Коррекционно-развивающая деятельность с детьми в старшей группе компенсирующей направленности условно делится на три периода обучения: 1 период — сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период — декабрь, январь, февраль; 3 период — март, апрель, май. Четыре недели в году (в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня речевого развития детей.
Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательного процесса.
Структура коррекционно-развивающего процесса в группе компенсирующей направленности в течение дня состоит из трех блоков: 1) первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей;
2) второй блок (продолжительность с 9.00 до 11. 00 часов) представляет собой образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий;
3) третий блок (продолжительность с 15. 30 до 19. 00 часов): коррекционно-развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в старшей группе компенсирующей направленности представлен в следующей таблице:
Возраст |
Продолжительность коррекционно-развивающего занятия |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня |
С 5 до 6 |
25 минут фронтальное, подгрупповое занятие, 15 минут индивидуальное занятие, 30 минут интегрированное занятие. |
В первой половине дня — 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня — 25-30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультурную минутку. Перерывы между каждыми коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
Коррекционно-развивающая деятельность регламентируется требованиями САНПиНа и не должна превышать рекомендованную недельную нагрузку.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 1 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | 2 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 2 |
Художественно эстетическое развитие. Рисование | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем | 2 |
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предусматривает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
При организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-развивающей работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В работе с детьми педагоги используют наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические.
Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: логопедические физкультминутки; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа; рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Поскольку коррекционное направление работы является приоритетным, все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Организация коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предполагает и привлечение родителей. Через систему методических рекомендаций родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях и в письменной форме в специальных тетрадях.
Методические рекомендации помогают родителям организовать совместную игровую деятельность с ребенком дома. Домашние задания в тетрадях подобраны в соответствии с лексическими темами и требованиями программы.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Речевая газета», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
При организации коррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать требования к предметно-развивающей среде в группе.
Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволит детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
В старшей группе компенсирующей направленности необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Выводы
Разработка и утверждение программы организации коррекционно-развивающей деятельности относится к компетенции образовательной организации. Программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности.
Методические рекомендации по реализации программы коррекционно-развивающей деятельности позволяют применить оптимальные методы планирования и организации коррекционно-развивающего процесса и повысить качества образовательной деятельности в ДОУ.
|