Взаимодействие с родителями в детском саду.
Авторы-составители: Войтюк Н.Г. Загжевская Т.Н.
Описание: Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивает воображение, учит проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. Позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Скачать конспект
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Предлагаем педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования «Отпечаток листьев на бумаге».
Материал ориентирован на детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) и может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: Знакомство детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьев на бумаге».
Задачи:
1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов.
- продолжать знакомить детей с жанром живописи "пейзаж", продолжать знакомство с основами изобразительной грамоты (цвет, композиционный центр — его важнейшая функция привлекать внимание зрителя, доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, акцент – прием подчеркивания линией, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя)
- расширять знания детей об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и различных способах создания изображений рисунка
- учить детей использовать в рисовании нетрадиционную технику «Отпечаток листьев на бумаге»
- знакомить детей с березой (рассказать об этом дереве, его месте в природе, об использовании березы человеком)
2. Развитие внимания, памяти, образного мышления, речи детей, умения поддерживать беседу; мелкой моторики, тактильных опущений. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки между детьми и родителями.
3. Воспитание нравственных и эстетических чувств у детей и родителей:
- любви к родному краю и природе, бережного отношения к ней
- чувства прекрасного
- воспитать в детях желание доводить работу до конца, интерес в получении изображения, положительных эмоций от результата изобразительной деятельности
- привлекать родителей к активному взаимодействию со своими детьми и с детским коллективом.
Материалы: натуральные листья березы (не засохшие), бумага для рисования формата А3, А4, непроливашки (баночки с водой), гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, салфетки для рук и кистей.
Оборудование и дидактический материал:
фотографии и репродукции картин русских художников с изображением берез (И. И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабарь «Иней», «Февральская лазурь» и др.;
натуральные экспонаты для рассмотрения (кора березовая, лучина, береста,
фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковский;
телевизор, музыкальный центр.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
У воспитателя на столе стоит закрытая коробка с осенними листьями.
Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей коробке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:
Растут-зеленеют, Упадут-пожелтеют, Полежат-почернеют. Правильно, это листья.
РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ДЕТЬМИ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ.
Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи?
А как вы думаете, с какого они дерева?
Это березовые листья.
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ О БЕРЕЗЕ.
Друзья, а что вы знаете о березе?
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О БЕРЕЗЕ.
А вы знаете, что береза является неофициальным символом нашей страны? В старину Россию называли по-другому. Русь. Русь – значит светлое место. Жили на Руси люди со светлыми волосами, голубыми глазами. И они очень любили это светлое дерево – белоствольную красавицу-березу.
Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов.
Весной березы сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой коры, она белеет, становится гладкой и шелковистой.
Кто знает, как называется кора березы? Береста.
Дети и родители рассматривают кусочки бересты, называют признаки и особенности.
На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а сам белый цвет не дает ему нагреваться.
Особенно красивы березы во время цветения в мае.
На кончиках березовых ветвей одновременно с листьями появляются длинные сережки – это такие крупнее соцветия. На одних деревьях они желтые, а на других – зеленоватые.
Ветер подхватывает золотую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые.
Воспитатель показывает изображение молодых листочков и березовых сережек.
Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках, вырубках. А еще это первое дерево, которое вырастает на пепелище после лесного пожара. Растет оно очень быстро, поэтому и зовут его лесоводы «гонким» деревом.
Живет береза 150 – 180 лет.
Русская береза хороша в любое время года!
Это замечали русские поэты, художники, фотографы, которые запечатлели всю эту красоту для нас с вами.
Давайте просто полюбуемся всей этой красотой!
РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ФОТОГРАФИЙ (на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).
Давайте просто полюбуемся всей этой красотой!
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ СЛОВО».
С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль.
И за это ее свойство люди тоже березу почитали.
Подойдите и вы к березке, скажите о ней добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая…).
ФИЗМИНУТКА «МЫ БЕРЕЗКУ ПОСАДИЛИ» (на фоне русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде…»).
Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за партой.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (или сообщение одного или нескольких родителей) О ПОЛЬЗЕ БЕРЕЗЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И В НАШИ ДНИ.
Есть такая загадка:
Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: От тьмы – свет, разбитому – связь, Больному – здоровье,
И людям некопаный колодец.
И снова такие замечательные слова о нашей березке.
Какую же пользу она приносит людям?
Свой рассказ воспитатель (родитель) сопровождает показом и рассматриванием предметов.
В старину, когда еще не было электричества, в деревнях женщины занимались рукоделием (пряли, ткали, шили, вышивали) при свете БЕРЕЗОВОЙ ЛУЧИНЫ.
Крестьяне разбитые вещи связывали гибкой и прочной БЕРЕСТОЙ.
В те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди ПИСАЛИ НА БЕРЕСТЕ. Ее варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон (ровняли). Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками – «писалами». Такие древние письмена называли БЕРЕСТЯНЫМИ ГРАМОТАМИ. Они хорошо хранились, потому что береста не подвержена гниению в земле и даже в воде.
Издавна из бересты плели ЛУКОШКИ И ТУЕСКИ для грибов и ягод, делали берестяные рожки на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.
В БЕРЕЗОВОЙ ПОСУДЕ очень хорошо хранились продукты: долго не кисло молоко, квас оставался долгое время свежим, холодным.
БЕЕЗОВЫМИ дровами, как и сейчас, топили печи.
УГОЛЬ березовый использовали для очистки воды и приготовления пищи на углях.
Из БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ, ПОЧЕК, БЕРЕСТЫ и сейчас готовят лекарственные настои, отвары, мази, которые помогают при различных заболеваниях кожи, желудка, печени, неврозах, малокровии, от отеков, пролежней, как потогонное средство, а так же для укрепления и роста волос.
Из МОЛОДЫХ ЛИСТЬЕВ весной готовили витаминный напиток.
МОЛОДЫЕ ЛИСТЬЯ березы широко применяли не только в лечебных, но и в кулинарных целях — из них готовили супы, салаты, запеканки, их квасили и мариновали, добавляли как приправу к первым и вторым блюдам. Листья придают легкую горчинку и пряный аромат кушаньям, а также приносят пользу здоровью.
БЕРЕЗОВЫМИ ВЕНИЧКАМИ парятся в бане – хворь выгоняют при ревматизме, простудах.
Весной собирали БЕРЕЗОВЫЙ СОК для лечения авитаминоза, малокровия, туберкулеза, фурункулеза, ангины, экземы – вот и некопаный колодец. Настоящая кладовая здоровья!
А еще из БЕРЕСТЫ делали БЕРЕЗОВЫЙ ДЕГОТЬ для лечения гнойных ран, ожогов, для лечения кожных болезней, от перхоти.
ЗОЛУ БЕРЕЗОВУЮ замачивали в воде – делали ЩЕЛОК. Им мылись, стирали и отбеливали белье.
Еще БЕРЕЗОВОЙ ЗОЛОЙ чистили зубы, удобряли огороды.
И до сих пор береза верно служит людям!
Правда, замечательное дерево!
Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю!
Мы прошли по нашему парку и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой коробке у нас на столе.
Для чего же они могут нам пригодиться?
Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования, которая позволяет получить интересную фактуру изображения. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Это отпечатки листьев на бумаге.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья рисовать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. ( «шагаем» по столу пальчиками)
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (сопровождается показом, разъяснением каждого этапа).
А вернее, мы будем рисовать не листья, а листьями. Точнее, в технике отпечатков листьев на бумаге.
Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.
Этап 1. Сначала осенние листья деревьев или кустарников собирают вместе с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.
Этап 2. Затем придумывают сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что нужно будет дорисовать, чтобы оживить картину?
На бумаге выкладывают «эскиз» из листьев — будущий сюжет. Можно что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.
В нашем случае это будет белоствольная красавица-березка.
Рисуем ствол, ветки, намечаем, как будут расположены на них листья. Так как мы рисуем осеннее дерево, то некоторые листья можно изобразить в падении, другие уже лежащими на земле.
Этап 3. Начинаем на фоне творить — создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге». Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью. Это может быть небо, земля под деревом, дальний лес и т.д.
Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.
Для этого:
— Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.
Краска должна быть густой.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.
— Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.
— Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.
— Шаг 4. Прорисовываем четко ствол и ветви березы, дополняем получившееся изображение деталями.
Наша картина готова. А в нашем осеннем лесу появилось первое нарисованное дерево!
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (по подгруппам; с каждым родителем работает по 3 – 4 ребенка).
ВЫСТАВКА ГОТОВЫХ РАБОТ.
Воспитатель с детьми и родителями вывешивает готовые работы на заранее подготовленный демонстрационный стенд.
Напоминает об использованной технике рисования.
(Какую технику рисования мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту природы? Понравилось ли вам рисовать отпечатками листьев?)
Приглашает родителей принимать участие и в других мастер-классах.
ЗАВЕРШЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА.
Взрослые и дети наводят порядок на рабочих местах, убирают инструменты и материалы.
Лето кончилось и, вот, Осень золотая Нас встречает у ворот, С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты, Расписала кистью: В бронзу, золото и медь, Превратила листья.
Дождь холодный моросит, Листья опадают, Осень золотым ковром Землю укрывает.
|