Цисавий Елена Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(из опыта работы)

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой. Играя, ребёнок копирует поведение взрослых. По играм детей можно предположить, что ждёт нас в будущем, какие люди будут нас окружать. Поэтому так важно, чтоб в детском саду достаточно внимания уделялось театрализованной деятельности, всем видам театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка всегда, чтоб ребёнок чувствовал себя счастливым. Ведь от того, как будет чувствовать себя ребёнок в детском саду, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 

Скачать конспект

Развивая творческие способности ребёнка средствами кукольного театра, мы, в первую очередь, развиваем творческую личность. В связи с этим можно утверждать, что театрализованная деятельность вызывает у ребёнка потребность в новых впечатлениях и потребность в самоутверждении.

Надо сказать, что такая работа мне очень интересна, потому что, когда я вижу, как меняется ребёнок, как он тянется ко мне, как ждёт чего-то нового и интересного, хочется работать и работать, что-то придумывать, создавать новый материал.

Как было сказано ранее, поле деятельности настолько велико, что можно не бояться, что однажды мне нечем будет удивить и порадовать детей. Главное, чтоб я сама в душе оставалась ребёнком и тогда уж точно никогда не иссякнет поток творческих мыслей, а творческая мысль всегда найдёт себе место и в общении и в обучении.

Как правило, группа раннего возраста – это первая ступень, оказавшись на которой, малыш соприкасается с социальной действительностью. В этот период вся моя работа направлена на развитие коммуникативных качеств детей: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, обыгрывать стихотворения. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной деятельности детей. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы. Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики.

В нашем детском саду существует замечательная традиция – проведение досуга. Не хочу сказать, что досуг – целиком и полностью театрализованное представление. Можно сказать, что одной из частей досуга является театрализованное представление, действие в котором обыгрывается с помощью игрушек. Такое представление даёт детям яркие впечатления, учит внимательно следить за сюжетом, побуждает принять активное участие в действии.

Огромное значение имеет музыка. Мне очень нравится пособие О.П. Радыновой «Слушаем музыку». По-моему, в этом сборнике есть всё необходимое. Помимо этого, я использую множество других аудио записей. Также, с удовольствием дети слушают звуки природы.

В своей работе я постоянно использую кукольный театр, часто, куколки помогают мне установить контакт с ребёнком. Каким образом? Во время адаптационного периода, когда малыши только-только начинают посещать детский сад, как нельзя, кстати, приходится какая-нибудь «живая» куколка. Есть у меня такая кукла, бабушка Лида, которая рассказывает сказки и задаёт разные вопросы.

Дети с куклой бабушкой Лидой

Она с лёгкостью «знакомится» с малышом, успокаивает его, утешает, любит перед сном сказочку рассказать.

Такая кукла обязательно нужна педагогу, она – настоящий помощник. У бабушки Лиды есть кукла-напарник дядя Вася, эта кукла также участвует в занятиях и развлечениях.

Кукла дядя Вася

Но, в период адаптации я использую не только их, есть у нас в группе ещё «человек с сюрпризом». «Человек с сюрпризом» — это кукла, наполненная разноцветными шариками, у неё мягкое тело, которым легко управлять. Ребёнок, в силу своей любознательности, обратит на куклу внимание, очень уж интересно, что же у неё внутри спрятано. Таким образом, малыш переключается со своей «проблемы» на куклу. Конечно, не достаточно просто показать ребёнку куклу, кукла «оживает», начинает говорить с ребёнком, предлагает посмотреть, что у неё внутри, предлагает носовой платочек. Не скрою, не всякий ребёнок способен вот так запросто начать общение с куклой, некоторые дети её отпихивают, недовольно морщатся, тут нужно успокоить ребёнка, посадить его на колени и попробовать ещё раз и, если удастся познакомить ребёнка с куклой, то на следующий день успокоить пришедшего малыша будет легче. Когда ребёнок уходит домой, кукла с ним прощается и говорит, что будет его ждать завтра, а ребёнок, в свою очередь, обещает придти. Таким образом, в сознании ребёнка закрепляется то, что в саду есть такое доброе существо, которое тебя ждёт.

В этот период я провожу разные игры, которые нацелены именно на успокоение малыша, установление контакта с воспитателем, например, «Киска, брысь!». Хотя в данном случае я использовала вовсе не театральную куклу, а обыкновенную, мягкую игрушку кошечку, которая сидит на дороге и мешает нам идти. Ребёнок повторяет действия воспитателя, топает ногой, при этом ребёнок держит воспитателя за руку, а это важно, и ещё, не менее важно, произносить имя каждого ребёнка спокойным, ласковым голосом.

В период адаптации очень важным моментом является принятие ребёнка таким, какой он есть: понять, почувствовать его и принять, как родного. Только тогда, на мой взгляд, возможна работа с ребёнком, только тогда ребёнок раскроется, захочет общаться.

Игра «Покружимся» также хороша для периода адаптации. Малыш успокаивается, расслабляется, появляется доверие к воспитателю. Стоит только начать двигаться воспитателю и ребёнок подхватывает движения. И вот мы уже вместе кружимся с медвежатами, хотя, ещё несколько минут назад, ребёнку было очень грустно.

Воспитатель не должен бояться вести себя как ребёнок: ползать по ковру, смешить малышей, веселиться с ними вместе. Только тогда, когда дети почувствуют педагога «своим», незримая стена исчезнет и наступит взаимопонимание. «Игра с собачкой» на первый взгляд тоже вроде к театру

никакого отношения не имеет, но это только на первый взгляд. На самом деле, собачка-то оживает, трогает малыша лапкой, а малыш радуется, ему нравится такая игра.

Укладывание детей спать иногда превращается у нас в игру. Наверное, многие педагоги скажут, что это неуместно в спальне, но я с ними не соглашусь.

Когда я или мой помощник надевает на руку куклу, и она начинает что-то говорить детям, дети замирают в ожидании чуда. Они лежат тихо-тихо и слушают, что же она, кукла, а не воспитатель, им расскажет. Наша бабушка Лида поёт им народные и колыбельные песенки, а иногда и сказочку расскажет. Такое «укладывание» нравится и детям и нам, взрослым, педагогам. Что говорить о малышах в детском саду, если мой шестилетний сын с большим удовольствием общается с бабушкой Лидой.

На занятиях я очень часто использую пальчиковый театр, плоскостной театр, кукол бибабо: музыкальное занятие, изобразительная деятельность, окружающий мир, художественная литература редко обходятся без них. А сюрпризный момент?! Дети любят, когда в группу вносится какая-то игрушка, например, Петрушка.

Петрушка яркий и голосистый персонаж, он пришёл к нам в гости, познакомился с нами и предложил поиграть с погремушками. Под песенку «Погремушка» Е. Железновой дети весело танцевали. От этой встречи дети получили массу положительных эмоций, а мы, взрослые, радовались вместе с ними.

Конечно же, воспитатель не только придумывает занятие и подбирает оборудование, но ещё необходимо подобрать музыку. Возможно, кто-то скажет, что музыкальное оформление — дело музыкального руководителя, но я с этим вынуждена не согласиться. Музыкальный руководитель работает на музыкальном занятии, а в группе работаем мы, воспитатели, и именно мы должны продумывать занятия и развлечения «от и до». Мне, например, очень нравятся народные мелодии, они нравятся и детям, ноги так и пускаются в пляс. А если дать детям разноцветные платочки?

Если говорить конкретно, то сначала хочу рассказать о использовании кукол на музыкальных занятиях. Например, по плану разучивание песенки о киске, собачке или о петушке, музыкальный руководитель вносит куклу, которая сначала здоровается, потом предлагает послушать песенку, а потом и спеть, а в конце хвалит детей и благодарит за песенку.

Так же по плану может быть подвижная игра, например, «Кот и воробушки». Воспитатель надевает на руку «кота», дети изображают воробушков и вот игра началась, воробьи машут крылышками, кот дремлет, а потом выходит на охоту, воробышки разбегаются и прячутся в гнёздышках.

В такие моменты детей переполняют эмоции, ведь с ними играет не воспитатель, а кот, который, кроме «мяу» ещё и разговаривает и пытается их поймать.

Говоря о занятиях в группе, можно представить множество вариантов использования театра. Например, на занятие по окружающему миру «Домашние животные» детей приглашает бабушка Лида. В этом интересном занятии дети не только закрепляют понятие «домашние животные», но и развивают мелкую моторику, артикуляционный аппарат, координацию движений, расширяется лексический запас по заданной теме.

В занятии присутствует инсценировка стихотворения, что само по себе очень интересно, а так же звучат разные мелодии, в конце занятия дети создают постройки для животных.

Представляя занятия по изобразительной деятельности, хочется рассказать многое, например, занятия по рисованию редко обходятся без использования театра. Прячем мышку от кошки, прячем зайку от лисички, рисуем грибочки для ёжика, рисуем заборчик для дяди Васи и т.д., практически во всех занятиях присутствует одна или две игрушки.

В лепке мы с детьми помогаем бабушке Лиде накормить курочек ( «Накормим курочку»), или помогаем Маше сделать пирожки для медведя ( «Пирожок»), а ещё для Маши мы делаем расчёски ( «Расчёска»), или для доктора делаем витамины в баночке ( «Витамины в баночке»), а если к нам придёт дед Мороз и попросит помочь ему заснежить наш город, мы ему в этом обязательно поможем ( «Снег идёт») в занятии «Спрячь мышку» я использую кукол кошку и мышку и т.д.

В занятиях по развитию речи часто используется кукольный театр.

Вот, к примеру, фланелеграф. Начинаю рассказывать, достаю одного персонажа за другим, а дети называют их, изображают или даже озвучивают. Дети радуются, улыбаются, им нравится называть персонажей. Часто даю детям возможность самим достать и прикрепить фигурку к поверхности. В этом случае, приходится быть немного строгой, поскольку прикреплять хочется всем, а вот очерёдность соблюдать им пока ещё трудно. Во второй половине года, с учётом систематического использования театра, дети привыкают к правилам и спокойно занимаются.

Конечно же, в занятиях по развитию речи я использую не только фланелеграф, но и все виды театра. Вот, например, «театр-матрёшка», рассказываю-показываю сказку «Заюшкина избушка». Дети с удовольствием наблюдают, а потом и сами начинают управлять персонажами.

Каждое такое занятие проходит легко и интересно, чувствуется огромное желание детей заниматься.

Таким же образом мы знакомим детей с литературными произведениями, сказками.

Занятия по конструированию тоже часто начинаются с игры. Сюжет простой, например, всё та же бабушка Лида просит детей построить домики для её утят, и мы начинаем строить. Конечно, не всегда у детей получается построить то, что было задумано, но сам факт, дети с удовольствием строят и сажают игрушку на постройку.

Необходимо сказать, что мало иметь в наличии кукольный театр, мало показывать его детям, важно научить детей играть самостоятельно. Дети с удовольствием надевают куколок на пальчики, на руки. Необходимо давать детям возможность экспериментировать с куклами. Сегодня они играют с перчатками, завтра с пальчиковыми, потом попробуем играть на фланелеграфе, а там доберёмся и до марионеток. Всё это развивает воображение малышей, даёт им радость. Приятно наблюдать за тем, как развивается целая игра при помощи куколок. Вдвойне приятно то, что в игре они используют полученные в детском саду знания и умения.

Я не только показываю мини-спектакли для детей своей группы, но, и принимаю активное участие в спектаклях, которые ставят сотрудники нашего детского сада для широкого круга зрителей. Например, спектакль «Колобок» для детей и родителей группы кратковременного пребывания.

А вот они, восхищённые зрители. Малыши и родители. Взрослых наверняка мучил вопрос: интересно, сколько народу там, за декорациями, кто дарит нашим детям такие незабываемые ощущения? Ведь ни телевизор, ни компьютер, ни даже…книга не сможет сравниться с этим произведением искусства…

«Я забыл, как просить молочко» – плакал котёнок. «Это же очень просто – сказал щенок, — скажи, гав-гав!»

Большое место в моей работе занимают игры с дидактической куклой. Дети водят её в магазин, катают на машинах и на колясках, кормят её, лечат, одевают на прогулку.

Ведь сюжетно-отобразительная деятельность – это игра в действительность, отображение реальности, а поскольку в такой игре каждый играет ту или иную роль, то это, своего рода театр. Возможно, зачатки театрализованной деятельности.

Если дети растут в хорошо организованной среде, если среда доступна для них, то им не составит труда организовать сюжетно-ролевую или театрализованную игру. Они охотно используют образные игрушки, театральных кукол и наряжаются по замыслу.

Детям необходимо предоставить возможность играть.

Уже сейчас, через пять месяцев после начала учебного года, можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек, умеют развернуть, как я уже говорила, небольшие сюжеты. Моё участие в игре теперь вполне естественно, даже без помощи любимой детьми бабушки Лиды. Тем не менее, я стараюсь по возможности включать в занятия кукол.

Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты. Например, дети стали дисциплинированными. На занятиях внимательно слушают, отвечают на вопросы, не балуются. А всего-то на всего, пришёл к ним медвежонок и сказал, что он из лесного детского сада и ему хочется рассказать своим друзьям, какие здесь детки хорошие. А мне, в свою очередь, нужно было добавить, что у нас действительно очень хорошие и послушные детки. Дети с удовольствием посещают группу, а родители рассказывают нам о том, как дома их малыши играют в детский сад.

Родителям я тоже рекомендую дома использовать кукол, играть вместе с детьми и показывать им спектакли. Были проведены различные беседы и консультации, например, «Домашний кукольный театр», «Сюжетно-ролевые игры», «Образные игрушки», «Пальчиковая гимнастика», «Домашний кукольный театр как средство научить ребёнка общению», «Первый поход в театр», «Полезные адреса: кукольные театры Москвы», «Делаем кукол для домашнего театра» и др. Я регулярно вывешиваю на информационном стенде объявления о спектаклях в детских театрах г. Москвы, так сказать, организовываю наглядную агитацию. Несмотря на то, что в настоящее время, есть способы узнать обо всём не выходя из дома, родители пользуются этой информацией, что очень радует. Многие родители сделали для себя открытие, что в нашем районе «Митино» работает замечательный театр «Монотон» и, уже побывали там с детьми. Так же, родители активно посещают с детьми и другие театры города, что меня, как воспитателя, безусловно, вдохновляет на творческие проекты.

Практика показала, что используя кукольный театр в работе с малышами, можно достичь положительных результатов по всем направлениям педагогической деятельности и, на выходе получить коммуникабельных, эмоционально-отзывчивых, всесторонне развитых первоклашек.

Воспитатель ГБОУ школа № 1538

Цисавий Елена Владимировна,

2018 год

Просмотров: 491
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Абрамова Елена Васильевна. Беседа-статья «Что такое домашний детский театр?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Редактор. Что подарить детям на выпускной в детском саду?
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь