Беставашвили Алла Владимировна. Роль режимных моментов в воспитании и обучении детей с ОВЗ

Роль режимных моментов в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
(Из опыта работы)
Соблюдение режима дня, правильное чередование различных видов деятельности и отдыха, пребывание в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствует полноценному развитию детей, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии, облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.
Рационально построенный и проводимый чётко режим обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей, которое в свою очередь, является существенным условием полноценного физического и психического развития.
Жизнь ребёнка в дошкольном учреждении начинается с утреннего приёма. В этот отрезок времени необходимо поддержать у детей хорошее настроение, желание находиться в коллективе. Чтобы ребёнок «вошёл» в общество сверстников, почувствовал себя в нём уверенно, необходимо чтобы он с первых дней пребывания в группе видел, как доброжелательно встречает педагог родителей и его самого, что воспитатель называет его так, как зовут самые близкие люди (Сашенька, Васенька и т.д.). При приёме детей интересуюсь состоянием ребёнка, как он спал, как прошёл вечер. Во время общения стараюсь создать у детей весёлое, радостное настроение, желание играть и заниматься в группе.
Бывает, что ребёнок тяжело расстаётся с родителями, к таким детям проявляю особое внимание. Отмечаю что-то в костюме ребёнка; спрашиваю его о том, что он видел по дороге в д./у; сообщаю, что его уже «ждёт» понравившаяся игрушка, что он нужен, чтобы полить растения или покормить рыбок. «Посмотрите, как рыбки обрадовались, что Маша пришла, ведь сегодня её очередь кормить рыбок».
Аккуратная одежда, причёска, приветливая улыбка, ласковый тон воспитателя, обращенный и к ребёнку лично, и ко всей группе, создаёт общий положительный настрой. Когда ребёнок не поддаётся на прямую ласку, попытку установить контакт, очень действенна эмоционально-шутливая манера общения: общение с игрушкой или другим ребёнком. Беру в руки мохнатого мишку и от его имени здороваюсь с ребёнком. «Миша, спроси у Коли, почему он такой грустный сегодня. Что случилось? Расскажи мне на ушко». Обычно ребёнок подходит ближе, а потом незаметно для себя включается в общение с педагогом и сверстниками. Игровые приёмы самые увлекательные для детей. Правила, облечённые в форму игры, увлекают детей, и они легко выполняют требуемое. Катя разбросала кукольную одежду по группе. Беру в руки куклу и говорю от её имени: « Ой, кто же разбросал мою одежду, ведь я такая аккуратная. Я сама никогда бы этого не сделала. Теперь моя одежда будет мятая, я буду выглядеть неопрятно». Катя понимает свою ошибку, собирает кукольную одежду, разглаживает её рукой, одевает куклу, играет с ней. Считаю необходимым всегда обосновать свои требования, объяснить ребёнку, почему надо складывать одежду аккуратно.
В нашей группе созданы все условия, обеспечивающие положительное эмоциональное состояние детей: атмосфера доверия, дружелюбия, наличие различных игрушек, сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр для поддержания двигательной активности. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием и после него, после дневного сна, до и после ужина. Выбор игры часто определяется игрушкой, на которой остановилось внимание малыша. Поэтому важно правильно расположить игрушки и игровые зоны. Правильный подбор игрового материала, удобное его расположение, даёт уверенность в том, что любимую куклу, машинку можно взять всегда, а это вызывает у ребёнка стремление проявить доброжелательность к товарищу, радость.
Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Большую роль в воспитании чувств детей играет эмоциональность режимных моментов. При обучении детей культурно-гигиеническим навыкам использую игровые приёмы, художественное слово.
-Дети, пора умываться!
- Зачем?
Ответ воспитателя: «Потому что так надо», конечно правильный, но он формальный. Совсем иначе звучит ответ: «Как зачем? Что бы щёчки горели, что бы глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Дети улыбаются, потешка оставляет след в их душе и потому способствует формированию положительного отношения к этому режимному моменту.
Когда ребёнок начинает понимать шутку, юмор, он воспринимает и такие слова: « Это же пальчик, а не пустышка!» и сразу же исправляется. Максим бегает по группе. « Что это за колобок тут катится? Сейчас я его съем!» Таким образом, не избыток замечаний, одёргиваний, а к месту сказанная шутка является лучшим помощником в работе с детьми. Я стараюсь в своей педагогической работе не использовать наказания, упрёки, так как считаю эти методы не эффективными. Предпочитаю использовать стремление детей быть хорошими. Ребёнку легко равняется на «образец», так как он видит и действует одновременно. Для поддержания хорошего настроения в группе, уверенности в своих силах, важно обращать внимание на хорошие поступки товарищей. «Какой Саша молодец! Он знает, что мы сейчас будем собираться на прогулку, и решил убирать игрушки. Умница!» Похвала вызывает улыбку у Саши, оживление у других детей, желание тоже сделать что-то хорошее, за что тебя похвалят. Дети постепенно начинают убирать игрушки. «И Катя, и Оля и т.д. тоже убирают игрушки. Нет у нас все дети хорошие!»
Приём параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания, наставления. Ребёнка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно ещё и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, содержать в порядке вещи, игрушки, беречь их и т.п. Показ в сочетании с эмоционально-окрашенным словом помогает понять, что от него хотят: «Делай, как я», «Поступай, как твой друг», «Посмотрите, как вы быстро оделись, как я». Эмоциональный контакт педагога и ребёнка, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создаёт необходимые условия для развития активности, уверенности, самостоятельности.
У детей со слабыми навыками самообслуживания могут возникнуть определённые трудности, что приводит к проявлению у него отрицательных эмоций, плохому настроению. Стараюсь прийти на помощь таким детям. У Ильи расстегнулась пуговица. «Ой, посмотри, какая непослушная пуговица у тебя на рукаве. Расстегнулась. Ай-ай-ай. Застегни ее, пожалуйста». Ребёнок стремится быть самостоятельным, старается, застёгивает пуговицу. «Молодец! Ты маленький, да удаленький». Похвала, выраженная поговоркой, несёт особую эмоциональную окраску.
Итак, мы видим, как велика роль режимных моментов в воспитании и обучении ребёнка. Использование шуток, пословиц, игровых приёмов в повседневной жизни создаёт определённый эмоциональный настрой в группе. Пословицы, сказанные к месту, эмоционально воспринимаются детьми, воспитывают у них добрые чувства, желание помочь друг другу, воздействуют на эстетические и моральные чувства. Они часто заменяют прямые формы нравственного воздействия.

Просмотров: 687
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Энгель Лилия Николаевна. Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
  • Макарова Алла Алексеевна. Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей
  • Скворцова Наталья Владимировна. Конспект родительского собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Небогатых Наталья Ивановна. Какова роль бабушек и дедушек в воспитании ребёнка?
  • Небогатых Наталья Ивановна. Какова роль бабушек и дедушек в воспитании ребёнка?
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Хохлова Наталья Анатольевна. Педагогическая идея «Использование сказочных персонажей и театрализованной деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
  • Цисавий Елена Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Игрушки в жизни ребёнка
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Иванова Юлия Владимировна. Роль игрушки в игровой деятельности детей.
  • Формина Татьяна Викторовна. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
  • Николаева Вера Михайловна. Статья «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе»
  • Мутовина Виктория Александровна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Гульнара Серверовна Федянина. Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинарного поведения на дороге
  • Никитина Миляуша Закиевна. Выступление на родительском собрании в подготовительной группе. Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Гиздатуллина Татьяна Владимировна. Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
  • Ганиева Ралия Рамильевна. Роль игры в воспитании детей
  • Светлана Садреева. Как не надо кормить ребёнка
  • Морева Ольга Ивановна. Роль игрушек в развитии ребёнка
  • Ефарова Татьяна Валерьевна. РОЛЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
  • Таловская Наталья Николаевна. Консультация 'Новые технологии работы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь