Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми в старшей группе компенсирующей направленности условно делится на три периода обучения: 1 период — сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период — декабрь, январь, февраль; 3 период — март, апрель, май. Четыре недели в году (в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня речевого развития детей.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов образовательного процесса.

Структура коррекционно-развивающего процесса в группе компенсирующей направленности в течение дня состоит из трех блоков: 1) первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей;

2) второй блок (продолжительность с 9.00 до 11. 00 часов) представляет собой образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий;

3) третий блок (продолжительность с 15. 30 до 19. 00 часов): коррекционно-развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в старшей группе компенсирующей направленности представлен в следующей таблице:

Возраст Продолжительность коррекционно-развивающего занятия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня
С 5 до 6 25 минут фронтальное, подгрупповое занятие,
15 минут индивидуальное занятие,
30 минут интегрированное занятие.
В первой половине дня — 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом)
Во второй половине дня — 25-30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда).

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультурную минутку. Перерывы между каждыми коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.

Коррекционно-развивающая деятельность регламентируется требованиями САНПиНа и не должна превышать рекомендованную недельную нагрузку.

Образовательная область. Направление деятельностиКоличество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы1
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность2
Познавательное развитие. Развитие математических представлений2
Художественно эстетическое развитие. Рисование1
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация1
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие2
Физическое развитие. Физическая культура3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом4
Индивидуальные занятия с логопедом3
Индивидуальное занятие с воспитателем2

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предусматривает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

При организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-развивающей работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В работе с детьми педагоги используют наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: логопедические физкультминутки; подвижные игры и пальчиковая гимнастика; индивидуальная работа; рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Поскольку коррекционное направление работы является приоритетным, все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Организация коррекционно-развивающей деятельности в группе компенсирующей направленности предполагает и привлечение родителей. Через систему методических рекомендаций родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях и в письменной форме в специальных тетрадях.

Методические рекомендации помогают родителям организовать совместную игровую деятельность с ребенком дома. Домашние задания в тетрадях подобраны в соответствии с лексическими темами и требованиями программы.

Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Речевая газета», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

При организации коррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать требования к предметно-развивающей среде в группе.

Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволит детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

В старшей группе компенсирующей направленности необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Выводы

Разработка и утверждение программы организации коррекционно-развивающей деятельности относится к компетенции образовательной организации. Программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности.

Методические рекомендации по реализации программы коррекционно-развивающей деятельности позволяют применить оптимальные методы планирования и организации коррекционно-развивающего процесса и повысить качества образовательной деятельности в ДОУ.

Просмотров: 459
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Город Мастеров»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Дикие и домашние животные»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Мебель, посуда»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Овощи – фрукты»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Одежда, обувь»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Улица, город, транспорт»
  • Зыкова Н. В. Методическая разработка ООД коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Витаминки»
  • Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
  • Стромилова Н.С. Камелина Н.В.. «Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»
  • Шайхулисламова Зарина Зуфаровна, Гимаева Рима Флюровна. Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и инструктора физической культуре по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Особенности организации комплексных занятий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
  • Мигунова Татьяна Валерьевна. Конспект коррекционно – развивающего занятия с использование ИКТ в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Лексическая тема «Осень» «В гостях у Лесовичка»
  • Сапарова Елена Николаевна. Перспективно — тематический план коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе комбинированной направленности с детьми с ОВЗ
  • Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Абашева Любовь Васильевна. Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с родителями и детьми старшей группы «Прогулка в осенний лес»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Шевченко Татьяна Павловна. Методическая разработка «Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности»
  • Ольга Соколова. Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности по логоритмике в старшей группе
  • Фролова Наталия Петровна. Календарно - тематическое недельное планирование коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Бояркина Елена Тихоновна. Конспект фронтальной коррекционно – развивающей образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Прогулка в осенний лес».
  • Холоша Лилия Дмитриевна. Консультация для педагогов «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия в системе работы группы компенсирующей направленности»
  • Кучерова Инесса Геннадьевна. Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя логопеда
  • Л.В. Скрипник О.В. Катаева. Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «группы риска» «Мир профессий»
  • Зинаида Михайловна Гарага. Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь