Гиздатуллина Татьяна Владимировна. Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы на тему: «Роль дидактичексих игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель: 1 квалификационной категории Гиздатуллина Т. В. г. Альметьевск, 2018 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР № 65 «Ивушка» г. Альметьевск

Экология не только наука. Это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее для всех нас, дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. В настоящее время главная цель экологической культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки, предполагает овладение совокупностью знаний и умений по экологии, уважительности, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, надо начинать с этого возраста. Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Обострение отсутствия экологической культуры диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, то есть, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом. Эта работа начинается в детском саду.

 

Сказочно богата наша природа. И то, как дети будут относиться к ней, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям.

Цель работы по экологическому воспитанию: становление у детей научно — познавательного, эмоционально — нравственного, практически — деятельного

отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для осуществления этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самих детей поведения
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, окружающему миру в целом
  • формирование эмпатийных умений (умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде)
  • помочь детям научиться понимать природу, устанавливать существующие в ней связи.

Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми. Но, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности, решила использовать в своей работе дидактические игры. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения. Игры оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие детей: дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, выполнять умственные операции. Дидактические игры вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, возбуждают активность, желание играть. Дидактические игры — это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают ее более интересной для детей. Дидактические игры позволяют развитию детей самые разнообразные положительные качества. В группе много игр природоведческого характера. Некоторые игры я сделала сама, а также подобрала известные, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствие с поставленными задачами игровая деятельность. Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы.

С временами года знакомила детей в несколько этапов: вместе с детьми рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках; читала рассказы о временах года: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. Соколов — Микитов «Год в лесу»«Хрестоматия для детей», энциклопедия.

После того, как дети накопили достаточный багаж знаний, закрепляла знания детей о временах года в играх. Для этого использовала дидактические игры: «Какое время года?»«Назови по порядку»«Когда это бывает?»«Что лишнее?». Дети называли времена года по порядку, отмечали характерные признаки каждого времени года. В играх «Времена года»«Наряды матушки Земли», дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. При этом читала стихи, загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли время года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли.

Рассматривали деревья, рассказывала детям об особенностях каждого дерева: «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной бывают сережки, тонкие ветки растут вниз). Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные иголки, а у ели — короткие. И шишки у них разные: маленькие у сосны, большие — у ели. С цветов липы пчелы собирают нектар, поэтому липу называют сладким деревом. Дуб — сильное, могучее дерево. Его плоды называются — желуди. Плодами рябины питаются снегири. Рассказала детям, какую пользу приносят деревья. В ходе образовательной деятельности в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе, любоваться природой в разное время года. Играли в такие игры: «Назови дерево»«Найди такое же»«Чей листок?»«Найди пару»«С какой ветки детки?». Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес — это целый город, состоящий из особых домов. Дерево, куст, травинка — это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что в лесу живут самые разные существа, не, где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира.

В лесу тоже есть «этажи». Задавала детям вопросы:

  • Почему лягушек называют земноводными?
  • Как ведет ежик в момент опасности?
  • Какие материалы используют для строительства гнезда?
  • На каких ярусах можно встретить птиц? (почти на всех).
  • Сколько пар ног у насекомых?
  • Кто такой короед?

В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса. Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды», закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играла в игру «Где, что растет?», знакомила с растениями: полевыми, садовыми, луговыми. Закрепляли название растений.

В группе есть уголок природы, это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Комнатные растения — это ценный дидактический материал. Знакомила детей с комнатными растениями. Рассматривали каждое растение. Отмечали строение, называли части растений. Играла с детьми в игры: «Назови растение»«Угадай, чего не стало?»«Угадай по писанию». Дети самостоятельно описывали растение, играли в игру «Составь растение», используя модели частей растения. Знакомя с объектами природы, старалась воспитывать у детей воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Также знакомила детей с лекарственными растениями. Для этого выбирала те растения, которые могут избавить от простуды, кашля. Отмечали, какие части растений полезны. Дети рассказывали о лекарственных растениях из своего опыта.

Знакомила детей с животным миром: домашними животными, дикими, животными жарких стран, животными Севера; с особенностями внешнего вида животных, поведение взрослых животных и их детенышей. Рассказывала детям, как живут, чем питаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как меняется жизнь животных со сменой времен года. Использовала игры: «Назови животное»«Назови детенышей»«Чей дом». Читала детям стихи, загадывала загадки о животных, насекомых, птицах. Также знакомила с животным миром родного края. Полученные знания о природе дети отражали в рисунках, лепке, аппликации.

Чтобы обобщить, закрепить знания о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры: «Что лишнее?»«Кто лишний?». Дети рассматривали карточки и выделяли из группы лишний предмет, аргументируя при этом свои высказывания. Например: заяц, медведь, еж. Дети определяют, что заяц лишний, потому что медведь, еж спят зимой, а заяц – нет. На карточке муравей, стрекоза и бабочка. Надо найти, кто лишний. Дети называют лишним муравья. И делают вывод: муравей лишний, потому что он ползает. А бабочка и стрекоза – летают.

Много говорили о правилах поведения в природе: «Экологический светофор»«Пищевые цепочки»«Мы — друзья природы»«Что будет если…». Эти игры помогли мне знакомить детей с правилами поведения в природе, а также замечать последствия действий человека по отношению к природе. Дети научились делать выводы: если что — то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо. Дети получили достаточный объем знаний, выучили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не разорять гнезда птиц, заботиться о птицах в холодное время года, не оставлять мусор в местах отдыха, не шуметь в лесу, не рвать цветы, не ловить насекомых, не загрязнять реки, озера, беречь природу.

Итогом работы было занятие для воспитателей детского сада и родителей: Ознакомление детей с природой с использованием дидактических игр на тему: «Прогулка в весенний лес». Дети показали, что имеют достаточный запас знаний о растениях, животных, об окружающей нас природе, знают правила поведения в природе, как беречь ее, заботиться о ней.

Считаю, что дидактические игры помогли формировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к природе. Надеюсь, что вся проведенная работа, дала детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых.

 

Просмотров: 589
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Соколова Елена Григорьевна. Наблюдение в природе по временам года в подготовительной группе
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Ирина Никишина. Пальчиковые игры для детей от 1 года до 7 лет
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Марина Благинина. Авторские дидактические игры с детьми раннего возраста во время адаптаций
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь