Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», 660031, г. Красноярск, ул. Глинки, 15 А, структурное подразделение «Полянка», тел. 262-84-64
Сведения об авторе: Мокина Юлия Михайловна, учитель – логопед МБДОУ № 41, первая квалификационная категория. Красноярск- 2019
В нашем детском саду в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется недавно.
Внедрение его в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными, сочетанными го дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы, низкий уровень внимания и памяти.
скачтаь конспект
Как правило, традиционная организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Поиски новых форм и методов подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.
Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определенными модулями и стимуляторами, которые позволяют активизировать речевой и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.
Оборудование сенсорной комнаты достаточно разнообразно, благодаря которому возможно наиболее быстрое достижение положительного результата.
Условно можно выделить 2 блока:
1. Блок для активации
органов чувств.
Сюда относятся: мячики для массажа (разные по цвету, диаметру, структуре), подвижные конструкции и игрушки, сухой бассейн, наполненный мячиками или чем – то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть громкими, но не резкими и раздражающими.
Все это стимулирует и поддерживает процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов более активно познает окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры и охотно идет на контакт с педагогом.
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда, некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом».
Через игровые упражнения учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека. Они с удовольствием «превращаются» в различных животных с помощью ободков, изображают их повадки, выполняют движения имитирующие жевание,
двигают нижней челюстью вправо- влево, имитируют голоса животных. Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогают им легко расслабиться и раскрепоститься.
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать этому детей в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей «Сухой дождь».
Большая часть детей имеет явные недостатки в развитии мелкой моторики. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью «колючих» мячиков.
Набор шариков с поверхностью из различных материалов можно использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя, пополнения и развития словаря антонимами (большой – маленький, колючий – гладкий и т.д.), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Игры с тактильными шариками способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных.
Сухой бассейн можно использовать для работы с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием, индивидуально или на подгрупповых занятиях, при автоматизации и дифференциации звуков.
А так же при формировании навыка звукового анализа слогов и слов (красные шарики – гласные, синие – согласные твердые, зеленые – мягкие).
Сенсорная дорожка (ортопедические коврики) может использоваться как для индивидуальных, так и для подгрупповых упражнений для детей с ФФНР, ОНР. Эти упражнения направлены на совершенствование фонематических процессов, активизации словаря, повторение чистоговорок (на каждый шаг произносится слог: са-са-са, либо припоминаются слова на заданный звук и наступают на коврик).
2. Блок расслабления и релаксации.
В работе учителя – логопеда активно используется блок релаксационного характера.
В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, мягкие подушки, мягкое напольное покрытие. В этом блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятия психоэмоционального и мышечного напряжения, умения ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
Практика показывает, что использование стандартных логопедических занятий в сочетании с занятиями в сенсорной комнате дает положительный эффект в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения. В коррекционной работе учителя – логопеда дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития речи детей, имеющих тяжелые нарушения в речевом развитии.
|