Андреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрастеВо всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами ( например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
С математической точки зрения палочки - это множество на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования") .
С помощь цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше -меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи : составление " поездов" одинаковой длинны из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой - меркой разных палочек и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнения.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
(Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)

Занятие по математике в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир интересного "

 

Программное содержание: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в количественном и порядковом счёте, закрепить знание цифр первого десятка, развивать математические способности детей, умение "читать схему-алгоритм"; закрепить представления о геометрических фигурах, развивать умение выявлять, абстрагировать и называть цвет, форму, размер и толщину фигур; развивать творческое воображение, умение мыслить; воспитывать желание заниматься математикой.
Демонстрационный материал: наборное полотно с карточками-цифрами, коробка карандашей, плоскостные геометрические фигуры, карта с декодированной информацией, запись песни "Улыбка" Шаинского.
Раздаточный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, карточки с заданиями для блоков, карточки с цифрами, сюжетные картинки для составления задач.
Ход занятия: Дети под музыку "Улыбка" входят в группу и здороваются с гостями.
-Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? (Хозяева)
-А какими должны быть они? (Доброжелательными, приветливыми, радостными)
-Правильно. Так давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, пожмём их и
улыбнёмся друг другу и гостям (игра "Доброе тепло") . Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, самое время отправиться в путешествие. Но сначала ответьте мне на вопрос. Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
-Какой сейчас идёт месяц?
-Какое время года?
-Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
-Какое сегодня число?
-Сколько зимних месяцев?
-Умницы, на все вопросы ответили правильно! Ребята, я знаю, что вы любите
отгадывать загадки и решила загадать одну сейчас вам.
Ножек четыре,
Шляпка одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья.
-Про что эта загадка? (Про стол) Почему вы решили, что это стол, а может быть это стул, ведь у него тоже четыре ножки и одна шляпка. (Ответы детей)
-Конечно, вы правы, семья садиться обедать за стол, на один стул все сесть не смогут. Так давайте и мы с вами подойдём к столу, здесь вас ждёт интересное задание. Возьмите, пожалуйста, по своему желанию или картинки или карточки с цифрами и пройдите за свои столы, где с помощью них сможете составить и решить свою задачу. Но вначале помогите мне справиться со своим заданием (на фланелеграфе карточка с цифрами). Скажите, из чего состоит задача? (из условия, вопроса и решения) Вот и послушайте мою задачу: "Мальчик положил в коробку красные и зелёные карандаши. Сколько там карандашей?"
-Можно ли ответить на этот вопрос? (нет) А почему? (надо знать, сколько было красных и зелёных карандашей.) Это задача? (нет) Значит, я неправильно составила задачу, кто исправит мою ошибку, используя данную схему.
Артём, пожалуйста, составь задачу. "Я в коробку положил 6 красных карандашей и 3 зелёных. Сколько всего карандашей получилось?"(9)
-Молодец, а теперь составьте свои задачи по картинкам или карточкам. (Дети составляют и решают свои задачи с помощью цифр).
-С помощью чего мы можем проверить решение задачи (палочки Кюизенера). (Дети доказывают правильность решения задач.) -А сейчас, ребята, давайте отдохнём.

Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

-А сейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. Тихонько подойдите все ко мне и послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Жили, ссорились и не дружили друг с другом. Посмотрите в наш угол 1, какая геометрическая фигура там расположилась?
- А какая в 2? А в 3?
-Дети, закройте глаза и отгадайте, какая фигура находится в углу 4?(три вершины, три угла, три сторонки, вот и я.) Открыли глаза. Аня, правильно ли мы отгадали загадку? (ответ ребёнка)
-Вот видите, все они рассорились и находятся в разных углах. Как бы нам их примирить. Ведь в математике они называются одним математическим названием, каким же? (геометрические фигуры.)
-Однажды в этом царстве появился Добрый Волшебник. Он решил помирить геометрические фигуры и сложил их все в домики-коробочки. Но дорогу к ним нужно найти с помощью нашей карты (алгоритма). Фигуры нужно использовать именно те, которые изображены (дети работают по декодированной информации) и действовать в построении строго по стрелочкам. (Воспитатель старается запутать детей, кладёт геометрические фигуры не того цвета или не той формы, но дети спорят и исправляют ошибку.)
-Ребята, вот мы с вами и попали на снежную поляну, у нас же какое время года (зима), вот и замело всё снегом. А ну-ка давайте посмотрим, что там под снежинками находится. Вот мы и нашли домики геометрических фигур. А давайте проверим, какие они стали дружные. Необходимо построить из геом. фигур такую тропинку, которая указана на карточках-символах (работа с блоками Дьенеша). Докажите, что вы правильно построили свои дорожки (раскодировывают информацию).
-Вы так хорошо работали на занятии, что мне хочется сказать вам одно слово, дать оценку вашей работы. Но оно зашифровано (на наборном полотне выставляются цифры в порядке возрастания, путём замещения, т.е. переворачивают обратной стороной).
МОЛОДЦЫ! (дети читают). Вы справились со всеми заданиями и доказали, что вы добрые, умные и всегда готовы прийти на помощь. А что нового вы узнали сегодня? Что было для вас самым интересным? Что было трудно? Но вы все справились! Мне это очень приятно, и за это я вам всем хочу подарить вот такие карточки, чтобы у вас всегда было весёлое настроение, тогда узнавать всё новое и справляться с трудностями будет гораздо легче.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10 "Малютка"

Воспитатель: Андреева Елена Сергеевна
 
Просмотров: 637
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Рассолова Любовь Николаевна. Презентация 'Палочки Кюизенера'
  • Самигина Гульнара Тагировна. Конспект игры – занятия (конструирование из палочек Кюизенера) для детей 2-3х лет. «Приключение в лесу»
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Сидорова Людмила Евгеньевна. Конспект НОД «Число и цифра 1.Счет до 5. Геометрические фигуры»
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Абакумова Наталья Леонидовна Митрофанова Надежда Васильевна. Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» во второй младшей группе
  • Плотникова Антонина. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Методическая разработка «Книжка — пособие для работы с палочками Кюизенера»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Ломыкина Анастасия Викторовна. План-конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП на тему: «Геометрические фигуры. Счет до 5» для детей средней группы
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Васильева Елена Владимировна. «Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
  • Фануза Альшина. Разноцветные геометрические фигуры
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Светлана Анатольевна Маслова. Конспект НОД Тема: Геометрические фигуры.
  • Овчинникова Марина Викторовна. «Полет фантазий при игре с палочками Кюизенера у дошкольников».
  • Сытова Наталья Борисовна. Сказка «Как геометрические фигуры город строили».
  • Баштовая Анна Владимировна. Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Верхорубова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Родничок». Тема: Геометрические фигуры. Цифра 5.
  • Логинова Ирина. Конспект НОД по ФЭМП «Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры» (средняя группа)
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Михаева Светлана Борисовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»
  • Гильмазитдинова Наталья Николаевна, Фаляхова Алина Рафитовна. Конспект занятия по ФЭМП для средней группы дошкольного возраста Тема: «Геометрические фигуры»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра «Волшебные палочки»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь