Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
Для успешного овладения грамотой в школе необходимо развитие определённых психофизиологических функций:
- фонематического анализа и синтеза
- зрительно-пространственного восприятия
- зрительного анализа и синтеза
- тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук и др.
Если к началу школьного обучения не сформирована одна из перечисленных функций, у ребёнка может возникнуть специфическое нарушение письма (дисграфия) или чтения (дислексия). Важно ещё в дошкольном возрасте обратить внимание на развитие данных функций, так как это может стать профилактикой нарушений письменной речи.
Скачать конспект
Так же взрослым не следует забывать, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра.
Здесь надо отметить определённое противоречие: с одной стороны, важность коррекционно-развивающей деятельности требует организации специальных занятий, направленных на развитие необходимых психофизиологических функций или преодоление речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит игре.
В данной методической разработке представлены дидактические игры, учебно-игровые ситуации и наглядно игровые средства, которые помогут преодолеть противоречия и создать по выражению А.М. Новикова «симбиоз игровой и учебной деятельности».
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия
и обучение звуковому анализу и синтезу
Игра «Варежки»
Цель: развивать умение дифференцировать звуки по мягкости и твёрдости.
Оборудование: для игры необходимы варежки – синего и зелёного цвета. Синяя варежка – твёрдый звук, зелёная – мягкий звук.
Ход игры: педагог называет слоги (слова) с заданными звуками, дети поднимают, соответсвующую звуковой символике, варежку.
Игры с элементами кодирования: знаком, цветом, жестом.
Вариант 1 «Крестики-нолики»
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Оборудование: игровое поле из 9 клеток, маркер или карандаш.
Ход игры: педагог произносит слова с заданным звуком, дети ставят знак «крестик», если в слове есть звук, ставят «нолик», если звука нет.
Вариант 2 «Звуковая дорожка»
Цель: развивать умение дифференцировать звуки по мягкости и твёрдости.
Оборудование: квадраты зелёного и синего цвета или цветные карандаши.
Ход игры: педагог называет слова, дети определяют какой звук и выкладывают (закрашивают) квадрат.
Вариант 3 «Звуковая молчанка».
Известный психолог Л.С. Выготский когда-то говорил о том, что только там, где есть движение руки, тела ребёнка, начинается движение его души и ума. Это действительно так. Моим ребятам понравилось «разговаривать» пальчиками, жестами. Рука ставится на локоток. Дети молча показывают характеристику заданного звука: согласный – 4 пальца вытянутые вперёд и сомкнуты с большим пальцем (ротик закрыт); мягкий – ладони обеих рук сложены лодочкой и подложены под щёку (спим на мягкой подушке); звонкий – имитируют движение колокольчика; твёрдый – стучат кулачком по кулачку (как молоточки); глухой – закрывают уши. Гласные звуки показывают так же как согласный, только большой палец не смыкается с остальными (ротик открыт).
Игра «Звуковые домики» или «Звуковые деревья»
Цель: развивать умение дифференцировать звуки по мягкости и твёрдости.
Оборудование: домики (деревья) синего и зелёного цвета, предметные картинки.
Ход игры: педагог или ребёнок берёт картинку, произносит слово, даёт характеристику звуку по мягкости-твёрдости и определяет, где будет «жить» ( «расти») слово.
Игра «Паровозик»
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: паровозик, предметные картинки.
Ход игры: дети произносят слова с заданным звуком, определяют позицию звука и размещают картинку в соответствующем вагоне.
Игра «Теремок»
Цель: учить определять последовательность звуков в слове и упражнять в умении давать характеристику звукам.
Оборудование: теремок и предметные картинки.
Ход игры: на доске висит красочный теремок. В руках у детей картинки.
Педагог начинает игру: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежал
мимо звук… Ребёнок берёт в руки картинку и даёт характеристику первому
звуку. Педагог продолжает сказку: «Смотрит: нет никого в теремке. Зашёл
звук и стал там жить (картинка ставится на травку). На следующий день шел мимо другой звук…Игру продолжает другой ребёнок: «Тук-тук-тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Первый ребёнок отвечает: «Это я согласный, твёрдый, звонкий. А ты кто?» Второй ребёнок отвечает: «А я гласный. Пусти меня жить? Сказка-игра продолжается, пока все звуки не познакомятся друг с другом. Если звуки «живут» дружно в теремке – полу-
чается слово.
Игры, направленные на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений
После исследования звука переходим к знакомству с его видимым образом – буквой. Как много раз нужно назвать ребёнку букву, чтобы он её запомнил? Всё будет зависеть от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, частоты занятий с ним. Но абсолютно точно, чем чаще образ буквы будет мелькать перед глазами ребёнка, тем быстрее он её запомнит.
Знакомство с буквой начинается с рассматривания и анализа элементов.
Многие пособия предлагают при запоминании букв опираться на образы, сравнить буквы с различными небуквенными изображениями. Безусловно полезным для запоминания будет выкладывание из палочек, спичек, мозаики, кубиков, пуговиц, семечек, камешков, гвоздей…
Оригинальный способ запоминания букв – упражнение «Встань как буква».
Увлекательным занятием могут стать «пространственные» загадки из букв. Чтобы их изготовить, потребуется набор цветной бумаги и картона. Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы её контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа. Разверните. Покажите ребёнку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. На глазах детей сложите лист и покажите отгадку. Игра развивает пространственное и образное мышление.
Игра «Найди и подчеркни». Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Ребёнку предлагается, внимательно просматривая текст, находить и подчёркивать заданную букву. Не забывайте спрашивать ребёнка, какую букву он ищет. В другой раз букву можно обводить или зачёркивать. При успешном выполнении этого задания можно предложить находить сразу две буквы и отмечать их разными значками. Это задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих) детей, т.к. ещё и тренирует внимание, усидчивость.
Игра «От какой буквы деталь?» Напишите на листе только элементы букв. Попросите ребёнка угадать, какие буквы съел Дед Буквоед. Можно предложить дописать буквы. Игра развивает воображение, зрительное восприятие, внимание.
Игра «Какие буквы спрятались?»
Игра «Какая буква следующая?» Напишите цепочку из букв: АЛАЛА. Попросите угадать, какая буква следующая. Ребёнок должен продолжить ряд, называя буквы. Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание. Можно предлагать другие виды чередования:
ААЛЛААЛЛ…, АЛЛАЛЛА……, АЛАПАЛАП…
Игра «Мягкие буквы»
Цель: запоминание образа буквы, развитие тактильных ощущенией.
Оборудование: буквы вырезаны из флиса или сшиты из яркой ткани, наполнены синтепоном. Внутри каждой буквы спрятан «сюрприз» — пуговицы, скрепки, бусины.
Ход игры: детям предлагается ощупать букву и посчитать сколько «сюрпризов» там спрятано. Можно из мягких букв составлять слова.
Литература:
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной школе: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
- Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с.
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
|