Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Использование оригами в предметно-развивающей среде в образовательной области «Познания»

Использование оригами в предметно-развивающей среде в образовательной области «Познания»ГККП Д/О №3 «Ертегі» г. Актобе воспитатель высшей категории Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна

« Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»    В.А.Сухомлинский
На протяжении нескольких лет с детьми  дошкольной организации наработан положительный опыт работы  по использованию оригами в предметно-развивающей среде ребенка.                                                                                       Оригами – традиционное японское искусство. Основной материал для работы – бумага. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда используются прямоугольник (“лодочка”, “письмо-треуголка”, “гармошка”, “пакетик для семян”) и круг – автор корейская оригамистка ЙонгОк.  Оригами – это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами.    

                                                Понятие “сгибание” подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема “складывание” является трехмерность получаемого изделия, образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, значительно превышающего прочность изготавливаемого изделия, способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость.                                             Использованная, мятая бумага после сгибания может быть применена на занятиях по оригами. Мятый лист превращается после многоразовых складываний, сгибаний в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками.                                    Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами. В оригами выделяются 11 исходных, базовых форм (Б.Ф.) – “блинчик”, “дверка”, “водяная бомбочка”, “двойной квадрат”, “воздушный змей”, “лягушка”, “птица”, “карамаран” и т.д. Кирикоми – прорезная бумага. Кири – резать, ками – бумага. Кирикоми-оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.
“Изображение будущего героя “строится” ножницами на глаз или по различному контуру”
Фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы, в ходе работы ни одна из частей не удаляется, при этом видны лишь надрезы и прорези.   При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.   На основе данной работы нами рассматривался вопрос использования оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста.

 

Как же организовать предметно-развивающую среду у детей?
Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ними, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось.  В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного и школьного учреждения.  Все, что видит ребенок вокруг себя – важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям.                                                                                                           
Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские модели.
Адаптивная программа «Волшебные превращения бумаги» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста как практическое руководство для воспитателей и  родителей.       Дошкольники не умеют читать самостоятельно, использовать книгу для чтения, а знаки, при помощи которых можно успешно складывать оригамские модели, помогут ребенку, заинтересованному разбираться в прочтении схем при сложении моделей оригами.
Исходя из значения оригами в жизни ребенка, коллективы  детских садов города  Актобе   широко используют в образовательном процессе ДОУ. Эту технику и продукты детской деятельности (оригамушки) используют в оформлении: в интерьере, украшении групп, классов, уголков, рекреаций, музыкальных залов, гостиных.
Оригамские модели применяются на уроках, занятиях, лекциях, драматизации, на уроках контроля, экскурсиях, выставках, праздниках, на просмотрах видеофильмов.

Воспитательно-образовательный процесс ведется в дидактических играх:
а) “Кубики Азакова”
Знакомство с одной деталькой (модулем), с помощью которых очень быстро и без всяких сложностей собираются любые пространственные формы, сложенные из кубиков. Развивается пространственное мышление и воображение;
б) “Игра в слова”. Классическая модель .
Игра в слова с помощью искусства складывания.
в) “Где яблоко?” .    и т.д.
Использование оригами
1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”, “Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод” (корейские куклы), “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”, “Зимний лес”, натюрморты – “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”.
2) Моделирование макетов “Сад камней в Японии”. При изучении культуры Японии. Альбомы “Оригами”.
3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками).
4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан, нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик).
5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы, земноводные, зоопарк).
6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели” (изображение животных на ободках-масках).
7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
8) В театральной деятельности:
а) Пальчиковый театр (головки оригамские); 
б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”.
9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”, “Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”.
10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) В ознакомлении с окружающим.
12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов),  день Защитника Отечества, 9 Мая).
13) На выставках: внутри детского сада на конкурсах.
14) В  физкультурных соревнованиях, развлечениях.
15) На занятиях по математике как счетный материал, так и распознавание геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг.
Создание предметно-развивающей среды при работе с дошкольниками
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется коллектив педагогов. Важно учитывать особенности каждой группы класса: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она обеспечивала развитие ребенка и сохраняла его право на детство?
А нужно для этого не так уж и много: помнить, что это – “пространство детства”, где все по-другому.
Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формулируют отношение и настроение.
Метод эмоционального взаимодействия – отношение партнерства с учащимися на основе доброжелательности, поиска контакта и включении в какую-либо ролевую ситуацию позволяет достичь цели, предусмотренной педагогом.
Самая эмоциональная характеристика – цвет. Существует понятие “возрастное восприятие”.
С позиции дизайна не должно быть случайных объектов, вносящих диссонанс в гармонизированное пространство.
“Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств” (К.Станиславский).
Дети очень наблюдательные, чуткие и восприимчивые. Как “театр” начинается с вешалки, так и восприятие начинается с первого впечатления.
Задача  детского  сада: создать благоприятные условия для детей, чтобы ребенок, перешагивая знакомый порог, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, что раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и наблюдал.       Результатом работы с детьми стала выставка по оригами.

Просмотров: 489
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Чиканчи Оксана Николаевна. Мастер - класс «В гостях у Самоделкина» Тема: Аппликация с элементами оригами. Оригами.
  • Суворова Нелли Анатольевна. «Волшебные превращения бумаги посредством оригами» (из опыта работы)
  • Медведева Юлия Валерьевна. Оригами-искуство складывания из бумаги. (презентация)
  • Редактор. Оригами дракон из бумаги
  • Римма Ибрагимова. Презентация 'Искусство оригами в группе детей с ОНР старшего дошкольного возраста'
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Конспект НОД по ручному труду «Изготовление изделия способом оригами»
  • Бурдунюк Галина Анатольевна. Конспект занятия по конструированию из бумаги (оригами) «Грачи прилетели».
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Использование техники оригами в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и родителями
  • Редактор. Оригами для детей “Собака”
  • Редактор. Оригами для детей “Лисичка”
  • Редактор. Любимые всеми фигурки (оригами)
  • Редактор. Какую бумагу лучше использоавть для оригами?
  • Редактор. Конверт в технике оригами
  • Кислова Ольга Васильевна. Конспект образовательной деятельности по оригами «Кораблик».
  • Веселова Елена Владимировна. Оригами и его преимущества в развитии детей
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Остапкевич Ольга Федоровна. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир оригами» старший дошкольный возраст 6-7 лет
  • Редактор. Пасхальное оригами
  • Редактор. Оригами из полотенец
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Колосова Наталья Алексеевна. Развитие мелкой моторики рук у Детей со зрительной Депривацией посредством оригами.
  • Юлия Гвоздик. 'Смотрю влюблёнными глазами на древнее искусство оригами'
  • Романчук Елена Александровна. Образовательный проект «Модульное оригами «Матрёшка»
  • Котенко Татьяна. Модульное оригами
  • Редактор. Схема оригами “Журавлик”
  • Сабина Аташова. Интегрированное НОД по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте и оригами 'Зеленая страна'
  • Редактор. Оригами для самых маленьких Кепка
  • Чернова Наталья Михайловна. Буклет по Оригами
  • Редактор. Оригами для самых маленьких Тюльпаны
  • Суслова Евгения Сергеевна. Оригами «Петушок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь