Вьюнова Вера Васильевна. Сенсорное воспитание служит основой познания мира

Сенсорное воспитание служит основой познания мираИз опыта работы
Воспитателя 1 квалификационной категории
Вьюновой В. В.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира
(ранний возраст)
   Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр – занятий с дидактическими игрушками и материалом.
   Дети моей группы разной подготовки, поэтому учитывая это, я начала с того, что учила детей находить  предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету.
   Первое занятие я провела с цветными шариками.


   Цель занятия: упражнять детей в различии красного и синего цвета. Научить понимать обращение «Покажи шарик».
   Материал: у каждого ребенка коробка и воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.
Ход НОД: Занятие я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке.  Дала по коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвета.
   Конечно, дети показали, и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, что бы он показал именно красный шарик. Потом показала синий, опять обращаясь к каждому ребенку, просила показать такой же.
   По такому образцу я провела ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки по местам!»
   Что бы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на детей цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате.
   Большое значение имела индивидуальная работа с детьми. Так, например, две девочки плоховато знали цвета. Чаще давала им подбирать по цвету бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро девочки стали более четко различать цвета.
   Убедившись, что большинство детей могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный – синий, синий – желтый, желтый – зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои малыши могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывание одного предмета к другому.
   На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показали красные палочки по образцу. Когда все показали красные палочки, я назвала цвет: «У меня палочка, красная». После этого спросила детей, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом задавала один и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».
   На закрепление названия красного цвета понадобилась 3 – 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
   Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую – желтые». Но без показа образца.
   Дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ним дети обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе  подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один был с красивым разноцветным хвостом. Другому, перышки для хвоста подбирали сами дети.
   Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупывание, осматривание, сравнение.
   Так в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываясь – узнают температурные свойства воды. Гуляя на улице – познают свойства снега.
   В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши на практике овладевают понятием величины.
   Не сразу говорю детям о прямоугольнике, квадрате. Малыши усваивают форму, как признак других важнейших свойств предметов. Они легко запоминают, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает знакомые формы.
   На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои малыши их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю действия детей на достижение определенного результата.
   Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков и кирпичиков). Действуя с ними, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления. Учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Учу ребят ставить кубик друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и  на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши строят: стол, стул, диван, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что – либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина и т. д. Слежу за тем, что-бы ребята доводили начатое дело до конца. Если вижу, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, оказываю ему помощь или подсказываю, что надо сделать для завершения постройки.
   Малыши любят делать что-то вместе со взрослыми. Учитывая это, организовываю игры – занятия со строительным материалом, где каждый из детей выполняет свое задание. Я строю дом, а ребенок возводит вокруг дома забор. Потом вместе с малышом сооружаем ворота. Предлагаю малышу сделать из кирпичиков разноцветную дорожку.
   В ходе игры учу детей называть качества предметов: цвет, форму, величину.
   Очень важно помнить, что игры – занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умение произнести слово, что-то сделать самому.
   Эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

 

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Прохорова Олеся Викторовна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр «Мы пока, что малыши, но с природою дружны»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Колесникова Светлана. Конспект НОД «Красный, желтый, зеленый» для детей 4-5лет
  • Цвета Солнца. Стихи для детей.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Технологическая карта НОД. Тема «Какого цвета настроение»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Большакова Виктория Алексеевна. Летний праздник. «Какого цвета лето»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Интерактивная дидактическая игра «Цвета»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь