Стромилова Н.С. Камелина Н.В.. «Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»

«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»

  • Старший воспитатель МАДОУ «Золотая рыбка» — Стромилова Н.С.
  • Учитель – логопед МАДОУ «Золотая рыбка» — Камелина Н.В.

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными ГосударственнымиОбразовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения детей в школе
  • осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)

Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

 

Скачать конспект

Система коррекционно-развиваюшей работы в нашем Учреждении построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии речи детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

Система коррекционной работы в ДОУ складывается из:

  • Медицинской помощи — обследование специалистами детской больницы (невролог, оталоринголог, ортодонт, хирург и др.), медикаментозное, лечебно-профилактическое и физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.
  • Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.
  • Коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций (создание индивидуального маршрута развития) по оказанию коррекционной помощи в условиях детского сада.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию речи в условиях ДОУ.

Консультационная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и индивидуальными образовательными маршрутами воспитанников должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно с учителем-логопедом, следуя инструкциям, которые им дают. Работу с семьей выстраиваем на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Взаимодействие с воспитателями:

В нашем дошкольном учреждении логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

  • Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
  • Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
  • Взаимопосещения занятий.
  • Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
  • Заседания “Логопедической гостиной”.
  • Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, различные речевые игры; логопедический самомассаж артикуляционных мышц, артикуляционная гимнастика

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Как говорят: «Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций. Для достижения этих задач в занятия включена логоритмика.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с педагогом-психологом:

Механизм реализации корекционно-развивающей работы основывается на взаимодействии специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнёрство.

Координирующая роль в реализации работы принадлежит учителю-логопеду и педагогу-психологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребёнка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведётся воспитание личности ребёнка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новых педагогических технологий в области управления дошкольным образовательным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Результаты, полученные в ходе контроля, являются основой для принятия управленческих решений.

В управленческой деятельности Учреждения, имеющим группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используются методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, хронометраж (измерение педагогического процесса во времени), изучение документации (календарно-тематических планов, индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, рабочих программ, дневники наблюдений за социализацией детей, детские работы и т. д.).

Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого дошкольного образовательного учреждения, наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля по следующим направлениям:

  1. Оснащение группы и логопедического кабинета.
  2. Ведение обязательной документации педагогами и специалистами ДОУ.
  3. Коррекционная работа с детьми:
  • фронтальная

- индивидуальная.

4. Мониторинг индивидуальных достижений воспитанников

5. Работа учителя – логопеда с воспитателями / специалистами.

6. Работа с родителями по направлению коррекционной деятельности.

В этом учебном году контроль будет направлен на:

  • оценку полученного результата;
  • принятие мер по корректировке существенных отклонений от плана организации образовательного процесса либо корректировке самого плана.

Для обеспечения выполнения плана мероприятий, направленных на организацию коррекционно — образовательного процесса, мы используем различные карты контроля, часть карт мы разработали сами, исходя из функциональных обязанностей воспитателей групп компенсирующей направленности и специалистов ДОУ.

Контроль за работой учителя – логопеда ведётся по следующим направлениям:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы индивидуальных занятий, перспективный план работы на год, речевые карты, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношений).

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика речевого развития детей, диагностика детей подготовительной группы в конце учебного года, обследование детей по запросам воспитателей и родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования речи детей, посещение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам логопедического обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература, картотека по лексическим темам и на отработку звуков, дидактические игры и пособия, компьютерные игры и упражнения, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за работой воспитателя группы компенсирующей направленности проводится по 2 направлениям работы:

  1. коррекционно – развивающее направление
  2. воспитательно – образовательное направление

Исходя из задач первого направления работы воспитателя в группе компенсирующей направленности на постоянном контроле заведующего, старшего воспитателя и учителя – логопеда, следующее:

  • Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики воспитанников
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики
  • Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
  • Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях
  • Формирование навыков чтения и письма
  • Своевременное и систематическое выполнение рекомендаций учителя – логопеда
  • Проведение логопедических пятиминуток
  • Индивидуальная работа с воспитанниками

Контроль за работой педагога – психолога по коррекционно – развивающему направлению так же организуем по блокам:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы коррекционно – развивающей и профилактической работы с воспитанниками, журнал работы с родителями, журнал диагностического обследования, перспективный план работы на год, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по показаниям)

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика психо-эмоционального климата, диагностика готовности детей к обучению в школе, обследование детей по запросам и с согласия родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования детей, посещение и сопровождение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература и диагностические материалы, дидактические пособия и оборудование, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий музыкальным руководителем организуется по направлениям:

Содержание коррекционной работы

Формы коррекционной работы

Развитие мелкой моторики

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.

