Цель: Активизация словаря по лексической теме: «Осень» (с использованием ИКТ).
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить представления об осени и ее приметах
- сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период
- совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования
- подбор слов- определений, слов- антонимов
- расширение глагольного словаря
- совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображении
- формировать навыки составления короткого описательного рассказа с использованием мнемотаблиц.
Коррекционно – развивающие:
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия
- развитие мимической моторики, эмоционально – волевой сферы через использование элементов психогимнастики
- развивать длительность вдоха и плавность выдоха
- развивать тонкую (самомассаж) и общую моторику, координацию речи с движением
- развитие воображения.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и с педагогом
- развивать творческое воображение и внимание через художественное слово и музыку.
Интеграция областей:
«Речевое развитие»
«Социально – коммуникативное»
«Познавательное»
«Художественно – эстетическое»
«Физическое»
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация по теме, игры и игровые упражнения, корзина с шишками, разноцветные листья, мяч.
Методы и приемы:
- игровые
- наглядные
- демонстрационные
- словесные
- практические
Образовательная деятельность:
Вводная часть.
1. Оргмомент.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» ( «Октябрь»).
Логопед читает стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем расписной»
Основная часть.
1. Объявление темы.
- Ребята, вы догадались о каком времени года мы будем говорить? (Об осени).
- Правильно.
2. Беседа по теме.
- Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три).
- Назовите их (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А знаете ли вы, что в старину сентябрь называли рябинником, потому что появлялась рябина. Октябрь – листопадником, потому что листья опадают. Ноябрь — зимник, так как становится холодно как зимой.
Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (Хотим).
- Это сделать очень легко. Надо только произнести волшебные слова:
Хлопни – топни – повернись
И в лесочке очутись.
(Дети говорят и выполняют действия)
Включается проектор (слайд 1- осенний лес)
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? (Ответы детей).
- Почему вы так думаете? (Ответы детей).
1. Игра «Золотая осень».
- Ребята, я буду начинать предложения, а вы их заканчивать словами: золотая осень.
В лес пришла (что?) – золотая осень.
Еще недавно в лесу не было (чего?) -……
Мы радуемся (чему?) — …
- Молодцы. А какие деревья растут в нашем лесу? (Елки, березы, …)
- Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то как он называется? (Смешанный)
2. Психогимнастика.
Друг друга за руки возьмем,
По лесочку мы пойдем,
По лесочку мы шли,
На поляночку пришли.
(Дети «змейкой» друг за другом выходят на ковер).
- Ребята, давайте представим, что мы с вами осенние листочки с разных деревьев и у них совершенно разное настроение. Давайте покажем друг другу какое у нас настроение:
- Листочки сердятся, что их сорвал ветер
- Кто- то задумался, когда увидел птичку на ветке
- Вот они загрустили об ушедшем лете
- А теперь листочки веселятся и радуются, что наступила осень.
- Молодцы! Вы замечательно передали эмоции осенних листьев.
3. Дыхательная гимнастика «Аромат осеннего леса».
- Ребята, а вы знаете как пахнет осенний лес? Он пахнет свежестью, сухими листьями. Давайте подышим его ароматам.
Логопед вместе с детьми делают глубокий вдох носом (не поднимая плеч), выдыхают плавно через рот (несколько раз).
Логопед держит в руках букет из сухих листьев, дети стоят вокруг.
- Мы с вами подышали ароматом осеннего леса. А как называется явление, когда падают листья? (Листопад).
- Сейчас мы превратимся в легкий ветерок и покажем как он дует. Встанем прямо, возьмем по листочку, положим его на ладонь, поднесем к губам, сделаем глубокий вдох носом, вытянем губы «трубочкой» и подуем на листочек. (Дуют). Вот такой листопад получился.
- Мы подышали ароматом леса, увидели листопад, а теперь предлагаю продолжить нашу прогулку.
Друг друга за руки возьмем
По лесочку мы пойдем,
По лесочку мы шли
На другую полянку пришли.
(Слайд 2. Интерактивная игра 4. «Угадай с какого дерева листочек»)
- Предлагаю вам поиграть на этой полянке. (Отгадывают деревья и листья).
- Хотите еще поиграть? (Да)
5. Игра «Осенние слова»
Ключевые слова: осень, листья, день, настроение.
Осень (какая?) – золотая, ранняя, поздняя, дождливая, холодная, щедрая……
Листья (какие?) – пестрые, красивые, желтые, багряные, резные, пурпурные……
Настроение (какое?) – веселое, грустное, радостное, праздничное, печальное……
День (какой?) – холодный, теплый, пасмурный, печальный, дождливый, унылый, солнечный…
- Продолжаем играть? (Да).
6. Игра «Что осенью бывает?»
- Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью идет, моросит.
- Урожай осенью (что делают?) – Урожай осенью убирают, собирают.
- Деревья осенью (что делают?) – Деревья осенью сбрасывают листву.
- Звери осенью (что делают?) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубку, впадают в спячку.
- Птицы осенью (что делают?) – Птицы осенью улетают на юг.
- Листья осенью (что делают?) – Листья осенью опадают.
7. Самомассаж.
- Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы. Пройдем на полянку (Дети друг за другом проходят на ковер. Берут в руки шишки.)
Шишку я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю. (Выполняют действия).
8. Игра «Наоборот» (с мячом или шишками).
- Осень ранняя (поздняя)
- Дерево высокое (низкое)
- Урожай богатый (бедный)
- Лист широкий (узкий)
- Желуди легкие, шишки… (тяжелые)
- У ели иголки короткие, а у сосны… (длинные).
(Слайд 3)
9. Игра «Что лишнее»
Динамическая пауза «Листики осенние»
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Ветер дунул, полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
10. Игра «Один – много»
- На этой полянке мы сыграем в игру «Один – много» (с мячом).
- Наступил осенний день – наступили осенние дни
- Плывет темная туча – плывут темные тучи
- Стоит большое дерево — …
- Идет холодный дождь — …
- Дует сильный ветер — …
- Летит птичья стая — …
- За ручки возьмемся на другую полянку переберемся.
(Слайд 4)
11. Игра «Что перепутал художник?»
Дети рассматривают картинку на экране.
- Правильно художник изобразил нам осень? (Нет).
- Скажите, что нарисовано не правильно.
(Осенью не растут ромашки. Осенью не летают бабочки. Осенью не купаются.)
- Молодцы! Вы очень наблюдательны! И вы очень хорошо знаете признаки осени. Поэтому волшебный лес хочет послушать ваш рассказ про осень, а он вам поможет…
(Слайд 5. Мнемотаблица,)
Дети рассматривают таблицу и составляют небольшой рассказ про осень.
Заключительная часть.
Итог.
- Ребята, наступила пора возвращаться домой. Подойдите ко мне, пожалуйста. Давайте вспомним, где мы сегодня гуляли? (В осеннем лесу).
- Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке? (Ответы детей).
Посмотрите, какой красивый букет из листьев приготовила вам Осень. Она начала раскрашивать листья в разные цвета, но не успела закончить работу. Давайте ей поможем. Другую сторону вы раскрасите сами разноцветными красками. А теперь мы скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес,
Не забудем мы чудес.
Ты скорее повернись –
Снова в группе очутись.
(Выключается проектор).
- Вот мы и снова в нашем саду.
|