- Старший воспитатель МАДОУ «Золотая рыбка» — Стромилова Н.С.
- Учитель – логопед МАДОУ «Золотая рыбка» — Камелина Н.В.
В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными ГосударственнымиОбразовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:
- обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения детей в школе
- осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)
Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.
Скачать конспект
Система коррекционно-развиваюшей работы в нашем Учреждении построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии речи детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.
Система коррекционной работы в ДОУ складывается из:
- Медицинской помощи — обследование специалистами детской больницы (невролог, оталоринголог, ортодонт, хирург и др.), медикаментозное, лечебно-профилактическое и физиотерапевтическое лечение, массаж.
- Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.
- Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.
- Коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций (создание индивидуального маршрута развития) по оказанию коррекционной помощи в условиях детского сада.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию речи в условиях ДОУ.
Консультационная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и индивидуальными образовательными маршрутами воспитанников должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно с учителем-логопедом, следуя инструкциям, которые им дают. Работу с семьей выстраиваем на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).
Взаимодействие с воспитателями:
В нашем дошкольном учреждении логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
- Взаимопосещения занятий.
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
- Заседания “Логопедической гостиной”.
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, различные речевые игры; логопедический самомассаж артикуляционных мышц, артикуляционная гимнастика
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
Как говорят: «Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций. Для достижения этих задач в занятия включена логоритмика.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие с педагогом-психологом:
Механизм реализации корекционно-развивающей работы основывается на взаимодействии специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнёрство.
Координирующая роль в реализации работы принадлежит учителю-логопеду и педагогу-психологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребёнка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведётся воспитание личности ребёнка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.
Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новых педагогических технологий в области управления дошкольным образовательным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Результаты, полученные в ходе контроля, являются основой для принятия управленческих решений.
В управленческой деятельности Учреждения, имеющим группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используются методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, хронометраж (измерение педагогического процесса во времени), изучение документации (календарно-тематических планов, индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, рабочих программ, дневники наблюдений за социализацией детей, детские работы и т. д.).
Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого дошкольного образовательного учреждения, наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля по следующим направлениям:
- Оснащение группы и логопедического кабинета.
- Ведение обязательной документации педагогами и специалистами ДОУ.
- Коррекционная работа с детьми:
- индивидуальная.
4. Мониторинг индивидуальных достижений воспитанников
5. Работа учителя – логопеда с воспитателями / специалистами.
6. Работа с родителями по направлению коррекционной деятельности.
В этом учебном году контроль будет направлен на:
- оценку полученного результата;
- принятие мер по корректировке существенных отклонений от плана организации образовательного процесса либо корректировке самого плана.
Для обеспечения выполнения плана мероприятий, направленных на организацию коррекционно — образовательного процесса, мы используем различные карты контроля, часть карт мы разработали сами, исходя из функциональных обязанностей воспитателей групп компенсирующей направленности и специалистов ДОУ.
Контроль за работой учителя – логопеда ведётся по следующим направлениям:
Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы индивидуальных занятий, перспективный план работы на год, речевые карты, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).
Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношений).
Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика речевого развития детей, диагностика детей подготовительной группы в конце учебного года, обследование детей по запросам воспитателей и родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования речи детей, посещение занятий воспитателей).
Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам логопедического обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)
Оснащение кабинета: (методическая литература, картотека по лексическим темам и на отработку звуков, дидактические игры и пособия, компьютерные игры и упражнения, пополнение и обновление кабинета).
Контроль за работой воспитателя группы компенсирующей направленности проводится по 2 направлениям работы:
- коррекционно – развивающее направление
- воспитательно – образовательное направление
Исходя из задач первого направления работы воспитателя в группе компенсирующей направленности на постоянном контроле заведующего, старшего воспитателя и учителя – логопеда, следующее:
- Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики воспитанников
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
- Целенаправленная активизация отработанной лексики
- Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
- Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях
- Формирование навыков чтения и письма
- Своевременное и систематическое выполнение рекомендаций учителя – логопеда
- Проведение логопедических пятиминуток
- Индивидуальная работа с воспитанниками
Контроль за работой педагога – психолога по коррекционно – развивающему направлению так же организуем по блокам:
Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы коррекционно – развивающей и профилактической работы с воспитанниками, журнал работы с родителями, журнал диагностического обследования, перспективный план работы на год, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).
Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по показаниям)
Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика психо-эмоционального климата, диагностика готовности детей к обучению в школе, обследование детей по запросам и с согласия родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования детей, посещение и сопровождение занятий воспитателей).
Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)
Оснащение кабинета: (методическая литература и диагностические материалы, дидактические пособия и оборудование, пополнение и обновление кабинета).
Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий музыкальным руководителем организуется по направлениям:
Содержание коррекционной работы
|
Формы коррекционной работы
|
Развитие мелкой моторики
|
Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо.
Пальчиковые игры.
|
Развитие мимики
|
Развитие выразительности в пении и танце
|
Развитие речевого дыхания
|
Использование музыкальных духовых инструментов.
Распевки.
Упражнения на дыхание в танце.
|
Развитие голоса
|
Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.
|
Развитие фонематического слуха
|
Использование попевок.
Хоровое и индивидуальное пение.
Музыкально-ритмические движения.
|
Развитие артикуляции
|
Разучивание и пение песен.
Пение песен со звукоподражанием
|
Развитие грамматического строя речи
|
Разучивание текстов песен.
Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.
|
Развитие словаря
|
Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.
|
Развитие диалогической речи
|
Драматизация. Кукольный театр
Музыкальные спектакли.
|
Развитие монологической речи
|
Разучивание текстов песен
|
Развитие коммуникативных навыков
|
Участие детей в музыкальных представлениях.
|
Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий инструктора по физическому развитию организуется по направлениям:
• Коррекционно – физкультурная работа на занятиях
• Коррекционно – физкультурная работа в совместной деятельности
• Индивидуальная работа с воспитанниками
Оценивается организация следующих форм работы с детьми группы компенсирующей направленности:
• Коррекция дыхания
• Развитие мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица
• Коррекционные упражнения (для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки)
• Игровые упражнения (самостоятельные игры или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами)
• Массаж, самомассаж
В процессе контроля используем такие методы, как изучение документации воспитателя и специалиста, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.
Главными задачами регулирования хода организации коррекционно-развивающей работы являются:
- создание условий, обеспечивающих реализацию коррекционно-развивающих программ как целостной системы;
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей группы компенсирующей направленности;
- создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности педагога, организующего систему коррекционно-развивающей работы с детьми.
Особенность контроля в условиях коррекционно-развивающей работой состоит в его оценочной функции — направленности на личность педагога. Если это молодой педагог, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это педагог со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в ДОУ.
Чтобы профилактика и коррекция нарушений речи у детей была достаточно эффективной необходимо организовать комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с раннего логопедического обследования детей. По результатам данного обследования, дети направляются на городскую ПМПК и по итогам заседания комиссии, дети зачисляются в группу компенсирующей направленности.
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи мы поставили перед собой в этом учебном году.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:
- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
Работа с детьми раннего возраста позволяет в дальнейшем максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.
Таким образом система работы по комплексному всестороннему воздействию начиная с раннего возраста на детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду создает условия для успешного выпуска детей подготовительной логопедической группы с 100 % чистой речью.
|