Пальчиковые игры.

Развитие мимики

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Разучивание текстов песен.

Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Драматизация.
Кукольный театр

Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Участие детей в музыкальных представлениях.

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий инструктора по физическому развитию организуется по направлениям:

• Коррекционно – физкультурная работа на занятиях

• Коррекционно – физкультурная работа в совместной деятельности

• Индивидуальная работа с воспитанниками

Оценивается организация следующих форм работы с детьми группы компенсирующей направленности:

•        Коррекция дыхания

•        Развитие мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица

•        Коррекционные упражнения (для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки)

•        Игровые упражнения (самостоятельные игры или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами)

•        Массаж, самомассаж

В процессе контроля используем такие методы, как изучение документации воспитателя и специалиста, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

Главными задачами регулирования хода организации коррекционно-развивающей работы являются:

  • создание условий, обеспечивающих реализацию коррекционно-развивающих программ как целостной системы;
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей группы компенсирующей направленности;
  • создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности педагога, организующего систему коррекционно-развивающей работы с детьми.

Особенность контроля в условиях коррекционно-развивающей работой состоит в его оценочной функции — направленности на личность педагога. Если это молодой педагог, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это педагог со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в ДОУ.

Чтобы профилактика и коррекция нарушений речи у детей была достаточно эффективной необходимо организовать комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с раннего логопедического обследования детей. По результатам данного обследования, дети направляются на городскую ПМПК и по итогам заседания комиссии, дети зачисляются в группу компенсирующей направленности.

 В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи мы  поставили перед собой в этом учебном году.

       Основными направлениями коррекционно-логопедической работы  с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

   - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

       Работа с детьми раннего возраста позволяет  в дальнейшем  максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Таким образом система работы по комплексному всестороннему воздействию начиная с раннего возраста на детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду создает условия для успешного выпуска детей подготовительной логопедической группы с 100 % чистой речью.

Просмотров: 340
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Холоша Лилия Дмитриевна. Консультация для педагогов «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия в системе работы группы компенсирующей направленности»
  • Сапарова Елена Николаевна. Перспективно — тематический план коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе комбинированной направленности с детьми с ОВЗ
  • Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
  • Свидлер Яна Валериевна. Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Иншина Лариса Викторовна. «Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
  • Фролова Наталия Петровна. Календарно - тематическое недельное планирование коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности
  • Юлия Василенко. Проект: Коррекционно-образовательная работа по устранению речевых недостатков у детей в домашних условиях
  • Мамасуева Ю.Н., Железнякова М.А.. Организация коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми. Нормализация межполушарной асимметрии.
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Сорокина Анастасия Александровна. «Нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ»
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Шайхулисламова Зарина Зуфаровна, Гимаева Рима Флюровна. Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и инструктора физической культуре по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Богомолов Павел Александрович. Детский аутизм. Обобщение опыта коррекционно — развивающей работы
  • Зинаида Михайловна Гарага. Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
  • Бессонова Людмила Александровна, Архипова Жанна Николаевна, Зайцева Марина Александровна. Сказка как средство коррекционно-развивающей работы по формированию положительных моделей поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.
  • Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Карпова Ольга Николаевна. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ
  • Рыжанкова Светлана Викторовна. Конспект занятия кружковой работы «Песочная страна» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Песочная анимация»
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Котова Т. Котова. Итоговое мероприятие по реализация коррекционных обучающих и развивающих задач в совместной деятельности педагогов ДОУ. Тема: «Весна. Дикие животные и их детёныши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь