Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей



Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей

Особенности эмоциональной сферы леворуких детей

  • Солодовникова Екатерина Сергеевна,
  • Ващенко Наталья Леонидовна

Воспитатели МБДОУ детский сад комбинированного вида № 23 г. Белгород

Актуальность данной проблемы обуславливается неоднозначностью и противоречивостью данных, относящихся к особенностям эмоциональной сферы леворуких детей, а также ограниченной изученностью причин леворукости с позиции социальных, биологических, нравственных аспектов.

 

Уверенность родителей в «особенности», а временами даже «гениальности» своего леворукого ребенка, аналогично, как и восприятие его леворукости как «специфичности», отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка. Излишняя настойчивость в проблемах развития их «гениальности» может привести к неуверенности и беспокойству ребенка из-за невозможности выполнить предъявляемые к нему требования и соответствовать ожиданиям.

Леворукость нельзя считать патологией или недостатком развития, а тем более капризом или упрямством ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» педагоги. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

По мнению российского нейропсихолога А. В. Семенович, леворукость- это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость — результат компенсации, возникает чаще всего в результате родовой травмы и поражения левого полушария головного мозга.

Леворуким детям очень сложно адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей. В отношении латерализации эмоций мнения ученых разделились. Большинством ученых опровергается тот факт, что эмоциональные процессы связаны только с правым полушарием. Некоторые из ученых высказываются за связь положительных эмоций с левым полушарием, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным исследований дети с доминированием левого полушария отличаются его большей активностью и считаются более жизнерадостными, оптимистичными и с большей успешностью решают вербальные тесты, а дети с большей активностью противоположного полушария отличаются депрессивными переживаниями с преобладанием наглядно-образного мышления.

Созревающую личность леворукого ребенка характеризуют разнообразные расстройства сложной системы отношений с окружающим миром и самим собой, которые ведут к отклонению социально-психологических норм в различных сферах общения. Для этих детей характерно болезненное чувство восприятия справедливости: их интересуют вопросы правильности вознаграждения и наказания. Неуверенность в себе является частой проблемой леворуких детей, поэтому большинство этих детей не любят отвечать у доски. Зная правильный ответ, предпочитают не поднимать руку, боясь неудач, ошибок. Психологи советуют, зная эту особенность леворуких детей постоянно давать ребенку установку на успешность, вселять в него уверенность, что он не хуже других, что у него все получится. Ребенок должен постоянно ощущать поддержку, так как леворукие дети очень эмоционально переживают отношение к себе.

Леворуким детям свойственен высокий уровень креативности, развито чувство прекрасного, но им достаточно сложно раскрыть свои таланты в обществе, которое чаще всего относится к ним негативно. Леворукие дети очень часто испытывают непонимание окружающих, которые хотят «изменить» их сущность, заставить быть «как все» — в этом и есть главная проблема. Чтобы решить эту проблему, нужно самим приспособиться к особенностям леворуким и оказать помощь в адаптации «правого мира». Основное внимание нужно уделить именно детям дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит развитие личности ребенка и формирование эмоциональной сферы.

Таллинским практическим психологом И. С. Макарьевым были подчеркнуты такие особенности эмоциональной сферы леворуких детей, как:

  • преобладание таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень самоконтроля, пониженный фон настроения, повышенный уровень тревожности
  • постоянное ощущение себя не таким как все, другим (даже если не плохим, не неловким, не неспособным), а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно. Если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, раздражение, и это повторяется каждый день, появляются микрострессы, которых леворукий ребенок избежать не может. Ежедневные микрострессы ведут к появлению нервно-психических расстройств и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.

Педагогом-практиком Е. И. Николаевой было отмечено, что леворукие дети более эффективно приспосабливаются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где больше вероятность стресса. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха.

Психологом О. В. Аксюта были выделены следующие особенности эмоциональной сферы леворуких детей:

  • леворукие дети- натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, то есть «здесь и сейчас»
  • обладают эмоциональной, богатой интонациями и жестами речью. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая руками, и постепенно переходят почти на крик
  • открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств и внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости
  • с трудом переключается с одного вида деятельности на другой
  • опираются на свои визуальные и тактильные ощущения, чтобы запомнить новую информацию (им важно все потрогать и посмотреть)
  • целостный характер взаимодействия леворуих детей с миром устанавливается чувством единения, особой общности с природой и людьми, чувство «мы»
  • быстро схватывают информацию и успешнее распознают сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди леворуких много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов.

Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы леворуких через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Так, праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, то есть они более пессимистичны.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что леворуким детям свойственна повышенная раздражительность, утомляемость, ранимость, эмоциональная восприимчивость. Они полностью отдаются своим впечатлениям, более обидчивы. Иногда то, что оставило бы праворукого ребенка равнодушным, может надолго обидеть леворукого. Обида же, в свою очередь, провоцирует стрессовую ситуацию, с которой леворукого ребенка необходимо научить справляться с самого раннего детства во избежание более тяжелых последствий.

Просмотров: 339
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Семенцова О.Е. Лескина С.А.. Краткосрочный игровой проект — развитие эмоциональной сферы
  • Владимирова Вероника. Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь