели позволили изме­нить процесс освоения свойств и отношений детьми на всех ступенях познания, выделить больший объем свойств, повысить дифференцированность, обобщенность представ­лений. Если, не применяя модель, дети характеризовали предмет преимущественно по назначению, действиям с ним и размеру, вычленяя в среднем три признака, то при ис­пользовании модели - дорожки они высказывались о форме, шерохо­ватости, размере, количестве, структуре, т.е. стали выделять более пяти признаков. Замечены изменения в установлении размерных отношений. Использование мнемотаблиц способство­вало более точному анализу, различению фигур, выбору со­отношений. Часть детей смогла самостоятельно выполнить задания, обращаясь к взрослому лишь за похвалой, под­держкой.

Применение модели при группировке фигур позволило детям более успешно выделять, и удерживать основания для образования групп. Если до этого дети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствам одновременно, переключались на игру, то при использо­вании модели они более успешно обследовали предметы, группировали их, поясняя свои действия педагогу. Анало­гичные проявления были замечены и при решении про­стых логических задач.

Возможности моделирования разнообразного содержания.

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

  • последовательно усложнять систему работы по освое­нию моделирования как средства познания свойств и от­ношений предметов детьми среднего дошкольного возраста, развивать умения  осваивать содержание,  моделировать, осознавать семиотическую функцию;
  • использовать разнообразные виды моделей (по от­ражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимально сочетая познание са­мой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;
  • накапливать опыт познания посредством моделиро­вания и использования модели в повседневной деятель­ности через обогащение предметно-развивающей среды;
  • повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.

Наглядность, образность модели, возможность практичес­ких действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, ис­следовать предметы и модель.

 

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Анисимова Людмила Владимировна. Опыт работы. «Эксперимент детей как средство познания мира»
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Стрелецкая Светлана Валентиновна. «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование моделирования в старшем дошкольном возрасте в процессе экологического воспитания
  • Москоленко Наталья Владимировна. Диагностика освоения содержания программы Н. У.Вераксы и др. 'От рождения до школы' 2 мл. группа
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Использование оригами в предметно-развивающей среде в образовательной области «Познания»
  • Белоусова Лариса. Проект 'Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики'
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Гудкова Марина Сергеевна, Претецкая Ирина Владимировна. Использование вариантов игры «Пальчиковый Твистер» в рамках освоения регионального содержания АООП
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Зуйкова Надежда Васильевна. Лэпбук, как средство познания для детей дошкольного возраста.
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Вьюнова Вера Васильевна. Сенсорное воспитание служит основой познания мира
  • Голуб Елена Александровна. Использование элементов хоккея в работе со старшими дошкольниками как средства ознакомления со спортивными играми
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Андреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь