Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами ( например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
С математической точки зрения палочки - это множество на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования") . С помощь цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше -меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры. Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи : составление " поездов" одинаковой длинны из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой - меркой разных палочек и т. д. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнения. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Занятие по математике в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир интересного "
Программное содержание: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в количественном и порядковом счёте, закрепить знание цифр первого десятка, развивать математические способности детей, умение "читать схему-алгоритм"; закрепить представления о геометрических фигурах, развивать умение выявлять, абстрагировать и называть цвет, форму, размер и толщину фигур; развивать творческое воображение, умение мыслить; воспитывать желание заниматься математикой. Демонстрационный материал: наборное полотно с карточками-цифрами, коробка карандашей, плоскостные геометрические фигуры, карта с декодированной информацией, запись песни "Улыбка" Шаинского. Раздаточный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, карточки с заданиями для блоков, карточки с цифрами, сюжетные картинки для составления задач. Ход занятия: Дети под музыку "Улыбка" входят в группу и здороваются с гостями. -Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? (Хозяева) -А какими должны быть они? (Доброжелательными, приветливыми, радостными) -Правильно. Так давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, пожмём их и улыбнёмся друг другу и гостям (игра "Доброе тепло") . Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, самое время отправиться в путешествие. Но сначала ответьте мне на вопрос. Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить: -Какой сейчас идёт месяц? -Какое время года? -Какой сегодня день недели? А какой будет завтра? -Какое сегодня число? -Сколько зимних месяцев? -Умницы, на все вопросы ответили правильно! Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила загадать одну сейчас вам. Ножек четыре, Шляпка одна. Нужен, коль станет Обедать семья. -Про что эта загадка? (Про стол) Почему вы решили, что это стол, а может быть это стул, ведь у него тоже четыре ножки и одна шляпка. (Ответы детей) -Конечно, вы правы, семья садиться обедать за стол, на один стул все сесть не смогут. Так давайте и мы с вами подойдём к столу, здесь вас ждёт интересное задание. Возьмите, пожалуйста, по своему желанию или картинки или карточки с цифрами и пройдите за свои столы, где с помощью них сможете составить и решить свою задачу. Но вначале помогите мне справиться со своим заданием (на фланелеграфе карточка с цифрами). Скажите, из чего состоит задача? (из условия, вопроса и решения) Вот и послушайте мою задачу: "Мальчик положил в коробку красные и зелёные карандаши. Сколько там карандашей?" -Можно ли ответить на этот вопрос? (нет) А почему? (надо знать, сколько было красных и зелёных карандашей.) Это задача? (нет) Значит, я неправильно составила задачу, кто исправит мою ошибку, используя данную схему. Артём, пожалуйста, составь задачу. "Я в коробку положил 6 красных карандашей и 3 зелёных. Сколько всего карандашей получилось?"(9) -Молодец, а теперь составьте свои задачи по картинкам или карточкам. (Дети составляют и решают свои задачи с помощью цифр). -С помощью чего мы можем проверить решение задачи (палочки Кюизенера). (Дети доказывают правильность решения задач.) -А сейчас, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
-А сейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. Тихонько подойдите все ко мне и послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Жили, ссорились и не дружили друг с другом. Посмотрите в наш угол 1, какая геометрическая фигура там расположилась? - А какая в 2? А в 3? -Дети, закройте глаза и отгадайте, какая фигура находится в углу 4?(три вершины, три угла, три сторонки, вот и я.) Открыли глаза. Аня, правильно ли мы отгадали загадку? (ответ ребёнка) -Вот видите, все они рассорились и находятся в разных углах. Как бы нам их примирить. Ведь в математике они называются одним математическим названием, каким же? (геометрические фигуры.) -Однажды в этом царстве появился Добрый Волшебник. Он решил помирить геометрические фигуры и сложил их все в домики-коробочки. Но дорогу к ним нужно найти с помощью нашей карты (алгоритма). Фигуры нужно использовать именно те, которые изображены (дети работают по декодированной информации) и действовать в построении строго по стрелочкам. (Воспитатель старается запутать детей, кладёт геометрические фигуры не того цвета или не той формы, но дети спорят и исправляют ошибку.) -Ребята, вот мы с вами и попали на снежную поляну, у нас же какое время года (зима), вот и замело всё снегом. А ну-ка давайте посмотрим, что там под снежинками находится. Вот мы и нашли домики геометрических фигур. А давайте проверим, какие они стали дружные. Необходимо построить из геом. фигур такую тропинку, которая указана на карточках-символах (работа с блоками Дьенеша). Докажите, что вы правильно построили свои дорожки (раскодировывают информацию). -Вы так хорошо работали на занятии, что мне хочется сказать вам одно слово, дать оценку вашей работы. Но оно зашифровано (на наборном полотне выставляются цифры в порядке возрастания, путём замещения, т.е. переворачивают обратной стороной). МОЛОДЦЫ! (дети читают). Вы справились со всеми заданиями и доказали, что вы добрые, умные и всегда готовы прийти на помощь. А что нового вы узнали сегодня? Что было для вас самым интересным? Что было трудно? Но вы все справились! Мне это очень приятно, и за это я вам всем хочу подарить вот такие карточки, чтобы у вас всегда было весёлое настроение, тогда узнавать всё новое и справляться с трудностями будет гораздо легче.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10 "Малютка"
Воспитатель: Андреева Елена Сергеевна
|