Мамасуева Ю.Н., Железнякова М.А.. Организация коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми. Нормализация межполушарной асимметрии.

Организация коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми. Нормализация межполушарной асимметрии.

Подготовили:

  • Педагог-психолог: Мамасуева Ю.Н.
  • Старший воспитатель: Железнякова М.А.

В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей, имеющих такой профиль латеральной организации мозга, как левошество, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких дошкольников приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

 

В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ дошкольного и школьного обучения.

По оценкам А.В. Семенович (1991), 70% детей, испытывающих трудности в обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соответствуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении дошкольников. Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет), для них недостаточно его словесное описание.

Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений, инструкций. Действительно, левше требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде.

Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода развития ребенка.

Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка.

Почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении левшей. Поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как воспитателей, так и родителей.

Если ребенок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, родителям следует посоветоваться, как лучше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с трудом переносят нормальную учебную нагрузку. Это объясняется чрезмерной степенью их сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные задания. Их ни в коем случае нельзя торопить, спешка приведет к большому количеству ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
  3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
  5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • зрительно – моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно – образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

При организации воспитателями развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального состояния, не провоцировать фиксацию на леворукости, создавать благоприятные условия для проявления и развития его инди-видуальности. Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.

При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:

  • если ребенок долго не может определить правую — левую руку – наденьте на левую руку браслет или часики
  • в работе по развитию пространственной ориентировки, рука с часиками или браслетом будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Выкладывать узор из мозаики или складывать кубики надо слева направо, так же, как ребенок будет писать и читать
  • занятия декоративным рисованием и аппликацией позволят закрепить навык выкладывания ряда и чередования элементов
  • можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, банка), украшая их семечками овощей или фруктов в определенной последовательности (слева – направо), ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
  • занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов важно следить за лево-правосторонним направлением ряда.
  • можно проводить зрительный диктант с геометрическими фигурами, картинками:

а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);

б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот

ряд из предложенного материала:

г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.

  • при раскладывании и составлении рассказа по серии сюжетных картинок соблюдается лево-правостороннее направление
  • начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо принять меры по преодолению зеркальности: при выполнении письменных заданий, фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки
  • на начальном этапе работы необходимо заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательную игру, не забывая о том, что от игровой деятельности ребенок перейдет к учебной деятельности. Формирование положительных эмоций по отношению к учебе является шагом становления личности ребенка, основой познавательной активности.

При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

Просмотров: 403
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
  • Нежейко Яна. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Таловская Наталья Николаевна. Консультация 'Новые технологии работы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста'
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Хохлова Наталья Анатольевна. Педагогическая идея «Использование сказочных персонажей и театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
  • Цисавий Елена Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Мутовина Виктория Александровна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Беставашвили Алла Владимировна. Роль режимных моментов в воспитании и обучении детей с ОВЗ
  • Маева Елена Евгеньевна. «Использование нетрадиционной техники рисования в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности»
  • Евдокимова Юлия Юрьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Балашова Вероника Юрьевна. Преодоление трудностей в обучении навыкам чтения у детей с речевыми нарушениями
  • Римская Т.Н., Шнитко Е.В.. Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Семинар-практикум «Роль развивающих игр в обучении детей — дошкольников»
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Бережнова Екатерина Николаевна. Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
  • Рузанова Людмила Владимировна. Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста
  • Канаева Жанна Борисовна. «Индивидуализация работы с детьми при обучении»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Жарикова Олеся Сергеевна. Использование информационных технологий в обучении и воспитании дошкольников
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Горбунова Марина. «Использование нетрадиционных методов работы в обучении дошкольников ЭМП»
  • Каширина Ольга Александровна. Об использовании дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста началам математики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь